Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
По ТФОМС задолженность по единому социальному налогу на 1 января 2005 года составила 14,2 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с ее уровнем на 1 января 2003 года на 8,5 млрд. рублей (в 2,5 раза); задолженность по уплате пеней и налоговых санкций увеличилась на 4,8 млрд. рублей (в 5,6 раза) и составила 5,8 млрд. рублей; объем совокупной задолженности по налогу, налоговым санкциям и пеням возрос за указанный период на 13,3 млрд. рублей (в 3,0 раза) и составил на 1 января 2005 года 20,1 млрд. рублей.
Основными причинами роста задолженности по ЕСН являются:
1.
Доначисления платежей по
2.
Несвоевременная уплата
3.
Рост задолженности
В отраслевом разрезе задолженность по единому социальному налогу, по данным территориальных налоговых органов, сложилась следующим образом. Основными должниками по налогу являются организации промышленности, строительства, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. На долю указанных отраслей экономики приходится около 80% всей задолженности по налогу.
По данным формы налоговой отчетности 4-НОМ «Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (раздел III), по состоянию на 1 января 2006 года в совокупной задолженности по единому социальному налогу в целом по Российской Федерации (141,7 млрд. рублей) на долю промышленности приходится 51,8 млрд. рублей (36,5%), из нее наибольшая сумма задолженности сложилась по машиностроению и металлообработке - 22,1 млрд. рублей (15,6 процента).
С целью снижения задолженности по единому социальному налогу в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми органами применялся комплекс мер принудительного взыскания задолженности, установленный налоговым законодательством.
Существующая форма налоговой отчетности по взысканию задолженности по налоговым платежам (4-ОР) не содержит информацию в разрезе конкретных налогов о примененных мерах взыскания, в том числе единого социального налога, отражая общие данные по всем налогам, администрируемым налоговыми органами.
За анализируемый период происходил значительный рост количества и суммы направляемых налогоплательщикам требований об уплате налога, инкассовых поручений, принимаемых решений о взыскании налога за счет иного имущества, предъявленных судебных исков, переданных материалов в территориальные уполномоченные органы по предъявлению требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
При
этом следует отметить, что наиболее
эффективными с точки зрения поступлений
в погашение задолженности
Наименее
результативной мерой взыскания
является предъявление налоговыми органами
судебных исков о взыскании
3.
Одним из направлений
За 2003 год проведены 165992 налоговые проверки, из них выявивших нарушения - 37440 (22,5%); дополнительно начислено платежей - 16,60 млрд. рублей, в том числе: по выездным проверкам - 0,76 млрд. рублей (4,6%), по камеральным - 15,84 млрд. рублей (95,4%). Процент взыскания в целом составил 13,9%, в том числе по выездным проверкам - 42,6%, по камеральным - 12,6 процента.
За 2004 год проведены 178176 налоговых проверок, из них выявивших нарушения - 54719 (30,7%); дополнительно начислено платежей - 19,25 млрд. рублей, в том числе: по выездным проверкам - 1,67 млрд. рублей (8,7%), по камеральным - 17,58 млрд. рублей (91,3%). Процент взыскания в целом составил 19,4%, в том числе по выездным проверкам - 28,8%, по камеральным - 18,5 процента.
За I полугодие 2005 года проведено 80389 налоговых проверок, из них выявивших нарушения - 26314 (32,7%); дополнительно начислено платежей - 16,26 млрд. рублей, в том числе: по выездным проверкам - 2,50 млрд. рублей (15,4%), по камеральным - 13,76 млрд. рублей (84,6%). Данные о взысканных суммах налога в отчетности за указанный период отсутствуют.
Наибольший объем доначисленных, а также взысканных сумм по единому социальному налогу приходится на камеральные налоговые проверки, однако процент взыскания по выездным проверкам превышает аналогичный показатель по камеральным проверкам.
Следует
отметить, что более высокая
Таким
образом, приведенные данные свидетельствуют
о росте результативности контрольной
работы, проводимой налоговыми органами,
увеличении взыскиваемости налоговых
платежей.
2.2.
Правовые проблемы исчисления,
уплаты и администрирования
единого социального
налога
Практика применения главы 24 Налогового кодекса и норм, связанных с вопросами администрирования налоговых платежей, вскрыла некоторые несоответствия, пробелы и противоречия, создающие сложности в применении законодательства как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, отсутствие единообразного толкования некоторых вопросов.
Единый социальный налог имеет ряд особенностей в механизме его исчисления и уплаты, а именно:
-
наличие регрессивной шкалы
Необходимость расчета налоговой базы и, соответственно, применение ставок налога, дифференцированных по шкале налогообложения, по каждому физическому лицу приводит к большой трудоемкости как расчетов, так и налогового учета;
-
использование налогового
-
различия в налогооблагаемой
базе по долям единого
-
зачетный механизм уплаты
Все эти факторы привели к тому, что единый социальный налог является одним из самых трудоемких налогов, и практика работы по его администрированию, а также администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование показала, что проблемы заключаются в несовершенстве законодательства по этим платежам.
Вместе с тем, действующие нормы главы 24 Налогового кодекса позволяют налогоплательщикам применять законные схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, в частности:
-
не уплачивать единый
- исключать из налогообложения суммы выплат в пользу физических лиц, не являющихся инвалидами, но работающих в общественных организациях инвалидов; организациях, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждениях, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей (пп. 2 п. 1 ст. 239);
-
не уплачивать авансовые
-
не уплачивать единый
Разрешение
рассмотренных проблем
Статьей 236 Налогового кодекса
установлен объект
Однако Глава 24 «Единый социальный налог» в действующей редакции содержит ряд положений, которые в рамках имеющегося в статье 236 определения объекта налогообложения по этому налогу представляются нуждающимися в уточнении.
В пп. 1 п. 1 ст. 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» указано, что не подлежат налогообложению пособия по безработице. Указанные пособия выплачиваются органами службы занятости населения из средств федерального бюджета физическим лицам, признанным безработными, т. е. не состоящим в трудовых отношениях (отсутствует объект налогообложения). Поэтому упоминание пособий по безработице в ст. 238 Налогового кодекса следует исключить. В то же время формулировки пп. 2 п. 1 ст. 238 не позволяют сделать однозначного вывода об исключении из налоговой базы по единому социальному налогу ряда компенсационных выплат, установленных законодательством. К таким выплатам можно отнести компенсационные выплаты за неиспользованный дополнительный отпуск, предоставляемый согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суммы выплат среднего заработка гражданам, призываемым на военные сборы (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 23 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), суммы компенсационных выплат, осуществляемых по решению суда работникам за несвоевременную выплату заработной платы (ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации). Первые два вида выплат осуществляются работодателем за счет средств федерального бюджета, и, по мнению Минфина России, не подлежат обложению единым социальным налогом (письма от 26 мая 2004 года № 04-04-04/60 и от 29 сентября 2004 года № 03-05-02-04/25) как не являющиеся предметом трудового договора между работником и работодателем (и, соответственно, не являющиеся объектом обложения единым социальным налогом). Компенсации за задержку заработной платы (как выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль) не облагаются единым социальным налогам в силу п. 3 ст. 236 Налогового кодекса. Таким образом, для решения вопроса о налогообложении некоторых компенсационных выплат единым социальным налогом приходится пользоваться не ст. 238 (специально для этого и предназначенной), а статьями, характеризующими объект обложения единым социальным налогом.
Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды