Разработка стратегии развития регионального рынка корпоративных облигаций (на материалах Регионального отделения Федеральной службы п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ развития рынка корпоративных облигаций на национальном и региональном уровнях. Предметом анализа также является инфраструктура фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики. Особое внимание в работе уделено анализу рынка корпоративных облигаций Орловской области с разработкой стратегии развития данного сегмента экономики и оптимизации его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 11
1.1 Роль и место рынка ценных бумаг в экономике 11
1.2 Ключевые понятия и основные участники рынка корпоративных облигаций 25
1.3 Институциональные основы отечественного рынка корпоративных облигаций 37
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
РЫНКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 49
2.1 Анализ рынка корпоративных облигаций России 49
2.2 Анализ рынка ценных бумаг Юго-Западного региона 63
2.3 Анализ институционального обеспечения функционирования регионального рынка корпоративных облигаций 79
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 93
3.1 Общая стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области 93
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области 103
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло» 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Структура российского рынка капитала в
2001-2010 годах 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объем выпусков (дополнительных выпусков)
ценных бумаг, зарегистрированных Региональным отделением с разбивкой по годам 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количество организаций по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и организаций – участников товарно-биржевого рынка в 2008-2010 годах. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Размер государственной пошлины при регистрации выпуска корпорати

Работа состоит из  3 файла

диплом послать.docx

— 803.71 Кб (Скачать документ)

2) инвесторы  (или их представители, не являющиеся  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг) – это  граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги  от своего имени и за свой  счет в собственность, полное  хозяйственное ведение или оперативное  управление с целью осуществления  удостоверенных этими ценными  бумагами имущественных прав. К  ним относятся: население, промышленные  предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.;

3) профессиональные  участники рынка ценных бумаг  - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на  рынке ценных бумаг (дилерская,  брокерская и др. виды деятельности). Например, инвестиционные институты  - в качестве посредника (финансового  брокера), инвестиционного консультанта  и инвестиционного фонда. 

Они вправе осуществлять следующие виды деятельности:

- брокерскую деятельность - совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии и/или поручения;

- дилерскую  деятельность - совершение сделок  купли-продажи ценных бумаг от  своего имени и за свой счет  путем публичного объявления  цены их покупки и продажи  с обязательством покупки и  продажи этих ценных бумаг  по объявленным ценам; 

- депозитарную  деятельность - деятельность по хранению  ценных бумаг и/или учету прав  на ценные бумаги;

- деятельность  по хранению и ведению реестра  акционеров в порядке, установленном  законодательством РФ;

- расчетно-клиринговую деятельность по ценным бумагам - деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участникам операций с этими бумагами;

- расчетно-клиринговую деятельность по денежным средствам - деятельность по определению взаимных обязательств и/или по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам;

- деятельность по организации торговли ценными бумагами между профессиональными участниками фондового рынка, включая деятельность фондовых бирж.

Участники рынка ценных бумаг обязаны ориентироваться  в многообразии финансовых сделок и  правильно отражать их в бухгалтерском  учете [20].

Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости  от банковского или небанковского  характера финансовых посредников:

1. Небанковская  модель (США) - в качестве посредников  выступают небанковские компании  по ценным бумагам. 

2. Банковская  модель (Германия) - посредниками выступают  банки. 

3. Смешанная  модель (Япония) - посредниками являются  как банки, так и небанковские  компании.

Рынок ценных бумаг в современной экономике  выполняет ряд функций, которые  можно разделить на общерыночные, соответствующие всем видам рынка, и специфические, присущие именно рынку  ценных бумаг (рисунок 2).

 

 

 

Рисунок 2 - Функции рынков ценных бумаг

 

Первой  общерыночной функцией является коммерческая, то есть получение прибыли по результатам  деятельности на рынке ценных бумаг. Особенностью проявления данной функции  на региональных рынках является  узкий  спектр способов получения прибыли, что связанно с ограниченностью  круга инвесторов, незначительным количеством  инструментов, неразвитым сервисом в  сфере финансовых причин и рядом  других причин.

Второй  общерыночной функцией фондового рынка  является ценовая функция, в результате проявления которой происходит процесс  ценообразования, при этом формирование цен определяется взаимодействием  спроса и предложения.

Третья  общерыночная функция фондового  рынка - информационная. Она самым тесным образом связана с функцией ценообразования, так как важнейшей информацией является именно цена и направление ее движения.

Важнейшей проблемой в регионах является информационная непрозрачность. Здесь весьма сложно получить практически любую информацию, включая котировки и курсы  ценных бумаг, состояние и перспективы  деятельности эмитентов, информацию о  профессиональных участниках финансового  рынка, нормативные правовые акты, касающиеся региональных фондовых рынков, и др.

Четвертая общерыночная функция фондового  рынка - регулятивная. В процессе развития рынка вырабатываются условия взаимодействия его участников, правила торговли, система контроля и регулирования, этические нормы поведения и др. условия. При этом, как показала практика развитых рынков, должны взаимодействовать и развиваться две системы регулирования: внешняя - государственная и внутренняя - саморегулирование, осуществляемое участниками рынка.

Известно, что наряду с системой государственного регулирования рынка ценных бумаг  на федеральном уровне необходимо создание системы регулирования на региональном уровне. Однако сейчас воздействие  региональных государственных регулирующих органов на построение цивилизованных отношений крайне незначительно. При  работе с «местными» инструментами  влияние этих органов зачастую оказывается  определяющим, но чаше всего, имеет  волюнтаристический характер.

Пятая общерыночная функция фондового рынка - санирующая. Ее назначение состоит в поддержании конкуренции, ведущей к устранению с рынка экономически неэффективных хозяйствующих субъектов и к повышению эффективности рынка в целом.

Среди специфических  функций выделим перераспределительную, которая является, по сути, основной. Она обеспечивает перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности: перевод, прежде всего сбережений населения, из непроизводительной в производительную форму; финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе; перераспределение прав собственности в корпорациях, в том числе в процессе приватизации и в постприватизационный период. Эта функция в России, за исключением перераспределения прав собственности, почти не работает. Что касается регионального аспекта, то эта функция выражается, в основном, в перераспределении средств между регионами с разной степенью привлекательности для капитала, но больше всего в оттоке средств в финансовый центр. В настоящий период для регионов данная функция должна приобрести аккумулирующий характер, подразумевающий правило «всех впускать, никого не выпускать». Для этого необходимо создать на местах чрезвычайно благоприятный инвестиционный климат.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков в России пока не может быть реализована, так как рынок производных ценных бумаг, используемых для этих целей, находится в зачаточном состоянии.

Управленческая  функция рынка выражается во влиянии на управление корпорацией посредством владения ее ценными бумагами, причем не только голосующими акциями. Руководство корпораций, размещающих долговые ценные бумаги, вынуждено корректировать свои действия в зависимости от мнения и настроения инвесторов. В российской действительности порой даже владельцу контрольного пакета с трудом удается реализовать свои права по управлению предприятием. Поэтому для выполнения этой функции отечественному рынку предстоит еще пройти долгий путь.

На рынках ценных бумаг очень ярко проявляется  трансформирующая функция, реализуемая в процессе секьюритизации взаимоотношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, между банками и их клиентами.

Еще одна функция рынка ценных бумаг —  возможность быть инструментом государственной финансовой политики. Основным рычагом, через который реализуется эта функция, является рынок государственных ценных бумаг, посредством которого государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение или сокращение уровня валового национального продукта (далее ВНП) [21].

Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных ценных бумаг  выполняет следующие функции.

- финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство и местные органы власти получают денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. Помимо достигнутой цели у этого способа решения бюджетных проблем есть существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению (снижению темпов роста) ВНП. Кроме того, увеличение государственного долга, производимое с целью нормализации бюджета, впоследствии приведет к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям, результатом чего станет увеличение как государственного долга, так и дефицита государственного бюджета.

- финансирование конкретных проектов. Государство выпускает и реализует на рынке ценных бумаг целевые облигации, с помощью которых привлекаются денежные средства на реализацию определенных проектов. Чаще всего такие ценные бумаги выпускают местные органы власти.

- регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Данная функция обычно реализуется центральным банком страны при проведении денежно-кредитной политики. Осуществляя политику открытого рынка, центральный банк при помощи покупки-продажи государственных ценных бумаг увеличивает или уменьшает денежную массу, что приводит к увеличению или уменьшению темпов роста экономики.

- поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Банки формируют резервы, которые направляют в государственные ценные бумаги, имеющие наименьший риск. Эти бумаги они всегда могут реализовать и расплатиться по обязательствам. Рынок ценных бумаг выступает инструментом привлечения свободных денежных средств, являясь альтернативной формой финансирования предприятий и компаний [22, с. 14].

Рассмотрим  структуру рынка ценных бумаг  на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура рынка ценных бумаг.

 

Первичный рынок ценных бумаг – это механизм эмиссии и первичного размещения эмитированных бумаг.

Законодательно  первичный рынок ценных бумаг  определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства  по иным ценным бумагам, и первыми  инвесторами, профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, а также их представителями. Таким образом, первичный  рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

В результате продажи акций и облигаций  на первичном рынке эмитент получает необходимые ему финансовые средства, а бумаги оседают в руках первоначальных покупателей. Все остальные перепродажи  бумаг образуют вторичный рынок.

Таким образом, эмитентами ценных бумаг являются те, кто заинтересован в краткосрочном  или долгосрочном финансировании своих  текущих и капитальных расходов и при этом может доказать, что  ему, как заемщику, должнику и предпринимателю, можно доверять.

Так как  многие крупные клиенты через  ценные бумаги сами добывают средства, у банков возникает проблема –  ухудшение качества клиента.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для  раскрытия информации: подготовка проспекта  эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций  полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и  т.д.

Особенностью  отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг  пока преобладает. Эта тенденция  объясняется такими процессами как  приватизация, создание новых акционерных  обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок  валютного долга государства  и т.п.

Механизм  продажи (размещения ценных бумаг) на первичном  рынке может быть разный:

а) в непосредственном (частном) контакте без посредников (характерно для Японии)

б) через  финансовых посредников в виде любого кредитного учреждения

в) на уличном  рынке.

Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному  количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и  продажи.

Публичное предложение - это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии  путем публичных объявления и  продажи неограниченному числу  инвесторов.

Публичная подписка или публичное размещение ценных бумаг применяется тогда, когда корпорация принимает решение  превратиться из частной в публичное  акционерное общество с большим  количеством акционеров. Разница  не просто в количестве эмитируемых  акций: речь идет о контроле над предприятием, который может в этих условиях перейти от учредителей к владельцам контрольного пакета акций. Публичное  предложение большого количества тиражированных акций дает эмитенту огромные средства, которые открывают возможности  расширения, модернизации, диверсификации деятельности, делает компанию известной, она переходит на новый, более высокий уровень престижности [23].

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$плом послать.docx

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Разработка стратегии развития регионального рынка корпоративных облигаций (на материалах Регионального отделения Федеральной службы п