Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:11, дипломная работа

Описание

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;
- рассмотреть правовые основы и механизм формирования и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;
- рассмотреть механизм организации пенсионного обеспечения в Оренбургской области.
- ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 664.29 Кб (Скачать документ)

Введение

 Пенсионное обеспечение  – базовая и одна из самых  важных социальных гарантий, которая  непосредственно касается интересов  нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей  страны. Качественные и количественные  характеристики государственного  пенсионного обеспечения свидетельствуют  об уровне социального, экономического, правового и культурного развития  общества и государства, вместе  с тем показатели структуры  и функционирования государственной  пенсионной системы во многом  определяют её  устойчивость и  динамику экономического и социального  развития.

Государственное значение пенсионного  обеспечения повышается в период экономической трансформации. Пенсионная система России, действующая на распределительных  принципах и создающаяся в  течение продолжительного времени  в иных социально-политических и  экономических условиях, перестала  удовлетворять потребностям населения. Анализ сложившейся ситуации показывает, что проблемы пенсионного обеспечения  во многом обусловлены экономическими факторами: инфляционные процессы, относительно невысокие объемы ВВП, безработица, низкий уровень заработной платы, недостаточный  размер тарифной базы страховых взносов, неразвитость страховых принципов  в деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации (далее - ПФР). Негативное воздействие на финансовую устойчивость пенсионной системы оказывает демографическая тенденция старения населения России. Приостановить, а в дальнейшем снизить негативное влияние кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для эффективного функционирования механизма государственного пенсионного обеспечения в России – главная задача осуществляемой в стране реформы государственной пенсионной системы.

Современное состояние экономической  и социальной сфер свидетельствует  о том, что социальная защищенность отдельных групп населения Российской Федерации оставляет желать лучшего. Низкий уровень социального обеспечение пенсионеров вызывает много нареканий, воспринимается как нарушение принципа социальной справедливости и не способствует достижению прочного социального мира. В этой связи нельзя не отметить, что устойчиво функционирующая пенсионная система - залог социальной стабильности в обществе, а неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряженность. Формирование системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, представляется весьма значимым с точки зрения поддержания достойного существования нетрудоспособных граждан России.

  Если 20-30 лет назад на каждого пенсионера приходилось 3-4 работающих, то в настоящее время это соотношение составляет 1 к 1,7 и оно продолжает уменьшаться. По прогнозам ученых к 2050 г. население России может составлять не многим более 100 млн. человек, а на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера. Такое соотношение между количеством работающих и количеством пенсионеров близко к критическому. Оно становится препятствием для устойчивого экономического развития государства и общества и способно привести к конфликту поколений. Данные обстоятельства обусловили необходимость проведения пенсионной реформы. Поэтому исследование проблем эффективного  управления пенсионным обеспечением в современной России  приобретает особую значимость, что и определяет актуальность дипломной работы.

Над проблемами функционирования пенсионного обеспечения работают такие российские экономисты, как Фёдоров Л.В., Романовский М.В.,  Придачук М.П., Иванова А.Е., Соловьев А.К.,  Агапов Р.Б., Ломтатидзе О. В.   и др. 

Целью дипломного исследования является выявление особенностей развития пенсионного обеспечением в Российской Федерации и разработка практических предложений по повышению его эффективности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучить исторический аспект развития пенсионного обеспечение в России;

- рассмотреть правовые  основы и механизм формирования  и использования денежных средств Пенсионного фонда РФ;

- проанализировать  формирование и использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ за 2008-2011 годы;

- рассмотреть механизм  организации пенсионного обеспечения  в Оренбургской области.

- ознакомиться с основными  направлениями пенсионной реформы  в России.

Объектом дипломного исследования выступает действующая в России система пенсионного обеспечения.

Предметом дипломной исследования является совокупность денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

 В ходе исследования применены следующие методы исследования: сбор и анализ эмпирических фактов, методы анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, графический метод, системный подход к объекту исследования.

Информационную базу исследования составили законодательные и  нормативные акты Российской Федерации, Министерства финансов РФ и других федеральных органов власти, а  также статистические и аналитические  материалы  Пенсионного фонда  РФ  и других российских ведомств.

Основные теоретические и практические положения данного исследования публикованы в виде статей, а также отражены в докладах автора на IX научно-практической конференции СНО БФЭК «Студенческая наука: творчество, эксперимент, новации» и  на XIII научно-практической конференции «От творческого начала к профессиональному становлению»,  в сборнике научных трудов студентов - «Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента» Оренбург – 2011 год.

1 Становление  и развитие пенсионного обеспечения  в Российской Федерации

 1.1 Исторические аспекты развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение  является одним из направлений обязательного  социального страхования. Рассмотрим историю становления и реформирования пенсионного обеспечения в России.

Возникновение пенсионного  обеспечения в России относится  к первой половине восемнадцатого века. В допетровские времена в России существовал институт кормления. Это  означало, что служилым людям преклонных лет, больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными  крестьянами. Все это позволяло  им спокойно жить в старости.[1]

В случае смерти кормильца государство  заботилось и о его семье. То есть обеспечение служилых людей полностью  зависело от царской милости, хотя и  учитывались особые заслуги человека, и недостаточный размер средств  к существованию, оставленных семье.

Впервые подобное обеспечение  служилых людей было узаконено Петром I в Морском уставе в 1720 году. По указу  царя увечных, но способных к службе морских чинов, прикрепляли к  магазинам, определяли в гарнизоны  или на штатскую службу. Увечных, и  не способных к какой-либо службе, пожизненно помещали в госпитали  либо выдавали единовременно годовое  жалованье и паспорт. Назначалась  часть от жалованья и вдовам, детям  в случае смерти отца.

В 1820 году начали подготовку первого Пенсионного устава, принятого  только в 1827 году. В этой связи, министр  финансов граф Гурьев высказывал мысль, что пенсия должна быть не милостью, а вознаграждением правительства  тем служащим и их семействам, которые  приобрели на нее право беспорочной  службой. Размер пенсии предлагалось устанавливать  в зависимости от числа лет  службы по средней величине жалованья  за последние три года. Для покрытия расходов на пенсионные выплаты делались специальные вычеты из жалованья, но основная часть расходов покрывалась за счет средств казны. До принятия Пенсионного устава своеобразие использования средств казны заключалось в том, что эти средства не формировались за счет специального налога и не выделялись ежегодной бюджетной росписью, а образовывались особые пенсионные капиталы. Так, для обеспечения пенсий таможенных чинов, а затем и служащих департамента внешней торговли, на образование пенсионного капитала ежегодно направлялось сначала 20%, а затем 10% от конфискаций и 1% таможенных доходов. За счет средств, формируемых подобным образом, производились выплаты пенсий различным чинам. Для упорядочения расходов все пенсионные капиталы и иные поступающие доходы были соединены в государственном казначействе.

 Однако по прошествии  нескольких лет расходы на  пенсионные выплаты выросли выше  всякого ожидания. Это вызвало  обеспокоенность правительства.  Было принято решение пересмотреть  Пенсионный устав.

С 1828 года по 1868 число пенсионеров  и сумма пенсий увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически  неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году - 29%. Стремительно росло  число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер  приходился на 4,5 служащих, в 1843 - на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего.[2]

Значительное увеличение расходов на пенсии отчасти было вызвано  существованием 30 отдельных пенсионных положений, по которым выплачивались  льготные пенсии.

Уже к началу 1870-х годов  стало очевидным, что обеспечение  выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. Россия расходовала  на пенсии менее 4% своих доходов, тогда  как общее число расходов на пенсии в иностранных государствах в  среднем доходило до 6%.

То есть средства на пенсионные выплаты по-прежнему оставались скромными. А потому был предложен единственно  возможный выход: служащие должны обеспечивать свою будущность, в том числе и личными сбережениями, а государство возьмет под свою полную опеку только тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не могли заботиться о себе самостоятельно. Первыми эту идею поддержали участники эмеритальных касс.

В дореволюционной России эмеритурой назывались специальные  пенсии за выслугу уволенным в  отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам. Эти пенсии являлись подмогой к пенсиям, выплачиваемым по Пенсионному уставу и специальным пенсионным положениям.  За счет безвозмездно и бессрочно  переданных государством средств образовывался  эмеритальный капитал, который сначала  помещался в государственные  ценные бумаги, а затем и в ипотечные  бумаги. Проценты, получаемые от такого размещения, и обязательные отчисления из жалования государственных служащих использовались на текущие выплаты  пенсий.

 Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного  периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую  пенсионную систему, основанную на принципах  конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая  в СССР система пенсионного обеспечения  функционировала в рамках общей  системы социального обеспечения  и социального страхования, которая  предусматривала не только выплаты  пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право  на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система  входила в так называемую систему  социального страхования, она не содержала экономических признаков  системы государственного пенсионного  страхования, которые наиболее наглядно выражались в базовых принципах  государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические  недостатки, данная система имела  одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан  минимально необходимый прожиточный  уровень. Поэтому пенсионная система  до 1990 г. носила определение - государственное  пенсионное обеспечение. Средства на государственное  пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете  государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в  государственный бюджет страны. Таким  образом, эта пенсионная система  была основана на консолидированной  программе финансирования выплаты  пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся  составной частью государственного бюджета СССР и был включен  в него как по доходам, так и  по расходам.[3]

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения  и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно  отметить сбалансированность бюджета  социального страхования. В тот  период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование.

Дотация была направлена на покрытие существенно возросших  расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих  и служащих, и членов их семей, в  связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. «О государственных пенсиях», значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует  рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство  установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления  соответствующего возраста, получения  инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений  из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование  не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая  из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.

Информация о работе Пенсионное обеспечение