Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 12:15, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.

Содержание

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Сущность и функции коммерческих банков в современной рыночной экономике 6
1.2. Понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги 11
1.3. Организация кассового обслуживания в современном коммерческом банке 22
1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135 33
2.1. Характеристика деятельности Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053 33
2.2. Организация кассовой работы в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053/0135 45
2.3. Анализ кассовой работы операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА РФ 83
3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения 84
3.2. Расчет эффективности увеличения лимита 89
3.3 Совершенствования кассового обслуживания клиетов Курчатовского отделения Сбербанка РФ № 8053 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1 107
Динамика основных показателей Сберегательного банка РФ 107

Работа состоит из  1 файл

кассовое обслуживание.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

      Отражение операций по соответствующим счетам бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с требованиями нормативных  актов Банка России, регулирующих вопросы бухгалтерского учета в  кредитных организациях в Российской Федерации.  

1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка

 

     Руководитель  банка определяет режим работы внутреннего  структурного подразделения (ВСП) и  порядок передачи информации о совершенных им операциях.

     Кассовые  операции в ВСП могут осуществляться одним или несколькими кассовыми  работниками, один из которых в соответствии с распорядительным документом банка  выполняет функции заведующего  кассой (далее - кассовый работник ВСП).

     В соответствии с распорядительным документом банка денежная наличность и ценности по окончании работы ВСП ежедневно сдаются в кассу банка или хранятся в ВСП. Хранение денежной наличности и ценностей ВСП осуществляется в хранилище ценностей или в сейфе, который закрывается кассовым работником внутреннего структурного подразделения и сдается под охрану в порядке, установленном договором на охрану или распорядительным документом банка. В случае хранения денежной наличности и ценностей в ВСП банк распорядительным документом устанавливает указанному подразделению сумму минимально допустимого остатка наличных денег в пределах минимально допустимого остатка наличных денег, установленного банка.

     В конце операционного дня кассовый работник внутреннего структурного подразделения сверяет имеющийся у него остаток денежной наличности с суммами, указанными в приходных и расходных кассовых документах по произведенным операциям, и авансом или фактическим остатком наличных денег в кассе на начало операционного дня, составляет сводную справку о кассовых оборотах и подписывает ее. Если денежная наличность хранится в ВСП, кассовый работник внутреннего структурного подразделения ведет книгу учета денежной наличности и других ценностей. По распорядительному документу банка кассовые документы по произведенным операциям передаются в кредитную организацию или, сформированные в надлежащем порядке, хранятся во внутреннем структурном подразделении. Порядок сверки главным бухгалтером банка (его заместителем) итогов кассовых документов с данными бухгалтерского учета определяется банком.

     Доставка  денежной наличности и других ценностей  из банка в ВСП, из ВСП в банк производится, подразделением инкассации или кассовым работником ВСП в  сопровождении специально выделенных работников, обеспечивающих безопасность кассового работника и сохранность ценностей.

     В случае посменной работы ВСП передача денежной наличности, других ценностей  и кассовых документов кассовому  работнику очередной смены кассовым работником предыдущей смены по распорядительному  документу банка может быть организована без явки последнего. При этом кассовый работник предыдущей смены составляет акт о фактическом наличии ценностей, находящихся в кассе на конец операционного дня, а кассовый работник очередной смены утром следующего операционного дня производит сверку имеющихся в наличии ценностей с данными акта. Акт заверяется подписями кассовых работников с проставлением в нем записей о том, что одной сменой "ценности сданы", а другой сменой "ценности приняты".

    Таким образом, в современной экономике банки призваны аккумулировать денежные средства, осуществлять кредитование реальных запросов экономики, выполнять функции кассиров хозяйствующих субъектов. При этом осуществление кассового обслуживания банками является одной из самых важных задач любого коммерческого банка.

     Российские  коммерческие банки оказывают своим  клиентам, в основном, следующие  кассовые операции: инкассацию, прием  и пересчет выручки организаций  и наличных средств населения, выдача наличных средств со счетов клиентов.

    Коммерческий  банк - институт, координирующий и регулирующий организацию кассового обслуживания предприятий и населения в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между участниками рынка и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной платежной системы. Порядок и особенности осуществления кассового обслуживания закреплены законодательно и обязательны для исполнения всеми коммерческими банками.

    Вместе  с тем, кассовое обслуживание клиентов к каждом конкретном банке может  различаться. В связи с этим, представляется целесообразным изучение практики организации кассового обслуживания в отдельно взятом банке.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО  УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО  ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135

2.1. Характеристика деятельности Курчатовского  отделения Сберегательного банка  РФ № 8053

 

     Сберегательный  банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей  занимает ведущие позиции в кредитной системе. Сберегательный банк РФ (далее Банк) – это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка – дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посреднических и другие.

     Сбербанк  является крупнейшим эмитентом пластиковых  карт международных платежных систем в России и имеет статус Principal Member в международных платежных системах Visa Int. и Europay Int.

     Банк  основан в 1841 году, его учредителем  и основным акционером является Центральный  Банк Российской Федерации. Помимо Банка  России акционерами Банка являются более 230000 юридических и физических лиц.

     По  организационно-правовой форме Сберегательный банк РФ является акционерным коммерческим банком. Органы управления Банка включают:

     - Общее собрание акционеров;

     - Совет Банка;

     - Совет директоров Банка;

     - Президента Банка.

     Компетенция органов управления банка определена в его уставе.

     Уставный  капитал Сберегательного банка  РФ формируется путем выпуска  и размещения обыкновенных и привилегированных  именных акций и составил на 1 января 2006 года 1000000 тысяч рублей.

     Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Сберегательного Банка РФ, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.

     К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система Сбербанка России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в 1996 году собранием акционеров «Концепция развития Сбербанка России до 2000 года» была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение. Во время кризиса финансовой системы страны в 1998 году. Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надежного банка страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ банковским услугам значительному количеству новых клиентов.

     Реализуя  «Концепцию развития Сбербанка России до 2005 года», утвержденную Общим собранием  акционеров в июне 2000 года Сбербанк к 2006 году значительно укрепил свои позиции на приоритетных сегментах рынка. Динамика основных показателей Сбербанка России на три отчетные даты (2003-2005гг.) представлена в Приложении 1.

     Как видно из приложения 1 в анализируемом  банке сохраняется положительная  динамика по всем балансовым показателям. Наибольший темп роста наблюдается по показателям: кредиты частным клиентам (215%) и объему привлеченных средств корпоративных клиентов (175%).

     В 2004 году Банк сохранил лидирующие позиции  на рынке банковского обслуживания частных клиентов. Несмотря на высокие темпы роста рынка частных сбережений и усиление конкуренции со стороны других банков на 1 января 2005 года, доля Банка в указанном сегменте остается высокой и составляет 59,6%. Кредитование частных клиентов развивалось со значительным опережением ориентиров «Концепции развития Сбербанка России до 2005 года». В результате доля Банка в этом сегменте рынка выросла с 48,3 до 48,7%, что более чем в 1,5 раза превышает установленный ориентир (30%).

     За 2004 год положение Банка на рынке  привлечения средств корпоративных клиентов существенно укрепилось: его доля выросла на 4,5 п.п. до 17,8%. В сегменте кредитования корпоративных клиентов доля Банка возросла с 30,4 до 33,5% за счет как рублевых, так и валютных кредитов.

     На  рынке государственных ценных бумаг с начала года доля Банка сократилась на 2,0 п.п. до 18,1%.

     За  анализируемый период несколько  снизился темп роста активов-нетто  на 3% и собственных средств банка  на 8%, что сказалось на изменении  показателя достаточности капитала за 2004 год с 14% до 11,1%. Таким образом, показатель приближается к пороговому значению (10%) ниже которого надежность банка попадает под сомнение.

     В результате высоких темпов развития бизнеса, совершенствования клиентского  обслуживания, реализации мероприятий  по оптимизации непроцентных расходов по итогам 2004 и 2005 годов Банк достиг значительного финансового результата, сохранив стабильность основных показателей своей работы.

     За  анализируемый период чистая прибыль  выросла на 8% за 2003 год и на 30% за 2004 год. Динамика объемов комиссионного дохода была еще выше: за 2003 год увеличение на 38%, за 2004 на 59%. Однако, рентабельность активов Банка (RОАА) в 2004 году снизилась на 0,1%, по сравнению с уровнем 2003 года до уровня 2,5%. Данный факт свидетельствует о сокращении доходности активов. Таким образом, можно предположить, что в банке увеличилась доля неработающих активов или увеличились высоколиквидные активы, доходность которых близка к нулю. Это же предположение подтверждает снижение фактической процентной маржи на 1% за 2003 год и на 2% за 2004 до 7,1% на 1 января 2005 года.

     Рентабельность  капитала (RОАЕ) за 2004 год увеличилась на 1,4 % и составила 26,3%, что значительно выше контрольного показателя (20%), заложенного в Концепции (за 2003 год наблюдалось снижение на 4,6% до 24,9%).

     Филиальная  сеть изменилась незначительно, со стабильным темпом роста (100,2%) за анализируемый  период достигла показателя – 20222 подразделения, Темп роста численности сотрудников  сократился, что свидетельствует  о переходе на трудосберегающие технологии.

     Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система  контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и  ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.

     Уральский банк Сберегательного банка РФ является одним из 17 территориальных банков Сберегательного банка РФ - и действует на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан.

     Уральский банк обладает наиболее разветвленной  филиальной сетью в регионе, обслуживает  территорию в 497,3 тыс. км2. и предоставляет полный спектр банковских услуг на рынке, охватывающем более чем 13,1 млн. человек.

     По  состоянию на 01.04.2006 филиальная сеть Уральского банка Сбербанка России представлена 1761 подразделением, в  том числе: 100 отделений, 599 дополнительных офисов и 1049 операционных касс вне кассового узла, 13 передвижных пунктов кассовых операций. В Челябинской области: 320 подразделений, в т.ч. 24 отделения, 175 дополнительных офисов и 121 операционных касс вне кассового узла.

     Курчатовское  отделение № 8053 Сбербанка России организационно подчинено Челябинскому отделению Уральского банка. В Курчатовском ОСБ функционируют 27 филиалов в Курчатовском, Металлургическом, Кунашакском и Сосновском районах Челябинской области. Курчатовское отделение № 8053 оказывает своим клиентам полный спектр банковских услуг на всей территории области. В состав отделения входят 4 дополнительных офиса и 23 операционных касс вне кассового узла.

Информация о работе Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе