Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Статья 238 Налогового кодекса Российской
Федерации, определяющая
Имеются
вводящие в заблуждение
Отсутствует однозначное толкование положений пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц - по налогу на доходы физических лиц в части обязанности отнесения налогоплательщиками тех или иных выплат к таким расходам.
Ряд работодателей освобождается от уплаты единого социального налога с выплат своим работникам, не являющимся инвалидами, без установления целей использования сэкономленных на уплате единого социального налога средств.
В налоговом законодательстве отсутствует понятие «сельскохозяйственный производитель» для целей применения пониженных ставок единого социального налога.
Неясен круг предпринимателей, обязанных представлять в случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода в налоговом периоде новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период; не определен конкретный срок ее представления в налоговый орган; не определены меры налоговой ответственности за ее непредставление.
Главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен порядок исчисления и уплаты налога адвокатами, осуществляющими свою деятельность в адвокатском кабинете.
Законодательство устанавливает различные сроки представления в налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов данных, связанных с исчислением и уплатой единого социального налога.
В налоговом законодательстве не урегулированы вопросы:
- уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу в IV квартале;
-
правомерности и сроков
-
применения мер налоговой
Статья 244 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу после окончания налогового периода, что противоречит правовой природе авансовых платежей, уплачиваемых в рамках налогового периода.
Исключение с 2002 года из статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что кредитные организации не вправе выдавать своему клиенту средства на оплату труда, если тот не представил платежных поручений на уплату единого социального налога, не способствует полноте и своевременности уплаты единого социального налога.
Недопустимость проведения зачетов между частями единого социального налога, зачисляемыми в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации), представляется неверной и компрометирующей само существование этого налога.
До настоящего времени в главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации сохранена норма, согласно которой сумма налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Учитывая, что ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 2005 года составляет 20%, а страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 14%, реализация приведенного выше положения становится принципиально невозможной, и его сохранение в Налоговом кодексе приводит к недопониманию у налогоплательщиков механизма применения налогового вычета.
Нуждается в законодательном уточнении вопрос применения мер налоговой ответственности при нарушении налогоплательщиком порядка применения налогового вычета.
Причинами, существенно влияющими на эффективность администрирования единого социального налога налоговыми органами в современных условиях, являются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, а также невозможность однозначного толкования ряда законодательных норм.
Отсутствует механизм взыскания задолженности за счет денежных средств со счетов организаций, финансируемых за счет средств региональных и местных бюджетов. В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание задолженности не может производиться с бюджетных счетов, в то время как основная часть указанных бюджетных организаций имеет только бюджетные счета.
Отсутствует
законодательное обоснование
Отсутствует правовое основание для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по суммам налоговых санкций, взыскиваемых с налогоплательщиков в судебном порядке с момента введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 1999 года).
Из
действующих положений
Нуждается в уточнении перечень имущества, на которое налоговыми органами может быть наложен арест (статья 77 Налогового кодекса Российской Федерации), в части возможности ареста обязательств (в т. ч. дебиторской задолженности); отсутствует механизм уведомления органов, регистрирующих сделки с недвижимостью, об объектах ареста имущества для обязательного исполнения ими обременения.
Отсутствует
действенный правовой механизм регулирования
принудительной ликвидации юридического
лица; затруднен поиск лиц, на которых
реально может быть возложена
обязанность осуществления
Не сформировано в полном объеме правовое обеспечение процедур банкротства отсутствующего должника в части принятия предусмотренных законодательством подзаконных нормативных правовых актов.
Представляется недостаточным разрешение в законодательстве вопроса о порядке взыскания задолженности по налогам, возникающей у налогоплательщиков, находящихся в стадии конкурсного производства после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, в части текущих платежей.
В законодательстве недостаточно четко определен порядок уплаты конкурсным управляющим платежей, которые он обязан осуществлять в соответствии с федеральным законодательством как работодатель.
С учетом изложенного выше представляется возможным обратить внимание палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на целесообразность реформирования существующего порядка исчисления и уплаты социальных платежей, включая единый социальный налог, имея в виду следующее:
- выделить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в самостоятельный обязательный платеж с возложением функций администрирования этих взносов на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Для этого представляется целесообразным не увязывать единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование через установление ставки единого социального налога, включающей тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тем самым при исчислении единого социального налога будет отменен механизм налогового вычета (сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), что существенно упростит порядок его исчисления и уплаты;
-
заменить часть единого
Тем самым будут созданы условия для уплаты единого социального налога одним платежным документом с последующим расщеплением сумм, полученных от его уплаты, органами федерального казначейства для зачисления в соответствующие бюджеты (федеральный бюджет и бюджеты Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования); осуществления контроля за его исчислением и уплатой только налоговыми органами (и, соответственно, представления налоговой отчетности по данному налогу только в налоговые органы). Кроме того, будет устранен небесспорный порядок администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (не являющихся налоговыми платежами), при котором часть функций по их администрированию выполняют налоговые органы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насколько важна роль и значение ЕСН в современных российских условиях может оценить каждый человек. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности нации за счёт проведения своевременной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.
Единый социальный налог зачисляется в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.
За прошедшие годы произошли существенные изменения в источниках финансирования государственных внебюджетных фондов. Если первоначально основным источником были страховые взносы, в том числе уплачиваемые работниками в Пенсионный фонд Российской Федерации, то в результате замены с 2001 года страховых взносов в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом, основным источником доходов этих фондов стали налоговые поступления. Страховые взносы поступают только на формирование страховой и накопительной частей пенсий и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное страхование на случай безработицы заменено финансированием пособий по безработице за счет средств федерального бюджета.
Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды