Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 12:15, дипломная работа
Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Сущность и функции коммерческих банков в современной рыночной экономике 6
1.2. Понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги 11
1.3. Организация кассового обслуживания в современном коммерческом банке 22
1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135 33
2.1. Характеристика деятельности Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053 33
2.2. Организация кассовой работы в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053/0135 45
2.3. Анализ кассовой работы операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА РФ 83
3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения 84
3.2. Расчет эффективности увеличения лимита 89
3.3 Совершенствования кассового обслуживания клиетов Курчатовского отделения Сбербанка РФ № 8053 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1 107
Динамика основных показателей Сберегательного банка РФ 107
На рис.2 представлена схема организации банка как предприятия.
Основные формы экономического обособления предприятия, определяющиеся его функцией товаропроизводителя (услугопроизводителя), как мы можем отметить, в полной мере характерны для коммерческого банка [17. С.174]:
Хозяйственная
самостоятельность, предполагающая совокупность
прав и ответственность предприятия
как юридического лица: учреждение,
согласно закону, наличие организационного
единства, структурная оформленность,
обладание необходимым
Технико-экономическая составляющая предприятия, включающая производительные силы, кооперацию на основе внутреннего разделения труда, первичное звено реального обобществления производства, форму организации и объект управления, имеет место и в банке.
Н.Г.Александрова отмечает: «В отличие от ссудного капиталистического предпринимателя, промышленные капиталисты вкладывают свой капитал в промышленность, торговые капиталисты - в торговлю, банкиры - в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют, главным образом, чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является процент, а доходом банкира - банковская прибыль» [8].
То есть банковская деятельность в условиях рыночного хозяйства - производственная деятельность в особой сфере. Как деятельность торгового капиталиста по перемещению товара туда, где он необходим (товар только там - товар), является производительной, так и деятельность банка по коммуникации денег и платежей, по трансформации риска, временных рамок, общих рыночных условий в сторону снижения издержек и повышения эластичности сбыта - производительна [36].
Кроме того, необходимо обратить внимание на двойственность природы коммерческого банка, определяемую исходя из фундаментальных законов диалектики. Двойственность эта заключается в том, что, с одной стороны, банк - финансовый посредник, аккумулирующей денежные ресурсы и предлагающий их в ссуды, а с другой - предприятие, способное создавать платежные средства [36]. В этой двойственности - вся природа коммерческого банка как участника воспроизводственного процесса.
Таким образом, банк можно считать особым видом предприятия, производящего финансово-кредитные услуги, платежные средства для наличного и безналичного оборотов, услуги по коммуникации денег и платежей, а также различные виды трансформационной деятельности.
В этой связи становится актуальным рассмотрение специфики осуществления коммерческими банками отдельных видов деятельности, в частности кассового обслуживания.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 861 ГК РФ, должны производиться в безналичном порядке [1]. Вместе с тем расчеты между этими лицами могут производиться также и наличными деньгами, если иное не установлено законом.
В настоящее время, в соответствии с указаниями ЦБ РФ от 11.11.2001 г. № 1050-У, предельный размер таких расчетов установлен в сумме 60 тыс. р. Указанная сумма является предельной по одной сделке [13]. При этом платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта), следует рассматривать как единый суммарный платеж. Данное ограничение распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Все расчеты между предприятиями и организациями сверх указанных свыше сумм должны производиться только в безналичном порядке.
Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут осуществляться наличными без ограничения.
Наличные расчеты - это расчеты наличными деньгами (банкнотами, разменной монетой).
Безналичные расчеты - это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований [16. C.65]. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.
Между
наличными и безналичными расчетами
существует тесная связь. В сферу
обращения наличные деньги попадают
из банка в форме выплаты
- предприятия, не имеющие постоянной выручки наличными;
- предприятия,
имеющие постоянную налично-
- коммерческие банки.
Первые из них объективно нуждаются в наличных деньгах для осуществления платежей, в силу разных причин (исторических, экономических, психологических), производимых за наличный расчет: расчеты по оплате труда, командировочные и хозяйственные расходы и т.д.
У
вторых возникает потребность в
переводе выручки в безналичную
форму для осуществления
Роль банка с этих позиций можно упрощенно определить как посредника: банк удовлетворяет потребность в наличных деньгах предприятий, не имеющих постоянной наличной выручки, и организует хранение, пересчет и зачисление на счета выручки предприятий, осуществляющих свою деятельность за наличный расчет.
Организатором наличных и безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является Банк России.
Правовой
базой, регламентирующей в настоящее
время общие подходы к
Важная роль в организации наличного обращения принадлежит коммерческим банкам, на которые возложено непосредственное осуществление кассовых операций по поручению клиентов – как физических, так и юридических лиц. Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление кассового обслуживания приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала [22. C.34].
Таким образом, кассовое обслуживание является одной из важнейших банковских услуг.
В
современной экономической
Так, Э. А. Уткин под банковским продуктом (услугой) понимает разнообразные действия на финансовом рынке, осуществляемые коммерческими банками по поручению ив интересах своих клиентов, а также для собственных нужд [65 ст. 106].
Ряд авторов банковский продукт определяют как определенную (конкретную или типизированную) банковскую услугу или банковскую операцию, оказываемую клиентам банка (внешний продукт) или имеющую внутреннее значение для работы банка (внутренний продукт).
По мнению многих специалистов, более верным является подход, при котором понятия «банковский продукт» и «банковская услуга» рассматриваются обособленно друг от друга. Рассмотрим подробнее понятие «банковская услуга».
Ю. С. Маслеченков под банковской услугой понимает форму удовлетворения потребности клиента банка [48 ст.105]. По мнению С. И. Лукаш, услуга коммерческого банка - вид деятельности коммерческого банка, направленный на привлечение юридических и физических лиц как постоянных клиентов [16 ст. 103].
Обобщая вышеизложенное, мы придерживаемся следующей интерпретации понятия «банковская услуга»: это посредническая деятельность банка, нацеленная на удовлетворение потребностей клиента при проведении банковской операции, не приводящая к изменению формы продукта труда.
Под банковским продуктом понимают результат логического осмысления банковской операции и лежащей в ее основе банковской технологии, оформленный в виде завершенного документа и сохраняемый на определенном материальном носителе.
Или «банковский продукт» - материальная часть оформления банковской услуги - карта, сберегательная книжка, дорожный чек [31].
Наряду
с понятиями «банковская
Банковская операция - форма осуществления сделки между кредитной организацией и ее клиентом. Ее следует рассматривать как систему действий, предусмотренных банковским законодательством и нормативными актами Банка России, которую обязана совершать кредитная организация для того, чтобы она могла качественно исполнить свои обязательства перед клиентом [17].
По своему содержанию банковская операция - это технология деятельности кредитной организации, а для того, чтобы эта технология соблюдалась, она должна быть адекватно закреплена в нормах банковского права [22].
Таким образом, банковская операция - это предусмотренная нормами банковского права технология осуществления сделки.
Взаимосвязь
данных понятий представлена на рис.3.
Рис.3.
Взаимосвязь продукта, услуги и операции
в практике банка
Выделим специфические характеристики банковской услуги, отличающие ее от банковского продукта:
Классификацию банковских услуг в зависимости от цели можно представить следующим образом:
Таким образом, исходя из классификации, кассовое обслуживание является текущей услугой.