Платежи в государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.

Содержание

ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 532.50 Кб (Скачать документ)

     Расчет  платежей для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки: 

Налоговая база на каждого отдельного работника  нарастающим итогом с начала года  
 
Федеральный бюджет
 
 
ИТОГО
До 280 000 рублей 14,0% 14,0%
От 280 001 рублей до 600 000 рублей 39 200 руб  + 5,6% с суммы, превышаю-

щей

280 000 руб

39 200 руб + 5,6%  с суммы, превышаю-

щей

280 000 руб. 

Свыше

600 000 рублей

57 120 руб + 2,0%  с суммы, превыш.

600 000 руб

57 120 руб + 2,0%  с суммы, превыш.

600 000 руб

 
 

     Таким образом, максимальная налоговая нагрузка на основную категорию налогоплательщиков снизилась с 35,6 % до 26 % от налоговой базы, исчисленной нарастающим итогом с начала года на каждое физическое лицо.

     При снижении максимальной ставки увеличивается  так называемый "порог регрессии", т. е. величина налоговой базы, при  которой прекращается применение максимальной ставки и начинается применение регрессивных ставок. В 2001—2004 гг. "порог регрессии" составлял 100 000 руб. Уже с 2005г. доступ к регрессивным ставкам начинаться с выплат свыше 280 000 руб. на каждое отдельное физическое лицо.

     С 2005г. ставки делятся на три диапазона в зависимости от следующих величин налоговой базы – до 280 000 руб.; от 280 001 до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб.

     Аналогичное деление тарифов, в зависимости  от начисленных с начала года сумм выплат на каждое физическое лицо, предусмотрено с 2005г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом согласно изменениям упраздняется деление тарифов по следующим половозрастным группам лиц, застрахованных в ПФР: "Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины с 1956 года рождения и старше" и "Мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения". Пол физического лица не будет учитываться в шкале тарифов, а деление тарифов в зависимости от возраста застрахованных лиц будет осуществляться по двум группам: "1966 год рождения и старше" и "1967 год рождения и моложе".

     Таблица 1.3.8

     Тарифы  страховых взносов в 2005—2007 гг.

База  для начисления страховых взносов  на каждое физическое лицо нарастающим  итогом с начала года Для лиц 1967 года рождения и моложе
  На финансирование страховой части трудовой пенсии На накопительной  части трудовой пенсии
1 2 3
До 280 000 руб. 10,0 % 4,0%
От 280 001 руб. до 600 000руб. 28 000 руб. + 3,9 % с  суммы превышающей 280 000 руб. 11 200 руб. + 1,6 % свыше суммы превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 40 480 руб. 16 320 руб.
 

     Из  таблицы 8 видно, что максимальный тариф страховых взносов по первой и второй возрастным группам застрахованных лиц составит 14 %. По первой возрастной группе законодательством предусмотрены тарифы только на финансирование страховой части трудовой пенсии.

     По  лицам 1967 года рождения и моложе соотношение между страховой и накопительной частью максимального тарифа будет в 2005—2007 гг. таким же, как и в 2004г. (10 и 4 %), а с 2008г. – 8 и 6 %.

     Таким образом, с 2005г. лица старше 38 лет не могут претендовать на пополнение накопительной части их будущей пенсии за счет средств работодателей. А прирост накопительной части страховых взносов лиц 1967 и более поздних лет рождения будет заморожен до 2008г. на уровне 4 %.

     В таких изменениях тарифов прослеживается попытка решить задачу отдаления  сроков и уменьшения сумм выплат по пенсионным обязательствам, связанным с накопительной частью страховых взносов.

     Тарифы  по страховой части взносов на обязательное пенсионное страхование  в диапазонах от 280 001 до 600 000 руб. и  свыше 600 000 руб. увеличиваются на одну и ту же величину, как по старшей возрастной группе, так и по лицам 37-летнего и более молодого возраста. Однако из-за этого налоговая нагрузка на организации не возрастает, потому что страховые взносы по отношению к ЕСН по-прежнему сохраняют статус налогового вычета. Это значит, что при своевременной уплате страховых взносов их сумма вычитается из общей суммы платежей в части ПФР, состоящей из страховых взносов и налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Общая сумма платежей в части ПФР рассчитывается исходя из налоговой базы и новых (уменьшенных) ставок. Следовательно, при увеличении тарифов по страховым взносам и снижении общей суммы платежей в части ПФР уменьшатся платежи по ЕСН в федеральный бюджет.

     Новая шкала ставок ЕСН и тарифов  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР разработаны таким образом, чтобы при снижении налоговой нагрузки на налогоплательщиков минимизировать потери федерального бюджета и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов. В связи с этим наибольшее снижение эффективной ставки и соответственно начисленного ЕСН, возможно для налогоплательщиков, обеспечивающих выплаты физическим лицам в сумме, не превышающей 260 000 руб. в год. К таким налогоплательщикам относятся учреждения, финансируемые из бюджета, государственные унитарные предприятия, организации, работающие в режиме финансовой нестабильности. При выплатах в пользу физических лиц в размерах от 260 000 до 290 000 руб. налоговая нагрузка по сравнению с 2004г. может увеличиться. Организации с высоким уровнем оплаты труда (свыше 290 000 руб. на одного работника) с введением новых ставок и тарифов смогут сэкономить на ЕСН и страховых взносах относительно небольшие суммы.

     С 2005г. утрачивают силу п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 3 ст. 22 Закона № 167-ФЗ, в соответствии с которыми налогоплательщики должны были ежемесячно подтверждать свое право на применение регрессивных ставок ЕСН и тарифов страховых взносов. В 2002—2004 гг. право на регрессию возникало у организации в том случае, если налоговая база в среднем на одно физическое лицо (без учета самых высокооплачиваемых сотрудников) составляла за месяц 2 500 и более рублей. Если этот критерий выдерживался, налогоплательщики при исчислении ЕСН и страховых взносов могли применять регрессивные ставки к налоговой базе тех сотрудников, чьи выплаты нарастающим итогом превысили "порог регрессии", т. е. 100 000 руб. С 2005г. организациям не нужно ежемесячно производить трудоемкий расчет права на регрессию. Пониженные ставки и тарифы могут применяться к налоговой базе любого сотрудника, как только величина этой базы превысит 280 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

     Существуют отдельные противоречия в налоговом и пенсионном законодательстве, возникшие после внесения в них изменений Федеральным законом № 70-ФЗ.

     Так, в ст. 243 НК РФ осталось неизменным положение о том, что налоговый вычет (сумма страховых взносов в ПФР) не может превышать сумму ЕСН, начисленного к уплате в федеральный бюджет. Это положение противоречит соотношениям между новыми ставками ЕСН и тарифами страховых взносов и дает основание рассматривать в качестве налогового вычета страховые взносы в размере не более 10 % налоговой базы, в то время как максимальный тариф по страховым взносам составляет 14 %.

     Федеральным законом № 158 - ФЗ организации народных художественных промыслов введены в категорию налогоплательщиков, применяющих льготные ставки по ЕСН. Максимальный размер этих ставок составляет 20,0 % (15,8 % – в части ПФР; 1,9 % – в ФСС РФ; 1,1 % – в ФФОМС; 1,2 % – в ТФОМС). Аналогичные изменения в Закон № 167-ФЗ не внесены, поэтому существует вероятность, что организации народных художественных промыслов ЕСН и страховые пенсионные взносы от налоговой базы одного и того же работника будут начислять как налогоплательщики разных категорий (льготной и обычной). В этом случае возникнет резкая диспропорция между начислениями ЕСН в федеральный бюджет и страховыми взносами в ПФР (налоговым вычетом).

     ЕСН сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется  раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

     Законодатели  могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

     Бесспорно, предусмотреть абсолютно все  при введении столь сложного по своей  сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование систем пенсионного и социального  обеспечения. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 

      2.1. Анализ поступлений  ЕСН во внебюджетные фонды РФ 

       Социальный  характер современной политики России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики. Значительную роль в системе социального обеспечения населения играют государственные внебюджетные фонды.

       С помощью внебюджетных фондов государство  решает следующие важные социальные задачи:

      - социальная защита населения;

      - повышение жизненного уровня населения;

      - сохранение и улучшение здоровья населения;

      - оказание социальных услуг населению.

       Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические лица (предприниматели), т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и  поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

       Единый  социальный налог - это альтернатива существовавшему ранее порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). С введением ЕСН внебюджетные социальные фонды не ликвидировались. Однако при этом была установлена единая налогооблагаемая база, уменьшен суммарный процент отчислений, сокращена отчетность, введен единый порядок применения финансовых санкций, сокращено количество проверок налогоплательщиков.

       Рассмотрим  и проанализируем поступления ЕСН за 2003-2005 год в таблице 2.1.1. 

                                                                                                  Таблица 2.1.1.

Поступления ЕСН 

п/п

Показатели 2003 год 2004 год 2005 год
Сумма (млрд. руб.) Удельный  вес (в %) Сумма (млрд. руб.) Удельный вес (в %) Сумма (млрд. руб.) Удельный вес (в %)
1 ЕСН зачисляемый  в федеральный бюджет 339,5 66,1 364,4 64,6 442,2 65,4
2 Фонд социального  страхования 91,9 17,9 106,3 18,8 122,5 16,6
3 Фонд обязательного  медицинского страхования 82,3 16,0 110,4 19,6 111,3 16,5
4 В т.ч. ФФОМС 5,1 1,0 5,5 0,9 6,4 0,9
5           ТФОМС 77,2 15,0 104,9 18,6 104,9 15,5
6 Всего поступило  ЕСН 513,7 100 564,4 100 676,0 100
7 Коэффициент собираемости 112,0 - 104,3 - 98,2 -
8 В т.ч. по ЕСН  в федеральный бюджет 113,3 - 103,0 - 97,5 -
9 ФСС 112,0 - 110,0 - 101,3 -
10 ФФОМС 115,5 - 109,5 - 95,1 -
11 ТФОМС 106,1 - 102,5 - 97,6 -

Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды