Разработка стратегии развития регионального рынка корпоративных облигаций (на материалах Регионального отделения Федеральной службы п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ развития рынка корпоративных облигаций на национальном и региональном уровнях. Предметом анализа также является инфраструктура фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики. Особое внимание в работе уделено анализу рынка корпоративных облигаций Орловской области с разработкой стратегии развития данного сегмента экономики и оптимизации его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 11
1.1 Роль и место рынка ценных бумаг в экономике 11
1.2 Ключевые понятия и основные участники рынка корпоративных облигаций 25
1.3 Институциональные основы отечественного рынка корпоративных облигаций 37
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
РЫНКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 49
2.1 Анализ рынка корпоративных облигаций России 49
2.2 Анализ рынка ценных бумаг Юго-Западного региона 63
2.3 Анализ институционального обеспечения функционирования регионального рынка корпоративных облигаций 79
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 93
3.1 Общая стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области 93
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области 103
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло» 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Структура российского рынка капитала в
2001-2010 годах 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объем выпусков (дополнительных выпусков)
ценных бумаг, зарегистрированных Региональным отделением с разбивкой по годам 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количество организаций по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и организаций – участников товарно-биржевого рынка в 2008-2010 годах. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Размер государственной пошлины при регистрации выпуска корпорати

Работа состоит из  3 файла

диплом послать.docx

— 803.71 Кб (Скачать документ)

- представительство  ЗАО "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОМ ПЕТРОЛЕНБУРГ". Биржевые операции с фондовыми ценностями. Деятельность фондовых, товарных, валютных и валютно-фондовых бирж. Финансовое посредничество;

- СРО «Национальная ассоциация участников фондового рынка». Целями и задачами ассоциации являются развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспечение условий деятельности членов НАУФОР, установление правил и стандартов деятельности членов НАУФОР и контроль за их соблюдением, осуществление мониторинга деятельности своих членов, принятие мер к урегулированию конфликтов.

- филиал "Орел-Реестр" ОАО "Реестр". Оказывает полный комплекс услуг для акционерных обществ по ведению и хранению реестров владельцев именных ценных бумаг;

- Орловский филиал агентства "Региональный независимый регистратор". Оказывает полный комплекс услуг для акционерных обществ по ведению и хранению реестров владельцев именных ценных бумаг

- OOO Клондайк. Биржевые операции с фондовыми ценностями. Деятельность фондовых, товарных, валютных и валютно-фондовых бирж. Финансовое посредничество;

- ООО «Азимут Вест». Предоставляет населению услуги по брокерскому обслуживанию;

- агент  инвестиционной компании "Брокеркредитсервис". Полномочия: информирование потенциальных клиентов об услугах компании «Брокеркредитсервис», консультирование по процедуре заключения договоров с ООО «Компания «Брокеркредитсервис», оказание консультативной помощи в выборе инструментов для инвестирования на рынке ценных бумаг, организация и проведение регулярных бесплатных семинаров по фондовому рынку.

Представленные участники  рынка ценных бумаг оказывают  различный спектр услуг на рынке  ценных бумаг, доминирующее положение  из которых занимают брокерские.

Итак, проведенный анализ состояния рынка ценных бумаг  в Орловской области свидетельствует о том, что:

1. В настоящее  время фондовый рынок в Орловской  области практически отсутствует,  отрабатываются лишь его отдельные  механизмы. Операции с ценными  бумагами в основном преследуют  спекулятивные цели или удовлетворяют  нужды текущего потребления, в  то время как главная функция  ценных бумаг как инвестиционного  инструмента не выполняется.

2. Что  касается предприятий производственного  сектора, то они практически  не используют инструменты фондового  рынка для финансирования своих  проектов и программ, а инвестиционные  институты и банковские структуры,  несмотря на имеющиеся у них  возможности недостаточно активно  работают в данном направлении. 

3. На  региональном фондовом рынке  практически не используется  потенциал сбережений населения.

4. В Орловской области формируются отдельные элементы вторичного рынка на материальной основе первичного рынка ценных бумаг посредством развития существующих и появлением новых профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В регионе  отсутствует стратегия развития рынка ценных бумаг, многие предприятия  и организации не являются «прозрачными», многие убыточными, население региона  не сильно проявляет интерес к  рынку ценных бумаг в силу финансовой неграмотности и отсутствия обучающих  программ. Все это существенно  осложняет развитие рынка ценных бумаг Юго-Западного региона, следовательно  и рынка корпоративных облигаций, несмотря на то, что институциональное  обеспечение сформировано, и нет  непреодолимых препятствий для  развития рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА  ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ  РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ  ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

 

3.1 Общая   стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области   

 

Анализ  рынка ценных бумаг региона, представленный в главе 2 дипломной работы позволяет  разработать стратегию развития регионального рынка ценных бумаг, включающего рынок корпоративных  облигаций,  основная цель которой  – определение условий для  дальнейшего развития рынка ценных бумаг (фондового рынка) на территории Орловской области и его использования  для привлечения инвестиций в  реальный сектор экономики.

Стратегия развития фондового рынка региона, на мой взгляд, должна базироваться на 3 основных направлениях:

  1. Повышение инвестиционной привлекательности Орловской области.
  2. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории Орловской области, содействующей увеличению его емкости.
  3. Стимулирование привлечения инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг в промышленность и агропромышленный комплекс Орловской области.

         Повышение инвестиционной привлекательности орловской области может осуществляться путем совершенствования качества корпоративного управления в акционерных обществах орловской области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов. Утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах», в которой на эти цели предусмотрено 3 191 450 тыс. рублей.

На мой  взгляд, повышение инвестиционной привлекательности Орловской области реализуется путем:

  1. разработки и осуществлению программ, организации и проведения семинаров по специфике рынка ценных бумаг;
  2. создания системы информирования и обучения представителей государства в органах управления акционерных обществ, а также руководителей и ведущих специалистов   предприятий по вопросам корпоративного управления;
  3. внедрения в практику положений кодекса корпоративного поведения.   Кодекс корпоративного поведения одобрен на заседании Правительства Российской Федерации  28 ноября 2001 года (протокол № 49) и рекомендован к применению акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации  к применению кодекса корпоративного поведения»;
  4. участия в создании информационно-аналитической системы (ИАС) ЦФО и обеспечения подключения к ней всех заинтересованных государственных структур на территории Орловской области;
  5. обеспечения раскрытия информации на региональном сервере ФСФР Юго-Западного региона;
  6. стимулирования перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности - IAS (International  Accounting  Standards) и US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) и стимулирования увеличения их уставных капиталов в соответствии с размерами активов (проведение инвентаризации и анализа капитализации предприятий);
  7. внедрения общепризнанных рейтингов инвестиционной привлекательности эмитентов Орловской области и размещения рейтинговых таблиц на региональном сервере раскрытия информации и в средствах массовой информации.

Проведение  вышеназванных мероприятий должно осуществляться комплексно. Повышение  образовательного уровня как представителей государства в органах управления акционерных обществ, так и самих  руководителей предприятий должно привести к более глубокому и ясному пониманию ими системы корпоративного управления, роли, места и функций органов управления акционерными обществами, необходимости взаимодействия с акционерами и инвесторами путем обеспечения раскрытия предусмотренного объема информации. В свою очередь, меры государственной поддержки обеспечения раскрытия информации и контроля за соблюдением соответствующих норм действующего законодательства также приведут к повышению информационной прозрачности. Пропаганда внедрения в практику положений кодекса корпоративного поведения должна, прежде всего, осуществляться в акционерных обществах, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Орловской области, поскольку в них существуют реальные механизмы обеспечения такого внедрения. Последующее освещение положительных результатов применения кодекса будет проходить уже во всех акционерных обществах. В рамках данного направления ФСФР Юго-Западного региона проводило различные просветительские мероприятия, целевую аудиторию  которых составили корпоративные секретари, юристы и руководители эмитентов Орловской области. В частности 08.06.2010 был проведен Семинар на тему: «Новое в законодательстве об акционерных обществах и ценных бумагах. Административная ответственность за правонарушения на финансовых рынках». Одним из наиболее важных событий в указанной выше сфере стало участие Руководителя РО ФСФР России в ЮЗР Распутного Ю.Н. в интерактивной телевизионной программе «Контакт», проходившей 17 июня 2010 года в прямом эфире Орловской государственной телерадиовещательной компании (г. Орел).

Одним из ключевых моментов, влияющих на инвестиционную привлекательность и капитализацию  российских предприятий, является их финансовая прозрачность. Отчетность, ведущаяся  российскими предприятиями по существующим в Российской Федерации нормам, является препятствием для осуществления  инвестиций иностранными инвесторами, так как не соответствует международным  нормам. В этой связи целесообразно  стимулировать переход на международные стандарты финансовой отчетности и увеличение уставных капиталов в соответствии с размерами активов. Указанные мероприятия можно также проводить сначала в акционерных обществах, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Орловской области. Следующим шагом по формированию инвестиционной привлекательности является организация взаимодействия с ведущими российскими и мировыми рейтинговыми агентствами типа «Эксперт-РА», Standard&Poors, присвоение мировых рейтинговых стандартов качества корпоративного управления ведущим акционерным обществам Орловской области.

Развитие  информационной и организационной (институциональной)  инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории области, на мой взгляд, может обеспечиваться путем:

  1. формирования, ведения и обновления базы данных по акционерным обществам, зарегистрированным на территории Орловской области. В настоящий момент такая система функционирует в ФСФР Юго-Западного региона;
  2. создания регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов, информации о наличии добавочного капитала и нераспределенной чистой прибыли в акционерных обществах, информации о корпоративных событиях, сведений о ценных бумагах предприятий; инвестиционных проектов и бизнес-планов. Данный сервер, на мой взгляд, целесообразно разместить на интернет сайте ФСФР Юго-Западного региона, используя в качестве поддержки государственную специализированную информационную систему "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (электронный адрес: www.adm.orel.ru, раздел "Экономика и социальная сфера", подраздел "Инвестиции").
  3. организации системы взаимодействия с областными средствами массовой информации в сфере акционерного права, управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов. Опыт по такому взаимодействию уже накоплен ФСФР Юго-Западного региона, специалисты которой публикуют статьи в периодических изданиях орловской области.
  4. организации изучения, методического обобщения и распространения опыта работы эмитентов области и других регионов, успешно привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг, в том числе с помощью выпуска облигационных займов, сведений об эффективности такого привлечения через публикации в средствах массовой информации;
  5. проведения на регулярной основе публичных мероприятий (межрегиональные конференции, совещания, семинары, «круглые столы» и т.п.), пропагандирующих опыт предприятий, эффективно использующих инструменты рынка ценных бумаг. Например, можно объявить конкурс среди журналистов региональных СМИ на лучшую статью о рынке ценных бумаг;
  6. стимулирования увеличения количества профессиональных участников, консалтинговых компаний, оказывающих полный комплекс услуг на рынке ценных бумаг, размещения информации о них на региональном сервере. В частности, путем создания инвестиционной компании - профессионального участника рынка ценных бумаг. Основной целью создания подобной компании должно стать обеспечение условий для привлечения свободных финансовых ресурсов субъектов экономических отношений и населения через механизм рынка ценных бумаг в реальный сектор экономики области, региональных инвестиционных программ, социальной сферы, а также повышения качества жизни населения области. У населения области в настоящее время находятся свободные финансовые ресурсы, которые хранятся на руках в валюте либо в виде срочных вкладов с минимальной процентной ставкой. Компания, опираясь на опыт ведущих инвестиционных компаний РФ, может предложить более доходные способы размещения свободных денежных средств и ценных бумаг. При этом деятельность инвестиционной компании должна быть организована по следующим основным направлениям:

             - инвестирование реального сектора экономики области с помощью механизма рынка ценных бумаг, в том числе покупки корпоративных облигаций региональных эмитентов;

  - андеррайтинг. Организация первичного размещения корпоративных и муниципальных ценных бумаг;

            - предоставление комплекса услуг юридическим и физическим лицам, желающим работать на рынке ценных бумаг (создание фондового магазина, дилингового центра, агента паевого инвестиционного фонда).

 Фондовый магазин. Здесь население может продать корпоративные ценные бумаги, котируемые на ведущих биржевых площадках РФ по биржевым ценам, а также региональные ценные бумаги на основе индикативных котировок, в том числе пользуясь системой внебиржевые котировок биржи РТС.

 Дилинговый  центр. Предлагает свои услуги  коммерческим предприятиям и  населению по купле/продаже корпоративных  ценных бумаг и государственных  ценных бумаг в режиме реального  времени на ведущих биржевых  площадках РФ по биржевым ценам.  Также, на мой взгляд, целесообразно   продвигать прогрессивные формы  коллективного инвестирования в  форме ПИФа на региональном фондовом рынке. Это позволит региональным частным инвесторам с помощью управляющей компании ПИФа выйти на региональный и всероссийский биржевой рынок государственных и корпоративных ценных бумаг.  прогрессивные формы образование региональных управляющих компаний. Создание региональных ПИФов позволит упростить процедуру покупки – продажи паев и аккумулировать свободные денежные средства региональных инвесторов, часть из которых направляется на биржевой рынок для покупки облигаций корпоративных эмитентов, а часть может направляться на финансирование высокорентабельных проектов, например строительство жилья и т.п.

  1. организации взаимодействия с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Орловской области и другими банковскими организациями, крупнейшими саморегулируемыми организациями, такими как Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер - агентов, депозитариев (ПАРТАД).

Для рынка ценных бумаг информационная прозрачность является фундаментальным  принципом, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и, прежде всего, самих владельцев ценных бумаг. Достоверные данные по первичному и вторичному рынку интересуют абсолютно всех субъектов рынка ценных бумаг и, безусловно, являются одним из самых важных критериев качества рынка ценных бумаг, особенно в условиях складывающейся на нем конкуренции. Точные своевременные данные, широко распространенные и отражающие реальные условия эмиссии ценных бумаг, торговли ценными бумагами, привлекают внимание профессиональных участников рынка и их клиентов, способствуют оживлению рынка. Если такие данные поступают с задержкой, нет их сопоставления, в данных «появляются» неточности, то не вызывает сомнений, что рынок ценных бумаг теряет привлекательность, падает его конкурентоспособность.

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$плом послать.docx

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Разработка стратегии развития регионального рынка корпоративных облигаций (на материалах Регионального отделения Федеральной службы п