Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотреть и изучить особенности формирования доходной части государственных внебюджетных фондов.
ГЛАВА 1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
7
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
7
1.2. Внебюджетные фонды: цели, задачи, источники формирования и использования
14
1.3. Единый социальный налог, как основной источник формирования внебюджетных фондов
34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
46
2.1. Анализ поступлений ЕСН, во внебюджетные фонды РФ 46
2.2. Правовые проблемы исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога 59
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Формирование основной части доходов государственных внебюджетных фондов в рамках существующей налоговой системы приводит к дефициту и угрозе дестабилизации финансовой обеспеченности системы обязательного социального страхования за счет следующих факторов:
1) определения ставки единого социального налога без должного актуарного обоснования, только исходя из взаимосвязей внутри налоговой системы (в частности, с учетом ставки налога на прибыль организаций) и потребности снижения налоговой нагрузки на работодателя, когда в расчет не принимаются вопросы собственно социального страхования – уровни страхового замещения заработной платы, покупательные способности пенсий и пособий;
2) введения регрессивной шкалы ставок единого социального налога;
3) развития специальных налоговых режимов, налоговые базы которых не корреспондируются с базой для исчисления основных видов страхового возмещения по обязательному социальному страхованию, а налоговые ставки (в части отчислений в государственные внебюджетные фонды) также не имеют актуарного обоснования.
Наличие указанных факторов обусловлено коренным различием между налогами и страховыми взносами (индивидуальной безвозмездностью налогов и возмездным характером страховых взносов) и отсутствием в сформировавшейся на основе ЕСН системе финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов целевой ориентации по видам расходов. Действие этих факторов привело к формированию скрытого дефицита государственных внебюджетных фондов, который выражался в низком уровне пенсий, изменении порядка обеспечения по обязательному социальному страхованию, ограничению количества статей расходов, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования.
В рамках реализации экономической политики, направленной на снижение налоговой нагрузки на работодателей, с 2005 года осуществлено снижение ставок единого социального налога. В результате дефицит стал явным и ощутимым, а поэтому требует для своего покрытия ресурсов из федерального бюджета.
Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 рублей (Федеральный закон от 14.02.2005 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году») увеличивает еще на 100 млрд. рублей дефицит собственных доходов Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование базовой части трудовой пенсии.
Кроме того, существует текущий дефицит (по сравнению с закрепленными доходами 2005 года) на финансирование страховой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. рублей, который в 2005 году покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии). Следует учитывать, что в 2006 году эти средства практически будут израсходованы.
Указанные выше факторы финансовой дестабилизации обязательного социального страхования в среднесрочной перспективе будут действовать в сторону увеличения дефицита, сократить который возможно с помощью увеличения налоговой базы, то есть за счет роста заработной платы. Однако эти ресурсы, в рамках действующей системы регулирования социально-экономических отношений, представляются крайне ограниченными в силу сведения к минимуму функций государства по регулированию заработной платы, давления иностранной рабочей силы на рынок труда, состояния основных фондов и других факторов, не позволяющих обеспечить быстрый рост производительности труда.
Очевидно, что поиск путей покрытия дефицита государственных внебюджетных фондов в таком объеме не может проходить только в рамках текущей деятельности Правительства Российской Федерации по формированию проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Необходимо законодательное закрепление уровня страхового возмещения по всем видам обязательного социального страхования и источников его покрытия. Эти решения должны быть выработаны на основе концепции развития всех видов обязательного социального страхования, которая, в свою очередь, должна предусматривать повышение уровня социальной защиты работающих граждан на случай потери заработка.
С помощью концепции следует определить цели и задачи этого института социальной защиты на средне- и долгосрочную перспективы. Для ее разработки важно разработать модель всей системы социального страхования, с детальным описанием функций отдельных ее институтов, подкрепить ее надежными актуарными расчетами, договориться на широкой публичной основе о распределении финансовой нагрузки между основными субъектами правоотношений: работодателями, работниками и государством.
Выработанные и закрепленные в концепции государственные и публичные приоритеты в области обязательного социального страхования должны учитывать как международный опыт, который отражен в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Европейского сообщества и требованиях Всемирной торговой организации, так и специфику природно-климатических условий проживания в России, размещения мест приложения труда, исторические и культурные традиции страны.
Что касается принятия оперативных мер, то перспективными представляются следующие направления:
финансирование базовой части трудовой пенсии за счет общих доходных источников федерального бюджета (при обязательном сохранении законодательно закрепленного порядка ее индексации), увеличение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, введение обязательного профессионального пенсионного страхования, дополнительного добровольного пенсионного страхования в сочетании с дополнительными взносами за счет средств федерального бюджета;
осуществление выплат
по обязательному социальному
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Платежи в государственные внебюджетные фонды