Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 12:15, дипломная работа
Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Сущность и функции коммерческих банков в современной рыночной экономике 6
1.2. Понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги 11
1.3. Организация кассового обслуживания в современном коммерческом банке 22
1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135 33
2.1. Характеристика деятельности Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053 33
2.2. Организация кассовой работы в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053/0135 45
2.3. Анализ кассовой работы операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА РФ 83
3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения 84
3.2. Расчет эффективности увеличения лимита 89
3.3 Совершенствования кассового обслуживания клиетов Курчатовского отделения Сбербанка РФ № 8053 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1 107
Динамика основных показателей Сберегательного банка РФ 107
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Банки являются неотъемлемой частью современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Будучи в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Необходимо отметить, что банки в настоящее время - это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
В ходе осуществления рыночных реформ в России была создана рыночно ориентированная банковская система, законодательное и нормативное регулирование которой исходит из международных требований к банковским системам рыночного типа. Однако, по мнению зарубежных экспертов, российская банковская система по степени своего экономического и институционального развития пока еще отстает от банковских систем наиболее развитых стран мира, что выражается в ее недостаточно диверсифицированной структуре, несовершенстве законодательной и нормативной баз.
Современная банковская система России включает в себя Банк России, филиалы и представительства иностранных банков, а также кредитные организации - коммерческие банки. На эти банковские институты в настоящее время возложена важнейшая функция – обеспечение функционирования платежной системы страны. И основная роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам.
Вместе с тем анализ сложившейся на банковском рынке ситуации показывает, что наряду с указанными выше институциональными проблемами банковского сектора весомый вклад вносит и проблема несовершенства системы банковского обслуживания, предопределяя слабость отдельных коммерческих банков.
В этой связи становится актуальным рассмотрение проблемы организации эффективного кассового обслуживания в коммерческом банке.
Анализ специальной литературы по поставленной проблеме исследования показал, что на настоящий момент нет научных работ, посвященных оптимизации кассового обслуживания в банке. Вместе с тем, современная ситуация, в частности отраженная в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года, определяет целесообразность и важность принятия коммерческим банком комплекса мер по улучшению кассовых операций в банках.
Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных экономистов: И.Т.Балабанова, Г.Н.Белоглазовой, А.Г.Братко, В.И.Колесникова, А.В.Калтырина, Л.А.Красавиной, О.И.Лаврушина и др.
Методологической основой проведения исследования являются законодательные и нормативные акты, прежде всего различные инструктивные материалы Банка России. Информационной базой стали материалы из практической деятельности банка Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053.
Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
Объект исследования является операционная касса вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
Предмет
исследования – организация кассового
обслуживания в операционной кассе
вне кассового узла Курчатовского
отделения Сберегательного
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений. В
первой главе представлен
Во
второй главе приведен анализ деятельности
Сберегательного банка
В
третьей главе описаны
Термин «банк» происходит от «banco», что в переводе с итальянского означает «скамья менялы», «денежный стол» [15. С.46]. Менялы не только осуществляли обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа. В историческом плане первоначально банки возникли как частные коммерческие образования, элементы торгово-рыночной инфраструктуры. По мере развития товарного производства и расширения сферы денежного обращения происходило возрастание роли банков в экономике.
Проведенный нами анализ литературы по изучаемому вопросу показал, что в современной литературе нет единого мнения относительно понятия и сущности банка.
Так, в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 от 02.12.90 г., он определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [4].
А. А. Демин считает, что «фирма (промышленная, банковская) - консервативный институт, организационная основа любой экономики. Она является ядром микроэкономики» [15. С. 91].
А. Ю. Цыцерева, считая, что «фирма - это юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью», которых «в развитой рыночной экономике существует огромное разнообразие» [69. С. 272], к числу последних относит и банковские.
Ю. А. Львов уточняет, что «по своему хозяйственному статусу коммерческие банки - это частные корпорации акционерного типа. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли. Источником дохода коммерческого банка служит оплата клиентами услуг банка и проценты с работающих активов - займов, кредитов, ценных бумаг», и подчеркивает, что «коммерческие банки привлекают финансовые средства от собственного имени на предоставление займов и кредитов и приобретение ценных бумаг» [43. С. 35].
Такой
же точки зрения придерживаются Ю. В.
Пашкуе и О. Н. Мисько: «...банк есть особая
организационная единица
Четкое выражение данного подхода можно найти у П. Кулигина: «Коммерческие банки в рыночной экономике - это, по существу, те же предприятия или предпринимательские единицы, но только в особой, денежно-кредитной сфере хозяйственной деятельности. На принципах свободной купли-продажи они привлекают ресурсы (формируют пассивы) и размещают их по тем или другим назначениям (формируют активы), руководствуясь ценами и критериями роста своих прибылей, капиталов и престижа (надежности)» [42, С. 65].
Известные
отечественные ученые-
Эту точку зрения разделяют Л. Н. Красавина, О. И. Лаврушин, а также Э. Я. Брегель, считавший, что «в буржуазном обществе банки - особый вид капиталистических предприятий, осуществляющий движение ссудных капиталов, их мобилизацию и распределение» [14. С. 60].
Лауреат Нобелевской премии по экономике, автор известного учебника П. Самуэльсон считает «банк относительно простым деловым предприятием, а банковское дело - бизнесом подобно любому другому» [16. С. 267].
Таким образом, учитывая важную роль банков в развитии экономики, выполнение ими большого числа операций, даже простое перечисление которых может дать представление об их многосторонней деятельности, более предпочтительной представляется их характеристика как предприятия.
Об этом же
свидетельствует анализ принципов организации
банка (рис.1.).
Рис.1.
Принципы организации банка
Необходимо отметить, что данный подход уже принят в мировой практике. Достаточно широкое признание получило понятие «банковская промышленность», подчеркивающее производительный характер банковской деятельности [36. С. 21].
Следовательно, банк можно рассматривать как особый вид предприятий, но в кредитно-банковской сфере.
Банковский процесс прежде всего - предпринимательский процесс, так как предпринимательство как процесс создания нового, обладающего ценностью, предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым. Обе эти составляющие присущи и банковскому делу.
Если собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выраженных стадий: поиск новой идеи и ее оценка, составление бизнес-плана, поиск необходимых ресурсов и управление созданным предприятием, то они свойственны и предпринимательству в банковском деле, как системообразующие факторы определения этого предприятия в качестве основного звена национальной экономики и самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Рис.2. Структурная организация банка
Следовательно, определение предприятия как экономической единицы, использующей факторы процесса производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремящейся к максимизации прибыли, самостоятельно принимающей решения, полностью применимо к банку.