Разработка стратегии развития регионального рынка корпоративных облигаций (на материалах Регионального отделения Федеральной службы п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ развития рынка корпоративных облигаций на национальном и региональном уровнях. Предметом анализа также является инфраструктура фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики. Особое внимание в работе уделено анализу рынка корпоративных облигаций Орловской области с разработкой стратегии развития данного сегмента экономики и оптимизации его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 11
1.1 Роль и место рынка ценных бумаг в экономике 11
1.2 Ключевые понятия и основные участники рынка корпоративных облигаций 25
1.3 Институциональные основы отечественного рынка корпоративных облигаций 37
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
РЫНКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 49
2.1 Анализ рынка корпоративных облигаций России 49
2.2 Анализ рынка ценных бумаг Юго-Западного региона 63
2.3 Анализ институционального обеспечения функционирования регионального рынка корпоративных облигаций 79
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 93
3.1 Общая стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области 93
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области 103
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло» 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Структура российского рынка капитала в
2001-2010 годах 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объем выпусков (дополнительных выпусков)
ценных бумаг, зарегистрированных Региональным отделением с разбивкой по годам 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количество организаций по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и организаций – участников товарно-биржевого рынка в 2008-2010 годах. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Размер государственной пошлины при регистрации выпуска корпорати

Работа состоит из  3 файла

диплом послать.docx

— 803.71 Кб (Скачать документ)

- принятие  решения о размещении облигаций;

- утверждение  решения о выпуске облигаций;

- государственная  регистрация выпуска облигаций;

- размещение  облигаций;

- государственная  регистрация отчета об итогах  выпуска облигаций или представление  в регистрирующий орган уведомления  об итогах выпуска облигаций.

В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг», государственная регистрация выпуска  облигаций сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения путем открытой подписки или путем  закрытой подписки среди крута лиц, число которых превышает 500. В  этом случае каждый этап процедуры  эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации. Государственная  регистрация выпусков облигаций  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Как уже было отмечено, регистрацию  небанковских облигаций осуществляет ФСФР, банковских - ЦБ РФ.

Закон также  устанавливает основания для  отказа в государственной регистрации  выпуска, общие требования к содержанию проспекта ценных бумаг, процедуру  утверждения и подписания проспекта  ценных бумаг. На сегодняшний день проспект рублевых облигаций должен содержать  очень большое количество информации и очень формализован. Кроме того, он во многом дублирует содержание ежеквартальных отчетов. Таким образом, логичным было бы сократить объем  информации, включаемой в проспект, в случае, если эмитент осуществляет раскрытие информации в виде ежеквартальных отчетов. Кроме того, в целях следования лучшим мировым практикам и привлечения  иностранных инвесторов было бы правильным приблизить содержание проспекта облигаций  в российском праве к проспекту  по еврооблигациям.

Закон «О рынке ценных бумаг» содержит положения, определяющие условия размещения выпущенных облигаций. Так, в большинстве случаев  эмитент имеет право начинать размещение облигаций только после  государственной регистрации их выпуска. Количество размещаемых облигаций  не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске. Важным моментом, определяющим равенство инвесторов при первичном размещении облигаций, является закрепленный в данном законе запрет при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных  ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним  потенциальным владельцам перед  другими.

В рассматриваемом  Законе определены особенности эмиссии  и обращения отдельных видов  облигаций - облигаций с обеспечением и биржевых облигаций (облигаций  сроком обращения до 3 лет, выпуск которых  не предусматривает государственной  регистрации). Облигациями с обеспечением признаются облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной  гарантией. Наиболее актуальны на сегодняшний  день вопросы, связанные с эмиссией облигаций с поручительством, поскольку  долговые бумаги, обеспеченные залогом (которым может выступать только недвижимость или ценные бумаги) и  гарантией пока не получили достаточного распространения на российском рынке [1].

Вместе  с тем структура выпуска, когда  эмитентом является специально созданная  или просто операционная дочерняя компания, а заемщиком и поручителем  выступает, например, холдинговая компания, является широко распространенной практикой. Отношения, возникающие внутри такой  структуры, должны быть прозрачными  и понятными для инвесторов, в  противном случае заемщику придется платить существенную премию при  размещении. Текущее законодательство определяет, в каких случаях поручительство необходимо, а также вводит определенные ограничения на то, кто может выступать поручителем.

Так, согласно Закону «О рынке ценных бумаг», номинальная  стоимость всех облигаций компании (хозяйственного общества) не должна превышать  размер его уставного капитала и (или) величину обеспечения (в том  числе поручительства). В отсутствие обеспечения, предоставленного третьими липами, эмиссия облигаций допускается  не ранее третьего года существования  хозяйственного общества и при условии  наличия годовой бухгалтерской  отчетности за два завершенных финансовых года. Целесообразность этого положения  вызывает сомнения. Данное требование не несет экономического смысла, и  множество крупнейших эмитентов  вынуждены привлекать техническое  поручительство для его соблюдения. Вместе с тем, защита прав неквалифицированных  инвесторов может быть обеспечена действующей  практикой, которая позволяет отнести  выпуск рискованных облигаций к  инвестициям с повышенным уровнем  риска.

При этом в соответствии с Законом выпуск облигаций без поручительства в  объеме, превышающем уставный капитал  возможен в случае выпуска облигаций  с ипотечным покрытием и облигаций, предназначенных  для   квалифицированных   инвесторов,   а   также   для компаний, эмиссионные ценные бумаги которых включены в котировальный список на фондовой бирже, и компаний и (или) облигаций, имеющих кредитный рейтинг одного из рейтинговых агентств, аккредитованных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не ниже уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким образом, эмитентам, удовлетворяющим вышеупомянутым критериям, законодательство разрешает  выпуск облигаций без привлечения  поручительства со стороны третьих  лиц. Вместе с тем, часто возникает  ситуация, когда такие эмитенты нуждаются  в привлечении поручительства третьих  лиц для повышения инвестиционной привлекательности своих облигаций.

Например, эмитент облигаций может быть управляющей компанией производственного  холдинга и иметь рейтинг, позволяющий  выпускать облигации без привлечения  поручительства. Тем не менее, для  повышения инвестиционной привлекательности  своих облигаций управляющая  компания может столкнуться с  необходимостью привлечения поручительства со стороны производственных компаний, входящих в данный холдинг.

При этом может возникнуть ситуация, когда  действующая редакция Закона «О рынке  ценных бумаг» не позволит это сделать. Согласно этому Закону, поручителем  по договору поручительства, которым  обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, вправе выступать коммерческие организации, стоимость чистых активов  которых не меньше суммы предоставляемого поручительства. Компании, желающие предоставить поручительство по облигациям, этому  требованию могут и не удовлетворять.

Возникает ситуация, когда с законодательной  точки зрения эмитент, способный  осуществить выпуск облигаций без  обеспечения, будет не способен повысить инвестиционную привлекательность  своих облигаций за счет привлечения  дополнительного поручительства. Для  устранения этого несоответствия логично  было бы ввести в Закон изменения, которые бы позволили бы не предъявлять к поручителю требования о превышении суммы чистых активов поручителя над размером поручительства в случаях, когда законодательство разрешает выпуск облигаций без обеспечения.

Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что обращение ценных бумаг, выпуск которых подлежит государственной  регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации  отчета об итогах выпуска таких ценных бумаг, за исключением отдельных  случаев. В настоящее время процесс  регистрации и последующее включение  бумаг в листинг фондовой биржи  занимает значительное время (более  одного месяца), что в значительной степени негативно отражается на облигационных займах. В случае если между моментом приобретения долговой бумаги при первичном размещении и моментом, когда начнется вторичное  обращение, существует значительный временной лаг, инвестор, купивший бумагу на первичном рынке, несет риск того, что к моменту, когда он сможет реализовать облигацию, рыночная конъюнктура изменится в неблагоприятном направлении. Поэтому инвесторы склонны требовать дополнительную премию при первичном размещении, чтобы компенсировать этот риск. Несмотря на последние изменения в регулировании относительно возможности не регистрировать отчет об итогах выпуска, а ограничиться уведомлением в ФСФР при условии листинга размещаемых бумаг, проблема, связанная с необходимостью регистрировать отчет об итогах выпуска остается актуальной, поскольку данные изменения содержат определенные ограничения в отношении эмитентов (например, эмитент должен существовать не менее 6 месяцев, что исключает возможности использования широко применимых схем с созданием SPV как эмитента облигаций). Таким образом, отмена требования о регистрации отчета об итогах выпуска облигаций позволила бы сократить стоимость заимствований для российских компаний, а также снизить риски для инвесторов в рублевые корпоративные облигации.

Помимо  вышеперечисленного, Закон «О рынке ценных бумаг» содержит положения, регулирующие раскрытие информации на рынке ценных бумаг, использование служебной информации и рекламе на рынке ценных бумаг (раздел 4), а также определяющие основы регулирования на рынке ценных бумаг (раздел 5) [1].

Иными правовыми  актами, регулирующими рынок рублевых корпоративных облигаций, являются Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон «Об акционерных  обществах») и Федеральный закон  от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и  законных интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг» (далее - Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

Закон «Об  акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, и правовое положение акционерных  обществ, права и обязанности  их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Закон определяет общие вопросы выпуска облигаций акционерным обществом, порядок их оплаты при эмиссии, одобрения крупной сделки и сделки с заинтересованностью, способы размещения облигаций [2].

Целями  Закона «О защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке пенных бумаг» являются обеспечение государственной  и общественной защиты прав и законных интересов инвесторов в эмиссионные  ценные бумаги, а также определение  порядка выплаты компенсаций  и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профессиональными  участниками на рынке ценных бумаг. Данным Законом устанавливаются: условия  предоставления профессиональными  участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим    услуги    инвесторам    на   рынке    ценных    бумаг; дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди  неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; дополнительные меры по защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг  и ответственность эмитентов  и иных лиц за нарушение этих прав и интересов[3].

Важное  значение на первичном рынке корпоративных  облигаций имеют нормативные  акты ФСФР. Своими приказами и постановлениями  ФСФР устанавливает порядок составления  и регистрации эмиссионных документов (проспекта, решений о выпуске  и размещении), раскрытия информации, ведения реестра, аттестации профессиональных участников рынка ценных бумаг. С 23 мая 2005 г. порядок эмиссии ценных бумаг установлен приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н. Этим нормативным правовым актом ФСФР России утверждены "Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", которые регулируют эмиссию акций, облигаций и опционов эмитента юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг.

В целом, ключевое отличие нормативных документов ФСФР от федеральных законов, регулирующих рынок облигаций, состоит в том, что приказы и постановления  ФСФР призваны давать участникам рынка  указания относительно решения конкретных технических задач, тогда как  федеральные законы регулируют более  общие вопросы[4].

Важным  нормативным актом, регулирующим оборот корпоративных облигаций, является Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке пенных бумаг».  Данный нормативный акт обеспечивает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и возмещение ущерба инвесторам, причиненным противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.

На региональном уровне действуют федеральные законы, постановления и приказы ФСФР. Однако, региональные власти могут стимулировать процесс развития рынка ценных бумаг, в том числе и рынка корпоративных облигаций путем принятия и реализации целевых программ, так как важнейшей задачей регионов является привлечение инвестиций в целях повышения качества жизни населения, создания новых рабочих мест, улучшения финансового состояния предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Действующее законодательство устанавливает два  основных вида программ – программы  социально-экономического развития РФ и ее субъектов и целевые программы  – как федеральные, так и субъектов  России.

Целевые программы представляют собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Осуществление эффективной инвестиционной политики на уровне Российской Федерации и  ее субъектов в настоящее время  требует широкого использования  программного метода для развития как  финансового рынка в целом, так  и его отдельных подсистем, в  том числе и рынка ценных бумаг.

В настоящее  время в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные целевые программы развития фондового  рынка.

Первой  программой в данной сфере была Комплексная программа развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 15.07.1997 № 531 [33].

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$плом послать.docx

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Разработка стратегии развития регионального рынка корпоративных облигаций (на материалах Регионального отделения Федеральной службы п