Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является всесторонний анализ развития рынка корпоративных облигаций на национальном и региональном уровнях. Предметом анализа также является инфраструктура фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики. Особое внимание в работе уделено анализу рынка корпоративных облигаций Орловской области с разработкой стратегии развития данного сегмента экономики и оптимизации его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 11
1.1 Роль и место рынка ценных бумаг в экономике 11
1.2 Ключевые понятия и основные участники рынка корпоративных облигаций 25
1.3 Институциональные основы отечественного рынка корпоративных облигаций 37
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО
РЫНКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 49
2.1 Анализ рынка корпоративных облигаций России 49
2.2 Анализ рынка ценных бумаг Юго-Западного региона 63
2.3 Анализ институционального обеспечения функционирования регионального рынка корпоративных облигаций 79
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 93
3.1 Общая стратегия развития регионального рынка корпоративных облигаций Орловской области 93
3.2 Разработка схемы государственной поддержки региональных эмитентов корпоративных облигаций Орловской области 103
3.3 Разработка проекта эмиссии корпоративных облигаций ОАО «Орелрастмасло» 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Структура российского рынка капитала в
2001-2010 годах 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объем выпусков (дополнительных выпусков)
ценных бумаг, зарегистрированных Региональным отделением с разбивкой по годам 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количество организаций по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и организаций – участников товарно-биржевого рынка в 2008-2010 годах. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Размер государственной пошлины при регистрации выпуска корпорати
- принятие
решения о размещении
- утверждение решения о выпуске облигаций;
- государственная регистрация выпуска облигаций;
- размещение облигаций;
- государственная
регистрация отчета об итогах
выпуска облигаций или
В соответствии
с Законом «О рынке ценных бумаг»,
государственная регистрация
Закон также
устанавливает основания для
отказа в государственной регистрации
выпуска, общие требования к содержанию
проспекта ценных бумаг, процедуру
утверждения и подписания проспекта
ценных бумаг. На сегодняшний день проспект
рублевых облигаций должен содержать
очень большое количество информации
и очень формализован. Кроме того,
он во многом дублирует содержание
ежеквартальных отчетов. Таким образом,
логичным было бы сократить объем
информации, включаемой в проспект,
в случае, если эмитент осуществляет
раскрытие информации в виде ежеквартальных
отчетов. Кроме того, в целях следования
лучшим мировым практикам и
Закон «О
рынке ценных бумаг» содержит положения,
определяющие условия размещения выпущенных
облигаций. Так, в большинстве случаев
эмитент имеет право начинать
размещение облигаций только после
государственной регистрации их
выпуска. Количество размещаемых облигаций
не должно превышать количества, указанного
в решении о выпуске. Важным моментом,
определяющим равенство инвесторов
при первичном размещении облигаций,
является закрепленный в данном законе
запрет при публичном размещении
или обращении выпуска
В рассматриваемом
Законе определены особенности эмиссии
и обращения отдельных видов
облигаций - облигаций с обеспечением
и биржевых облигаций (облигаций
сроком обращения до 3 лет, выпуск которых
не предусматривает
Вместе с тем структура выпуска, когда эмитентом является специально созданная или просто операционная дочерняя компания, а заемщиком и поручителем выступает, например, холдинговая компания, является широко распространенной практикой. Отношения, возникающие внутри такой структуры, должны быть прозрачными и понятными для инвесторов, в противном случае заемщику придется платить существенную премию при размещении. Текущее законодательство определяет, в каких случаях поручительство необходимо, а также вводит определенные ограничения на то, кто может выступать поручителем.
Так, согласно Закону «О рынке ценных бумаг», номинальная стоимость всех облигаций компании (хозяйственного общества) не должна превышать размер его уставного капитала и (или) величину обеспечения (в том числе поручительства). В отсутствие обеспечения, предоставленного третьими липами, эмиссия облигаций допускается не ранее третьего года существования хозяйственного общества и при условии наличия годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года. Целесообразность этого положения вызывает сомнения. Данное требование не несет экономического смысла, и множество крупнейших эмитентов вынуждены привлекать техническое поручительство для его соблюдения. Вместе с тем, защита прав неквалифицированных инвесторов может быть обеспечена действующей практикой, которая позволяет отнести выпуск рискованных облигаций к инвестициям с повышенным уровнем риска.
При этом
в соответствии с Законом выпуск
облигаций без поручительства в
объеме, превышающем уставный капитал
возможен в случае выпуска облигаций
с ипотечным покрытием и
Таким образом,
эмитентам, удовлетворяющим вышеупомянутым
критериям, законодательство разрешает
выпуск облигаций без привлечения
поручительства со стороны третьих
лиц. Вместе с тем, часто возникает
ситуация, когда такие эмитенты нуждаются
в привлечении поручительства третьих
лиц для повышения
Например,
эмитент облигаций может быть
управляющей компанией
При этом может возникнуть ситуация, когда действующая редакция Закона «О рынке ценных бумаг» не позволит это сделать. Согласно этому Закону, поручителем по договору поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, вправе выступать коммерческие организации, стоимость чистых активов которых не меньше суммы предоставляемого поручительства. Компании, желающие предоставить поручительство по облигациям, этому требованию могут и не удовлетворять.
Возникает
ситуация, когда с законодательной
точки зрения эмитент, способный
осуществить выпуск облигаций без
обеспечения, будет не способен повысить
инвестиционную привлекательность
своих облигаций за счет привлечения
дополнительного
Закон «О
рынке ценных бумаг» устанавливает,
что обращение ценных бумаг, выпуск
которых подлежит государственной
регистрации, запрещается до их полной
оплаты и государственной регистрации
отчета об итогах выпуска таких ценных
бумаг, за исключением отдельных
случаев. В настоящее время процесс
регистрации и последующее
Помимо вышеперечисленного, Закон «О рынке ценных бумаг» содержит положения, регулирующие раскрытие информации на рынке ценных бумаг, использование служебной информации и рекламе на рынке ценных бумаг (раздел 4), а также определяющие основы регулирования на рынке ценных бумаг (раздел 5) [1].
Иными правовыми актами, регулирующими рынок рублевых корпоративных облигаций, являются Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон «Об акционерных обществах») и Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).
Закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Закон определяет общие вопросы выпуска облигаций акционерным обществом, порядок их оплаты при эмиссии, одобрения крупной сделки и сделки с заинтересованностью, способы размещения облигаций [2].
Целями
Закона «О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке пенных бумаг»
являются обеспечение государственной
и общественной защиты прав и законных
интересов инвесторов в эмиссионные
ценные бумаги, а также определение
порядка выплаты компенсаций
и предоставления иных форм возмещения
ущерба инвесторам - физическим лицам,
причиненного противоправными действиями
эмитентов и профессиональными
участниками на рынке ценных бумаг.
Данным Законом устанавливаются: условия
предоставления профессиональными
участниками услуг инвесторам, не
являющимся профессиональными участниками;
дополнительные требования к профессиональным
участникам, предоставляющим
услуги инвесторам
на рынке ценных
бумаг; дополнительные условия размещения
эмиссионных ценных бумаг среди
неограниченного круга
Важное
значение на первичном рынке корпоративных
облигаций имеют нормативные
акты ФСФР. Своими приказами и постановлениями
ФСФР устанавливает порядок
В целом, ключевое отличие нормативных документов ФСФР от федеральных законов, регулирующих рынок облигаций, состоит в том, что приказы и постановления ФСФР призваны давать участникам рынка указания относительно решения конкретных технических задач, тогда как федеральные законы регулируют более общие вопросы[4].
Важным нормативным актом, регулирующим оборот корпоративных облигаций, является Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке пенных бумаг». Данный нормативный акт обеспечивает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и возмещение ущерба инвесторам, причиненным противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.
На региональном уровне действуют федеральные законы, постановления и приказы ФСФР. Однако, региональные власти могут стимулировать процесс развития рынка ценных бумаг, в том числе и рынка корпоративных облигаций путем принятия и реализации целевых программ, так как важнейшей задачей регионов является привлечение инвестиций в целях повышения качества жизни населения, создания новых рабочих мест, улучшения финансового состояния предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Действующее законодательство устанавливает два основных вида программ – программы социально-экономического развития РФ и ее субъектов и целевые программы – как федеральные, так и субъектов России.
Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Осуществление эффективной инвестиционной политики на уровне Российской Федерации и ее субъектов в настоящее время требует широкого использования программного метода для развития как финансового рынка в целом, так и его отдельных подсистем, в том числе и рынка ценных бумаг.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные целевые программы развития фондового рынка.
Первой программой в данной сфере была Комплексная программа развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 15.07.1997 № 531 [33].