Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является всесторонний анализ развития рынка корпоративных облигаций на национальном и региональном уровнях. Предметом анализа также является инфраструктура фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики. Особое внимание в работе уделено анализу рынка корпоративных облигаций Орловской области с разработкой стратегии развития данного сегмента экономики и оптимизации его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 11
1.1 Роль и место рынка ценных бумаг в экономике 11
1.2 Ключевые понятия и основные участники рынка корпоративных облигаций 25
1.3 Институциональные основы отечественного рынка корпоративных облигаций 37
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
РЫНКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 49
2.1 Анализ рынка корпоративных облигаций России 49
2.2 Анализ рынка ценных бумаг Юго-Западного региона 63
2.3 Анализ институционального обеспечения функционирования регионального рынка корпоративных облигаций 79
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 93
3.1 Общая стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области 93
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области 103
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло» 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Структура российского рынка капитала в
2001-2010 годах 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объем выпусков (дополнительных выпусков)
ценных бумаг, зарегистрированных Региональным отделением с разбивкой по годам 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количество организаций по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и организаций – участников товарно-биржевого рынка в 2008-2010 годах. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Размер государственной пошлины при регистрации выпуска корпорати
При всех положительных сторонах использования современных информационных технологий доступность информации для населения как основного и перспективного инвестора должна обеспечиваться и с помощью традиционных средств массовой информации, в связи с чем целесообразно проведение мероприятий по повышению информированности населения о рынке ценных бумаг через средства массовой информации, а также широкое освещение положительного опыта по развитию фондового рынка.
Рынок ценных бумаг, как и любая другая экономическая система, функционирует через системы особых институтов. Для фондового рынка таковыми являются его профессиональные участники. Потому увеличение их численности, а также широкое взаимодействие с ассоциациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций является важной предпосылкой создания полноценного фондового рынка в области.
Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Орловской области является стимулированием привлечения инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг в промышленность и агропромышленный комплекс области. Данное направление стратегии. На мой взгляд, может реализоваться следующим образом:
Стратегии
бюджетной поддержки
Суть предполагаемой схемы заключается в предоставлении бюджетных средств для компенсации части выплат по облигациям. При этом бюджетные средства предоставляются предприятиям при условии значительного увеличения налоговых платежей по результатам проекта, для финансирования которого выпускаются ценные бумаги. Это дает предприятиям возможность привлекать значительные объемы средств на реализацию инвестиционных проектов, а бюджетам всех уровней - получать дополнительные объемы налоговых и неналоговых платежей, генерируемых за счет расширения производства и повышения его эффективности. Предполагаемое размещение части выпусков ценных бумаг среди физических лиц должно способствовать привлечению средств населения в инвестиционный процесс.
Необходимым элементом контроля за эффективностью бюджетной поддержки является предварительная государственная экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов, меморандумов и бизнес-планов, их представление на региональном сервере раскрытия информации, создание которого предполагается на базе интернет сайта ФСФР Юго-Западного региона.
В Орловской области действует закон « О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», который, в настоящее время не предусматривает в качестве формы государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности (ст. 7) предоставление бюджетных субсидий для компенсации части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям. В связи с этим необходимо внесение изменений и дополнений в вышеназванный Закон.
Представим
все вышеперечисленные
1) совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов;
группа |
Сроки, год |
Содержание мероприятия |
1 |
2012-2015 |
Разработка программ, организация и проведение семинаров по специфике рынка ценных бумаг |
2012-2015 |
Создание системы | |
2012-2015 |
Внедрение в практику положений кодекса корпоративного поведения | |
2012 |
Участие в создании информационно-аналитической системы (ИАС) ЦФО и обеспечение подключения к ней всех заинтересованных государственных структур на территории Орловской области | |
2012-2015 |
Обеспечение раскрытия информации на региональном сервере | |
2012-2015 |
Стимулирование перехода предприятий
на международные стандарты | |
2012-2015 |
Внедрение общепризнанных рейтингов инвестиционной привлекательности эмитентов Орловской области и размещения рейтинговых таблиц на региональном сервере раскрытия информации и в средствах массовой информации | |
2 |
2012-2015 |
Формирование, ведение и обновление базы данных по акционерным обществам, зарегистрированным на территории Орловской области |
2012 |
Создание
регионального сервера | |
2012-2015 |
Организация системы взаимодействия с областными средствами массовой информации в сфере акционерного права, управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов | |
2012-2015 |
Организация изучения, методического обобщения и распространения опыта работы эмитентов области и других регионов, успешно привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг, сведений об эффективности такого привлечения через публикации в средствах массовой информации | |
2012-2015 |
Проведение на регулярной основе публичных мероприятий (межрегиональные конференции, совещания, семинары, «круглые столы» и т.п.), пропагандирующих опыт предприятий, эффективно использующих инструменты рынка ценных бумаг; | |
2012-2015 |
Стимулирование увеличения количества профессиональных участников, консалтинговых компаний, оказывающих полный комплекс услуг на рынке ценных бумаг, размещения информации о них на региональном сервере; | |
2012-2015 |
Организация взаимодействия с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по орловской области и другими банковскими организациями, крупнейшими саморегулируемыми организациями, такими как Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер – агентов, депозитариев (ПАРТАД). | |
3 |
2012 |
Разработка системы |
2012 |
Разработка проекта целевой программы орловской области «Развитие рынка ценных бумаг Орловской области на 2012 - 2015 годы»; | |
2012-2015 |
Компенсация части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете | |
Таблица
9 – Программные мероприятия стратегии
развития регионально рынка ценных бумаг
Орловской области
2) формирование информационной и организационной (институциональной) инфраструктуры рынка ценных бумаг Орловской области;
3) государственная
(областная) поддержка
Таким образом,
развитие регионального рынка
Рассмотрим возможность создания таких механизмов в следующем пункте дипломной работы.
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области
Так как основой рынка ценных бумаг являются эмитенты, на мой взгляд, при формировании рынка корпоративных облигаций региона стоит особо уделить внимание именно им и механизму поддержки органами власти области развития рынка ценных бумаг. Региональный рынок ценных бумаг неразрывно связан с процессом привлечения инвестиций. Рассмотрим существующую схему взаимодействия предприятий региона с государственным аппаратом области при реализации инвестиционных проектов при условии подписания инвестиционного соглашения с правительством Орловской области (рисунок 22)
Рисунок 22 – Механизм взаимодействия предприятий области, реализующих инвестиционный проект, с правительством Орловской области
Рассмотрим схему инвестиционного процесса в Орловской области по пунктам.
1. Для
рассмотрения вопроса о
- бизнес-план
проекта (технико-
- нотариально
заверенные копии
- документы,
подтверждающие правомочность
- справочную
информацию о деятельности
- план по размещению производства на территории Орловской области;
- сетевой график реализации проекта.
2. Департамент
экономики Орловской области
готовит и представляет для
рассмотрения в Инвестиционный
совет Орловской области
3. Инвестиционный
совет Орловской области в
течение 14 дней после представления
проекта рассматривает и
4. Для
каждой из сторон, подписывающих
соглашение, составляется отдельный
экземпляр соглашения, имеющий равную
юридическую силу. Копия инвестиционного
соглашения направляется в
5. Органы
исполнительной
6. На
основании всей полученной
Рассмотрим существующий механизм предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории области согласно инвестиционному соглашению. При этом льготы могут устанавливаться по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в областной бюджет, налогу на имущество организаций и транспортному налогу, установленные законами Орловской области.
7. Предложения
и заявления, а также
8. Департамент экономики Орловской области и направляет ее в экспертную комиссию для принятия решения.
9. в экспертной
комиссии в обязательном
10. Результаты оценки эффективности налоговых льгот направляются Департаментом экономики Орловской области в Орловский областной Совет народных депутатов.
11. Утверждение
налоговых льгот на будущий
финансовый год областным
Таким образом,
рассмотренный инвестиционный механизм
поддержки предприятий
- разработка
порядка субсидирования
- разработка
порядка субсидирования части
затрат на обследование
- разработка
порядка субсидирования
На мой
взгляд, в целях стимулирования развития
рынка ценных бумаг региона, и
дальнейшего привлечения
Рассматриваемая
схема предполагает осуществление
инвестиционного процесса в условиях
разработки и реализации промышленным
предприятиям инвестиционного проекта,
направленного на развитие производства
и увеличение выпуска конкурентоспособной
продукции и требующего краткосрочных
и долгосрочных капиталовложений, объемы
которых превышают собственные
возможности предприятия. При этом
производственно-экономический