Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
2. треб-я к размеру собств ср-в соискателя
лицензиаты |
С 01.07.02 |
С 01.01.03 |
С 01.01.04 |
С 01.01.05 |
дилер |
500,0 |
- |
- |
- |
брок |
5000,0 |
- |
- |
- |
Упр ЦБ |
5000,0 |
- |
- |
- |
Депозит |
15000,0 |
20000,0 |
- |
- |
Орг торг |
25000,0 |
30000,0 |
- |
- |
Клир |
10000,0 |
15000,0 |
- |
- |
Ведение реестра |
10000,0 |
- |
15000,0 |
30000,0 |
3. терб-е по наличию работников, в обяз-сти кот вход: а) ведение внутр учета операций с ЦБ не менее 1 работника, б) выполн-е ф-ий контролера не менее 1 работника,
4. треб-е по соответствию руководителей, контролеров и спец-стов квалификац треб-ям, установл регулирующ органаом: а) наличие люб квалификац аттестата регулир органа ФСФР по квалификац специализации; б) наличие в/образ-я для руководите-лей высш и средн звена и конролеров орг-ии для соискателей и лицензиатов, в) прохожд-е установл процедуры регистрации в един реестре аттестов лиц.
1. Рынок государственных долговых обязательств, его роль, участники и их функции
Гос-во явл участником любой экон системы, но в разн моделях степень его участия различна. Наибольш – в командн экономике, наиименьш- в рыноч.
Рынок не може решить всех проблем, и наиболее важн из них переход к гос-ву: 1) формир-е правов усл-ий функц-я рынка; 2) защита прав собст-ти, личности, потребления; 3) произ-во обществ товаров и услуг (здравоохр, образ-е, наука и т.п.); 4) регулир-е эк-ки (инфл-я, выпуск денег, установл-е %-ных ставок).
Для реш-я этих проблем гос-ву необх власть и деньги.
Одним из источников денег явл займы гос-ва.
В теории сущ 2 точки зр на влияние гос займа на экономику:
1) займы вредны, гос-во
не должно занимать, т.к. сокращ-ся
инвестиции в произ-во, падают
темпы развития эк-ки, расчет пере-носится
на будущ поколение, в рез-те
чего в будущ усил-ся пробле-
2) – Кейнс. Займы стимулир развитие эк-ки, полезны. Займы увелич расходы гос-ва (пенсии, пособия), рост кот ведет к увелич-ю спроса (жилье, продовольствие) и ускор развитие эк-ки.
На практике преоблад промежуточ точка зрения о том, что займы имеют право на существование, однако им надо управлять.
Взаимосвязь долга и эк-ки проявл-ся по 3 осн направлениям:
1) гос займы и темпы экон роста и % ставки. Счит-ся, что сами темпы роста опережают рост % ставок, то займыможно увеличивать. В против случ, если ставки будут > темпов роста, то возник трудности обслуж-я долга займы увеличивать нельзя.
2) гос займы и фискальн (бюджет-налог) политика. Заем- альтернатива налогам. Для увелич-я доходов бюджета можно увелич налоги, но это приведет к падению деловой активности и уменьш-ю стимула. При невозмож-сти увелич-я налогов берут займы и покрыв расходы гос-ва. Налог нагрузка переносится на будущ период.
3) заем и источники его обслуж-я. Все расходы на обслуж-е - текущ расходы на выплату % и расходы на погаш-е - амортиз рас-ходы. Для обслуж-я внутр долга учит-ся показатели - доходы бюд-жета, золотовалют резервы; для обслуж-я внеш долга - золотова-лют резервы, сальдо торг баланса, экспортн доходы, ВВП.
Гос долг - лбщ сумма задолженности по взятым и непогаш кредитам, включ %, выпущенным ЦБ и выданным гос гарантиям.
Гос долг – сумма накоплен дефицитов бюджета за вычеом профицита (положит сальдо).
По своей стр-ре гос долг сост из кредитов, получен от кредит орг-ий (банков своих, иностр, междунар орг-ий, ЦБ), займов – выпущ ЦБ, гос гарантий.
Формы гос долга: 1) кредит соглашения и договоры; 2) договоры о предоставлении гос гарантий и договоры-поручительства; 3) гос цен бумаги, выпуск от имени РФ; 4) переоформлен долг обязат-ва 3-х лиц; 5) соглашения и договоры о пролонгации (продлении) и реструктуризации долгов обязательств пршлых лет.
Гос долг по нац принадлежности и валюте заимствования подразд-ся на внутр (в нац валюте) и внешн.
Причины образ-я внутр долга 1) несбалансированность бюд-жета по вертикали (отказ платить сейчас, т.к. лучше заплатить потом из-за инфляции) и горизонтали (когда нижестоящ отказ платить налоги в федер бюджет); 2) переходящ долг СССР; 3) повышен расходы России на проведение реформ.
Размер внутр долга 30 млрд долл, это приблизит 11% ВВП.
Участники рынка гос долг обязат-в:
1) эмитенты - выпуск
ЦБ: Минфин. Цели: а) финансир-е
дефицита федер бюджета; б)
рефинансир-е долга, когда
старые займы погаш-ся за счет
новых; в) ликвидация
2) генеральн агенты по обуслуж-ю выпусков гос бумаг: а) ЦБ РФ – обслуж выпуски ГКО и ОФЗ. Его интересы: а) орг-я рынка, б) контроль за состоянием рынка – ЦБ имеет инф-ию о состоянии счетов, ск-ко денег вводится в систему, объемах и ценах; в) поддержание рынка путем проведения дилерских операций с гос бумагами (операции на открыт рынке); г) кредитование коммерч банков по залог ЦБ и ч/з операции «репо» - покупка с обязательством обратн продажи; д) выдача гарантии по погашению гос бумаг при отсутствии денег у Минфина. Б) Сбербанк обслуж все выпуски ЦБ, связ с населением, выплач %, погашает, покупает и продает ЦБ. Интерес коммерч - получение комиссионных и увелич-е дохода.
3) профессион участники РЦБ. Интерес – коммерч- увелич-е дохода в виде разницы в ценах.
Выдел 4 вида профучастников: а) фонд биржа - ММВБ и регион биржи, б) уполномочен дилеры
- фин институты –банки, фин компании, непосредств участвующ в торгах;
- первич дилеры - элита
- имеют право устанавл
- прочие - торгуют
по ценам, кот установл
в) депозитарии, кот ведут учет по именным ЦБ.
г) клиринговые или расчетн орг-ии.
4) инвесторы. Подразд на 2 группы:
а) физ и юрид лица
б) резиденты и нерезиденты
Ф-ции ЦБ на рынке гос ЦБ
1) ЦБ как генер агент по обслуж-ю выпусков гос ЦБ: а) заключ договора с торг площадкой, дилерами, депозитариями; б) проверка счетов участников рынка гос ЦБ; в) предоставление гарантий г) первичн размещение ЦБ Д) погашение ЦБ.
2) ф-ции оператора на рынке гос ЦБ а) прямая купля-продажа гос ЦБ (ЦБ - дилер); б) проведение олераций «РЕПО» (соглашение об обратн выкупе гос ЦБ); в) ломбард операции под залог гос ЦБ
3) Центр банк как эмитент - оцентные ЦБ, кот выпускает - БОБРы - бескупон облигации Банка России.
4) функции контролера - регулиравн на рынке ЦБ.
2. Государство
как эмитент ценных бумаг.
Виды федеральных долговых
обязательств, их сравнительная
характеристик и
рынок гос ЦБ- это совокупность экон отношений, возникающ м/у гос-во и др учреждениями по поводу выпуска и рамещения гос ЦБ.
Цели выпуска гос ЦБ
1) стратегические - цели
перерспред-я доходов (фискальн),
обеспечение экономич стабилизации
и экон стимулирования путем
воздействия на макроэконом
показатели ч/з рынок госдолга
2) тактические - финансир-е текущ дефицита гос бюджета, погашение ранее размещен займов, преодолжение кассов разрывов (неравномерности поступления денежн платежей), поддержание ликвидности активов банка, финансир-е народно-хоз программ.
Эмитент - выступ исполнит орган гос власти, являющ юр лицом, к функциям кот отнесно оставление и исполнение федер бюджета, т.е. Минфин РФ.
Ф-ции эмитента: 1) определение потребности в источниках финансир-я бюджета; 2) осуществл-е от имени правит-ва РФ эмиссии ЦБ; 3) обслуж-е госдолга; 4) заключение договоров и соглашений с кредиторами и др. ф-ции.
Гос долг обязательства (ГДО) были выпущ в 1991 г. общ объе-мом 80 млрд неден руб. в виде обл-ии номин 100 тыс. неден руб. сроком на 30 лет. По ним выплач-ся купон в размере 15% годовых.
ГДО не явл классич долгосроч облигацией, т.к. ЦБ России установил так назыв «особ недели», во время кот он выкуп облигации по заранее установл ценам за 13 мес. В нач эмиссии планир-сь выпустить облигации 4-х транжей (серий): февр, апр, июль, окт. Однако в обращ-ии нах-ся облигации только групп апр и окт. Серия «Апрель» - 2-я неделя апреля кажд года. Серия «Октябрь» - 2-я неделя октября кажд года. Сделки идут по котировке цен предшест месяца предшест года. Это дает возм-сть инвесторам ориентир-ся в цен политике дан облигац займа.
Т. о., ГДО превращ-ся в несколько годовых займов. Вторич торги идут ч/з территор упр-я ЦБ РФ. Для этого кажд неделю ЦБ Р устан курсы покупки-продажи ГДО.
Осн покупателем ГДО явл страх компании и коммерч банки.
Вторич рынок ГДО недостаточно развит. На это повл 2 фактора: 1) офиц котировки ч/з ЦБ РФ, 2) достаточно больш для Р срок обращ-я даже при наличии особой недели.
Облигации внутр валют займа - были выпущ правит-вом Р в связи с банкротством Внеэкономбанка. Их планировалось раздать юр и физ лицам- влеадельцам счетов в ВЭБ. Указом Преидента и Постановл-ем Пр-ва № 222 от 15.03.93 г. были уст формы и осн параметры погаш-я валют долга: 1) валюта займа – $. США, 2) ежегод купон выплаты – 3%, 3) общ сумма займа сост 7 млрд 885 млн $ США, 4) стр-ра эмиссии 100 тыс облигаций номиналом 1 тыс $.; 41,5 тыс обл-ий номиналом 10 тыс. $.; 73,7 тыс. обл-ий номиналом 100 тыс. $.
Выпкс в бумаж форме - ЦБ на предъявителя. Дата выпуска - 14 мая 93 г. Погаш-е по 5 сериям со ср обращ-я 1,3,6,10 и 15 лет.
Вторич рынок валют обл-ий нач развиваться стихийно. осн операторами на вторич рынке стали круп ком банки. Осн оборот происх на внебирж рынке.
В 96 г. была проведена доп эмиссия ОВВЗ с целях: 1) на погаш-е внутр валют долга, кот не был учтен при опред-ии первонач объема эмиссии ОВВЗ, 2) наурегулир-е внутр валют долга бывш СССР перед рос пред-тиями и орг-иями , 3) на погаш-е валют-коммерч задолж-сти РФ. Общ объем эмиссии 96 - 5 млрд 5 млн $. США.
ГКО выпуск-ся без облигц форм номиналом 1 т.о. ГКО имеет 3 срока обращ-я 3,6 мес и 1 год. ГКО выпуск-ся со скидкой - дисконт к номиналу и не имеет купон дохода. Доход владельцев ГКО сост разница м/у ценой покупки и ценой погаш-я.
Эмитент- МинФин. Однако его роль в орг-ии рынка обл-ций сводится лишь к опред-ю объема очеред выпуска обл-ий и цены отсечения (мин цены, по кот удовлетворяются заявки дилеров).
Осн организатором являя агент Минфина, ЦБ РФ.
Первич размещ-е ГКО проводится на аукционе, кот проводится еженед. Перед аукционом Минфин опред объем выпуска и осн усл-я его размещ-я.
Участниками первич торгов явл уполномоч дилеры, кот оерд-ся ЦБ РФ (их основу составл крупнейш банки Москвы). Перед аукционом дилеры напр в ЦБ заявки, в кот указ цену обл-ии и кол-во обл-ий, кот они готовы купить по данной цене. Кроме того, дилеры могут подавать неконкурс заявки,в кот указ кол-во обл-ий, кот они готовы приобрести по средневзвеш цене. После ранжирования заявок по ур-ню цены Минфин опред цену отсечения и все заявки, в кот указана цена, равная цене отсечения и выше подлеж удовлетворению.
Как первич размещ-е, так и вторич торговля ГКО проиход на ММВБ. На ней созд слож система обслуж-я торгов ГКО, кот включ в себя депозитарии, т-лю и расчет систему. В депозитарии хран обл-ии в форме записи на счетах. Ч/з торг систему осущ-ся непосредственно торги обл-иями. Дилеры ввод в торг систему заявки на продажу и эта система автоматич сделки. Все расчеты произв-ся ч/з расчет систему в режиме реальн времени.