Платежи в государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.

Содержание

ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 532.50 Кб (Скачать документ)

       Внебюджетные  фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда  указана цель расходования средств.

       Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

       Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления (страховые взносы) от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

     Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

       При односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

       При двусторонних связях денежный поток  движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

       При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение  с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

     Впервые целевые бюджетные фонды стали  создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

     При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

    С помощью внебюджетных фондов, как  одной из форм перераспределения  и использования национального  дохода государства на определенные социальные и экономические цели можно решить ряд задач:

    - оказание социальной помощи и услуг населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

    - обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности;

    - оказание социальных услуг населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

    - финансирование пенсионного обеспечения.

    Внебюджетные  фонды обладают специфическими функциональными бюджетами; разница лишь в том, что обычные бюджеты функционируют в административно-территориальных рамках, а внебюджетные фонды – в рамках определенных функций.

    В настоящее время в государственные  социальные внебюджетные фонды входят:

    1. Пенсионный фонд РФ;
    2. Фонд социального страхования РФ;
    3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     Эти фонды аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения граждан, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других.

     Пенсионный  фонд, фонды обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем просто у внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов.

     При выделении во внебюджетный фонд части  финансовых средств легче просматривается  соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

     Но  условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.

     Однако  действующий порядок более прост  и привычен для менталитета нашего государства и населения.  
 
 

      1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования. 
 

     Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. и введен в действие с 1 января 1992г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

       В основные задачи ПФР входят:

       - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

       - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

       - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

       - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов;

       - а также учет правильного и рационального расходованием средств фонда;

       - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

       - участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

       Средства  фонда формируются за счет:

    1. страховых взносов работодателей;
    2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;
    3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;
    4. ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей  в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим  от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
    5. средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
    6. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
    7. добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР;
    8. других поступлений.

       Бюджет  ПФ образуется в основном из страховых  взносов субъектов пенсионного  страхования, к которым относятся:

    • работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
    • крестьянские хозяйства;
  • родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
  • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
    • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

       Все они должны зарегистрироваться в  качестве страхователей в органах ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, в качестве плательщиков ПФР.

       В настоящее время, согласно изменений  внесенных в Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» тариф уплаты страховых взносов составляет:

  • для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 1.2.1

База  для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе
  На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На накопительной  части трудовой пенсии
1 2 3 4
До 280 000 руб. 14% 8% 6%
От 280 001 руб. до 600 000руб. 39 200 руб. + 5,5 % с выше суммы превышающей 280 000 руб. 22 400 руб. + 3,1 % с суммы превышающей 280 000 руб. 16 800 руб. + 2,4 % свыше суммы превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 56 800 руб. 32 320 руб. 24 480 руб.

Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды