Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является всесторонний анализ развития рынка корпоративных облигаций на национальном и региональном уровнях. Предметом анализа также является инфраструктура фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики. Особое внимание в работе уделено анализу рынка корпоративных облигаций Орловской области с разработкой стратегии развития данного сегмента экономики и оптимизации его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 11
1.1 Роль и место рынка ценных бумаг в экономике 11
1.2 Ключевые понятия и основные участники рынка корпоративных облигаций 25
1.3 Институциональные основы отечественного рынка корпоративных облигаций 37
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
РЫНКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 49
2.1 Анализ рынка корпоративных облигаций России 49
2.2 Анализ рынка ценных бумаг Юго-Западного региона 63
2.3 Анализ институционального обеспечения функционирования регионального рынка корпоративных облигаций 79
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 93
3.1 Общая стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области 93
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области 103
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло» 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Структура российского рынка капитала в
2001-2010 годах 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объем выпусков (дополнительных выпусков)
ценных бумаг, зарегистрированных Региональным отделением с разбивкой по годам 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количество организаций по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и организаций – участников товарно-биржевого рынка в 2008-2010 годах. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Размер государственной пошлины при регистрации выпуска корпорати
Факторы инвестиционной привлекательности предприятий, учитываемые при предоставлении бюджетной поддержки могут быть следующими:
- доля производства продукции предприятия в общем объёме производства отрасли, региона;
- стабильность работы предприятия в анализируемом периоде (3-5 лет);
- использование предприятием производственных ресурсов (оборачиваемость основного и оборотного капитала, производительность труда, энергоемкость продукции, использование производственных площадей и т.д.);
- финансовое состояние предприятия (сальдо дебиторской и кредиторской задолженности, величина задолженности перед бюджетом, показатели рентабельности и т.д.;
Рисунок 23 - Схема реализации инвестиционного проекта, путем выпуска предприятием корпоративных облигаций с субсидированием части купонных выплат правительством Орловской области.
- эффективность
для предприятия и бюджета
предполагаемого
- социально-экономическая
значимость предприятия для
Бюджетная помощь может
предоставляться в виде
Основными критериями определения формы и объема предоставляемых бюджетных средств могут являться:
- абсолютный
объем бюджетной субсидии, получаемой
хозяйствующим субъектом в
- бюджетный
кредит предоставляется в
случае, если прирост налоговых
отчислений в бюджет Орловской
области окупает выделенные
бюджетные средства в
срок более двух лет
с момента погашения
Механизм принятия решения по субсидированию купонных выплат по облигациям может быть аналогичен принятию решения о предоставлении налоговых льгот. Но состав инвестиционного совета в таком случае должен быть на мой взгляд расширен, в частности представителями ФСФР Юго-Западного региона.
В целом данная схема стимулирования выпуска облигаций рассчитана на то, чтобы используя эффективные для бюджета механизмы, облегчить предприятиям процесс первого размещения корпоративных ценных бумаг с целью привлечения более долгосрочных и относительно более дешевых, по сравнению с банковскими кредитами, инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг.
Механизм
бюджетной поддержки
Рассмотрим его подробно по пунктам:
- снижается
средний объем бюджетных
Рисунок 24 - Механизм бюджетной поддержки инвестиционного процесса эмиссии корпоративных облигаций.
- стимулируется развитие региональных фондовых рынков;
- за счет обновления основных фондов предприятий укрепляется региональная экономика;
- увеличивают будущие налоговые поступления в бюджет.
Для предприятий-эмитентов
положительными моментами использования
государственной поддержки при
эмиссии корпоративных
- эмитент может получить от государства помощь в первичном выходе на организованный рынок ценных бумаг как в плане снижения финансового бремени, так и с точки зрения раскрытия информации (поскольку для эмитентов, неизвестных рынку, требуемая норма доходности значительно выше доходности по бумагам «раскрученных» компаний);
- предприятию предоставляется возможность доступа к более значительному объему инвестиционных ресурсов на более длительные сроки (относительно кредитного рынка);
- конструирование параметров облигационного займа может осуществляться как с учетом характера денежных потоков предприятия, так и предпочтений той группы инвесторов, на которых этот заем ориентирован;
- в ходе обслуживания займа создается кредитная история предприятия, которая обеспечивает последующее привлечения средств на рынке ценных бумаг и кредитном рынке по более низкой процентной ставке.
Еще одним
из механизмов поддержки региональных
эмитентов корпоративных
Рассмотрим механизм предоставления государственных гарантий по пунктам:
1. Департамент
финансов доводит до
2. Претенденты на получение гарантии, подают заявки на ее получение в департамент экономики Орловской области.
3. Департамент экономики Орловской области принимает заявки и утверждает предварительный объем гарантий, который может быть выдан эмитентам. Готовит и представляет областному Совету народных депутатов предложения по общей сумме гарантий, которые целесообразно выдать новым заемщикам в будущем финансовом году.
4. Областной Совет народных депутатов при принятии бюджета утверждает общую сумму, в пределах которой гарантии могут быть представлены новым заемщикам.
5. В случае утверждения в бюджете суммы гарантий на будущий год в размере ниже объема поданных заявок, департамент экономики Орловской области проводит среди претендентов конкурс.
Рисунок 25 – Механизм предоставления гарантий субъекта РФ предприятиям Орловской области, выпускающими корпоративные облигации.
6. Департамент экономики Орловской области выдает новым заемщикам государственные гарантии в пределах утвержденной бюджетом суммы.
7. Департамент экономики Орловской области заносит сумму выданных гарантий в долговую книгу субъекта Федерации.
8. Зарезервированные
средства размещаются на
9. Департамент экономики Орловской области регулярно проводит мониторинг и пролонгацию существующей задолженности.
Данный механизм может использоваться совместно с возмещением правительством Орловской области части купонных выплат эмитента ценных бумаг в размере, равном разнице между реальными возможностями эмитента и ожиданиями инвесторов по поводу доходности эмитируемых облигаций.
Таким образом,
поддержка органами власти Орловской
области региональных эмитентов
корпоративных облигаций может
осуществляться по нескольким направлениям,
основными из которых является предоставление
гарантий и компенсации части
купонного платежа. При этом основным
критерием при поддержки
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло»
Сформируем механизм выхода предприятия на рынок ценных бумаг на примере ОАО «Орелрастмасло» для финансирования проекта строительства элеватора, с учетом разработок, предложенных в пунке 3.1 и 3.2 дипломной работы.
Государственное предприятие «Орловский маслобойный завод» основано в 1930 году и до ноября 1992 года являлось государственным предприятием масложировой промышленности. В ноябре 1992 года завод преобразован в акционерное общество открытого типа «Орловский маслобойный завод». 06 июля 2006 года предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Орелрастмасло».
ОАО «Орелрастмасло» является значимым предприятием масложировой промышленности России.
Место нахождения: 302043, г. Орел, пер. Маслозаводской, 21.
Дата государственной регистрации 05 ноября 1992 г. Номер свидетельства о государственной регистрации – 1087. Основной государственный регистрационный номер – 1025700775297.
ОАО «Орелрастмасло»
- предприятие полного цикла
ОАО «Орелрастмасло» является устойчивым предприятием с выпуском экологически чистых сертифицированных видов растительных масел. За последние годы существования завода создана инфраструктура приемки сырья, переработки, хранения и отгрузки продукции.
Предприятие
ориентировано на переработку рапса
(второй по объему выращивания масличной
культуры в РФ), закупает сырье в
Орловской и прилегающих
Также осуществляется переработка маслосемян подсолнечника и выпуск подсолнечного масла.
Побочными продуктами производства является жмых, используемый в качестве высокопротеиновой, энергетической добавки в рационе животных и птицы. Завод располагается на собственной территории, общей площадью 87 909,47 кв.м.
Мощность
предприятия составляет 10 тысяч
тонн переработки маслосемян в месяц.
Цех рафинации позволяет
Оснащенность
современным высокоэффективным
оборудование в совокупности с квалифицированным
персоналом является залогом высокого
качества продукции, выпускаемой ОАО
«Орелрастмасло». Этому также способствует
внедрение собственных
Рафинированное
масло, произведенное на
ОАО «Орелрастмасло» является активным участником внешнеэкономической деятельности, реализовывая свою продукцию (рапсовое нерафинированное масло и рапсовый жмых) в страны Прибалтики и Скандинавии.