Платежи в государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.

Содержание

ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 532.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

     

ВВЕДЕНИЕ

 
4
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ  
7
1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов  
7
1.2. Внебюджетные  фонды: цели, задачи, источники формирования и использования  
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов  
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ  
46
2.1. Анализ поступлений  ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ  
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ  
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Социальный  характер современной политики России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики. Значительную роль в системе социального обеспечения населения играют государственные внебюджетные фонды.

       С помощью внебюджетных фондов государство  решает следующие важные социальные задачи:

  • социальная защита населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • сохранение и улучшение здоровья населения;
  • оказание социальных услуг населению.

       Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические  лица (предприниматели), т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и  поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

       Единый  социальный налог - это альтернатива существовавшему ранее порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). С введением ЕСН внебюджетные социальные фонды не ликвидировались. Однако при этом была установлена единая налогооблагаемая база, уменьшен суммарный процент отчислений, сокращена отчетность, введен единый порядок применения финансовых санкций, сокращено количество проверок налогоплательщиков.

       Одним из наиболее заметных изменений налогового законодательства 2005 года стало реформирование налогообложения ЕСН. Кроме того, дискуссии о дальнейшем продолжении реформы социального налогообложения продолжаются до сих пор, т.к. налицо очевидные проблемы: цели, поставленные при снижении ставок налога, в настоящее время не достигнуты. То есть зарплата из тени не вышла, в ПФР наблюдается нехватка средств, администрирование неэффективно и т. п. Поэтому тема дипломной работа весьма актуальна.

     Внебюджетные  фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти.

     Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих  достаточно точно прогнозировать объемы средств этих доходов, и что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

     Главой 24 части второй Налогового кодекса  РФ был введен единый социальный налог (ЕСН). В составе ЕСН консолидированы  взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств, для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Снижение  почти на пятую часть размера  единого социального налога с 1 января 2005 года, и с 1 января 2006 года изменение его структуры привело к существенному сокращению финансового обеспечения пенсионного и медицинского страхования, оплаты временной нетрудоспособности, оздоровления работников и членов их семей. Это вызывает необходимость рассмотрения поступлений страховых взносов и ЕСН в государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации. Проанализировать перспективы финансового обеспечения внебюджетных фондов и принятия мер по корректировке бюджетной составляющей этой сферы.

     Таким образом, очевидна целесообразность и  необходимость изучения и совершенствования  способов образования, наполнения и  перераспределения средств государственных  внебюджетных фондов РФ.

     Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.

       Исходя  из заданной цели были сформулированы следующие задачи:

     - рассмотреть единый социальный налог, как основной источник поступлений в государственные внебюджетные фонды;

     - проанализировать основные изменения законодательства по ЕСН, а также динамику поступления ЕСН во внебюджетные фонды;

     - проанализировать проблемы и пути совершенствования механизма формирования внебюджетных фондов.

     Теоретической  и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации в области финансовых и экономических отношений, данных Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, статистические данные, материалы монографических работ, а также  текущие публикации следующих экономистов  Чиркунов О.А., Ильина Т.В.,  Еремееев О.Ф и других. 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ  КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 
 

1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 

     Государственные внебюджетные фонды - один из источников перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

     Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых ресурсах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количеством фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

     В целом наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. 

     С укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

     В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:

       - у государства появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

       - строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

       - возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

     Динамичное  изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Следовательно, существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных  
 

органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

       Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

       - запланированные органами власти и управления имеют строгую целевую направленность;

       - денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

       - формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

       - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

       - на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

       - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

       - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на то органа (Правление фонда).

       Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на  
 

основе  оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

    По  срокам действия специальные фонды  подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование  после выполнения возложенных на них задач.

    По  принадлежности – на государственные, местные и межгосударственные фонды. Среди межгосударственных  фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.

       В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются: на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные.

       Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.

Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды