Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
За 2003 год поступления единого социального налога составили 513,7 млрд. рублей, в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, - 339,5 млрд. рублей, ФСС - 91,9 млрд. рублей, ФОМС - 5,1 млрд. рублей, ТФОМС - 77,2 млрд. рублей.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов в части поступлений единого социального налога за 2003 год также исполнены со значительным превышением утвержденных показателей: ПФР - 120,7% (с учетом фактического финансирования из федерального бюджета - 117,9%), ФСС - 109,7%, ФОМС - 129,4 процента.
Коэффициент собираемости, исчисленный как отношение поступивших сумм единого социального налога (с учетом погашения задолженности по нему за предыдущий период) к начисленным, составил в целом за 2003 год 112,0%, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 113,3%, ФСС - 112,0%, ФОМС - 115,5%, ТФОМС - 106,1%. Следует отметить, что данный коэффициент собираемости определен с учетом поступлений сумм в счет погашения задолженности по единому социальному налогу за предыдущий период.
За 2004 год поступления единого социального налога составили 564,4 млрд. рублей, в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, - 364,6 млрд. рублей, ФСС - 106,3 млрд. рублей, ФОМС - 5,5 млрд. рублей, ТФОМС - 88,0 млрд. рублей.
Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов в части поступлений единого социального налога за 2004 год исполнены: ПФР - 99,7% (с учетом фактического финансирования из федерального бюджета - 100,7%); ФСС - 103,6%, ФОМС - 109,1%.
Коэффициент собираемости налога, исчисленный как отношение поступивших сумм налога (с учетом погашения задолженности по нему за предыдущий период) к начисленным, составил в целом 104,3%, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 103,0%, ФСС - 110,0%, ФОМС - 109,5%, ТФОМС - 102,5 процента.
За 2005 год поступления единого социального налога составили 676,0 млрд. рублей, в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, - 442,2 млрд. рублей, ФСС - 122,5 млрд. рублей, ФОМС - 6,4 млрд. рублей, ТФОМС - 104,9 млрд. рублей. Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов в части поступлений единого социального налога за 2005 год, по оперативным данным, исполнены: ПФР - 100,9% (с учетом фактического финансирования из федерального бюджета - 100,7%), ФСС - 101,0%, ФОМС - 103,0%.
Коэффициент собираемости налога, исчисленный как отношение поступивших сумм налога (с учетом погашения задолженности по нему за предыдущий период) к начисленным составил в целом - 98,2%, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 97,5%, ФСС - 101,3%, ФОМС - 95,1%, ТФОМС - 97,6 процента.
Задания
по мобилизации единого
Основной причиной невыполнения заданий по мобилизации единого социального налога в 2004 году является выпадение значительных сумм налога в связи с сокращением количества плательщиков единого социального налога, обусловленное применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и уплаты единого налога на вмененный доход. Налогоплательщики, применяющие указанные системы налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога. Вместе с тем заработная плата (доходы) этих категорий плательщиков были учтены при прогнозировании поступлений этого налога. Выпадающие суммы единого социального налога в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов в 2004 году значительно превышали их объем, учтенный при составлении проектов бюджетов на 2004 год.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что налоговыми органами в основном выполнялись бюджетные назначения по мобилизации в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов единого социального налога (за исключением 2004 года). Следует отметить, что исполнение заданий по мобилизации единого социального налога как в федеральный бюджет, так и в бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2003 году со значительным превышением установленного уровня обусловлено недостаточной обоснованностью разрабатываемого Минэкономразвития России показателя - фонда заработной платы, являющегося основным объектом налогообложения по единому социальному налогу (в 2003 году фактически сложившийся фонд заработной платы по Российской Федерации на 21,5% превысил его объем, принятый при проектировке федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов).
Проиллюстрируем динамику единого социального налога на графике (рис. 1).
Рис.
1. Поступление Единого социального
налога за 2003-2005 гг.
По данным рисунка 2.1. мы видим, что поступления по ЕСН за анализируемый период имеют тенденцию к росту, это обусловлено в основном за счет изменения заработной платы работников. В связи с этим происходит и рост начисленных страховых взносов.
Поступление Единого социального налога, направляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, в 2005 году составило 442,2 млрд. рублей, или 100,9 % от годовых бюджетных назначений. Поступления ЕСН в 2005 году на 77,6 млрд.рублей (или на 21,3%) превысили поступления его в 2004 году.
Таблица 2.1.2.
Динамика поступлений ЕСН в 2004 – 2005 годах
млрд. рублей
2004 I кв. | 2004 I п/г | 2004
9 мес. |
2004
год |
2005 I кв. | 2005 I п/г | 2005
9 мес. |
2005
год | |
Объем ВВП | 2892,1 | 6004,6 | 9608,5 | 13201,1 | 3602,4 | 7549,0 | 12164,4 | 16778,8 |
Бюджетные назначения по поступлению ЕСН | 85,1 | 175,3 | 267,6 | 365,6 | 94,8 | 207,5 | 318,5 | 438,2 |
Фактическое поступление ЕСН | 77,6 | 170,0 | 261,0 | 364,6 | 94,5 | 211,3 | 321,2 | 442,2 |
Фактическое поступление в % к бюджетным назначениям | 91,2 | 97,0 | 97,5 | 99,7 | 99.7 | 101,8 | 100,8 | 100,9 |
Бюджетные назначения в % к объему ВВП | 2,9 | 2,9 | 2,8 | 2,8 | 2,6 | 2,7 | 2,6 | 2,6 |
Фактическое поступление в % к объему ВВП | 2,7 | 2,8 | 2,7 | 2,8 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,6 |
Следует отметить, что фактическое поступление ЕСН в 2005 году увеличилось по сравнению с поступлениями в 2004 году на 1,2 процентных пункта по отношению к бюджетным назначениям (2004 год – 99,7% к годовым бюджетным назначениям; 2005 год – 100,9%), или на 77,6 млрд.рублей.
В
следующей аналитической
задолженности по ЕСН по состоянию на
1 января 2006 года.
Таблица 2.1.3
Задолженность по ЕСН
Показатель | 2003 год | 2004 год | 2005 год | Темп роста % |
Задолженность по ЕСН | 46,9 | 64,7 | 99,4 | 211,9 |
Задолженность по уплате пений и штрафов | 8,0 | 35,9 | 42,3 | 528,7 |
Всего задолженность по ЕСН | 54,9 | 100,6 | 141,7 | 258,1 |
Динамика задолженности по единому социальному налогу свидетельствует о том, что объем указанной задолженности как в целом, так и в разрезе государственных внебюджетных фондов продолжает увеличиваться.
По состоянию на 1 января 2005 года общая сумма задолженности по единому социальному налогу по Российской Федерации составила 99,4 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с ее объемом на 1 января 2003 года на 52,5 млрд. рублей, или в 2,1 раза. При этом недоимка увеличилась незначительно - на 1,8 млрд. рублей, или на 4,1%, и составила 45,0 млрд. рублей. Доля недоимки в общей сумме задолженности по налогу составила на 1 января 2005 года 45,3% против 92,1% на 1 января 2003 года. Основной рост задолженности произошел за счет увеличения объема приостановленных к взысканию платежей - на 45,8 млрд. рублей (в 14,1 раза) и составил на 1 января 2005 года 49,2 млрд. рублей, или 49,5% в структуре задолженности по налогу против 7,4% на 1 января 2003 года. Из общей суммы приостановленных к взысканию платежей 44,8% приостановлены в связи с вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, 39,5% - в связи с открытием конкурсного производства, 9,0% - в связи с введением наблюдения, 4,2% - в связи с введением внешнего управления, 2,3% - в связи с вынесением судебного акта о приостановлении решения налогового органа о взыскании задолженности, 0,2% - в связи с введением финансового оздоровления.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций составила на 1 января 2005 года 42,3 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 34,3 млрд. рублей (в 5,3 раза).
Совокупная задолженность по налогу, налоговым санкциям и пеням возросла за указанный период на 86,8 млрд. рублей (в 2,6 раза) и составила на 1 января 2005 года 141,7 млрд. рублей.
Рассмотрим
динамику задолженности по ЕСН зачисляемому
в Федеральный бюджет (рис.2).
Рис.
2. Динамика задолженности по ЕСН в федеральный
бюджет
Задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, на 1 января 2005 года составила 80,1 млрд. рублей и увеличилась на 33,2 млрд. рублей (70,6%) по сравнению с ее объемом на 1 января 2003 года; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций за указанный период составила 34,3 млрд. рублей и увеличилась на 17,4 млрд. рублей (в 2 раза); совокупная задолженность по налогу, налоговым санкциям и пеням возросла за указанный период на 50,5 млрд. рублей (79,0%) и составила на 1 января 2005 года 114,4 млрд. рублей.
Рассмотрим
динамику задолженности в ФСС. (рис.3)
Рис.
3. Динамика задолженности по налгу в ФСС.
По ФСС объем задолженности по налогу на 1 января 2005 года составил 4,2 млрд. рублей и увеличился по сравнению с ее уровнем на 1 января 2002 года на 2,1 млрд. рублей (в 2 раза); задолженность по уплате пеней и налоговых санкций увеличилась на 1,3 млрд. рублей (в 4,6 раза) и составила 1,7 млрд. рублей; совокупная задолженность по налогу, налоговым санкциям и пеням возросла за указанный период на 3,4 млрд. рублей (в 2,4 раза) и составила на 1 января 2005 года 5,9 млрд. рублей.
Рассмотри динамику задолженности по ЕСН в ФФОМС и ТФОМС. (рис.4)
Рис.
4. Динамика задолженности по ЕСН в ФФОМС
и ТФОМС
По ФОМС объем задолженности по налогу на указанную дату составил 0,94 млрд. рублей и увеличился по сравнению с ее уровнем на 1 января 2003 года на 0,56 млрд. рублей (в 2,5 раза); задолженность по уплате пеней и налоговых санкций увеличилась на 0,28 млрд. рублей (в 4,3 раза) и составила 0,37 млрд. рублей; объем совокупной задолженности по налогу, налоговым санкциям и пеням возрос за указанный период на 0,84 млрд. рублей (в 2,8 раза) и составил на 1 января 2005 года 1,3 млрд. рублей.
Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды