Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

шпоры финансы.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

2. треб-я  к  размеру   собств  ср-в  соискателя

лицензиаты

С 01.07.02

С  01.01.03

С 01.01.04

С  01.01.05

дилер

500,0

-

-

-

брок

5000,0

-

-

-

Упр  ЦБ

5000,0

-

-

-

Депозит

15000,0

20000,0

-

-

Орг  торг

25000,0

30000,0

-

-

Клир

10000,0

15000,0

-

-

Ведение  реестра

10000,0

-

15000,0

30000,0


3. терб-е  по  наличию   работников, в обяз-сти кот вход:  а)  ведение внутр учета операций с ЦБ  не  менее 1 работника, б)  выполн-е ф-ий  контролера  не  менее 1 работника,

4. треб-е по соответствию  руководителей, контролеров и   спец-стов  квалификац  треб-ям, установл  регулирующ  органаом:  а) наличие  люб  квалификац   аттестата  регулир  органа  ФСФР  по  квалификац специализации; б) наличие в/образ-я для  руководите-лей  высш и  средн  звена  и  конролеров  орг-ии  для  соискателей  и  лицензиатов, в) прохожд-е установл процедуры  регистрации  в един  реестре  аттестов  лиц.

 

 

1. Рынок  государственных   долговых обязательств, его  роль, участники и  их функции

Гос-во явл участником любой  экон  системы, но в  разн  моделях  степень его участия  различна. Наибольш – в командн   экономике, наиименьш- в рыноч.

Рынок  не  може  решить всех проблем, и  наиболее  важн  из них переход к  гос-ву: 1) формир-е   правов усл-ий  функц-я  рынка; 2) защита прав  собст-ти, личности, потребления; 3) произ-во  обществ  товаров  и услуг (здравоохр, образ-е, наука  и  т.п.);  4)  регулир-е эк-ки (инфл-я,  выпуск  денег, установл-е  %-ных ставок).

Для  реш-я этих проблем   гос-ву  необх  власть и  деньги.

Одним  из источников  денег явл  займы  гос-ва.

В теории сущ 2 точки  зр на  влияние  гос займа  на  экономику:

1) займы  вредны, гос-во  не  должно занимать, т.к. сокращ-ся  инвестиции в произ-во, падают  темпы развития эк-ки, расчет пере-носится  на будущ поколение, в рез-те  чего в будущ усил-ся пробле-мы. Т.о., гос-во берет займы только на обслуж-е непредвид  расхо-дов (катастрофы), а текущ расходы гос-ва долж покрываться  налогами,

2) – Кейнс. Займы  стимулир развитие эк-ки, полезны.  Займы увелич расходы гос-ва (пенсии, пособия), рост кот ведет к увелич-ю  спроса (жилье, продовольствие)  и ускор развитие  эк-ки.

На  практике  преоблад промежуточ точка  зрения  о  том, что займы имеют право на существование, однако  им  надо  управлять.

Взаимосвязь долга и  эк-ки проявл-ся  по 3 осн   направлениям:

1) гос  займы   и  темпы  экон  роста   и  %  ставки. Счит-ся, что сами  темпы роста опережают рост %  ставок, то займыможно  увеличивать. В против  случ, если  ставки  будут >  темпов роста, то возник трудности обслуж-я   долга   займы увеличивать нельзя.

2) гос займы  и   фискальн  (бюджет-налог)  политика. Заем- альтернатива  налогам. Для увелич-я доходов бюджета можно увелич  налоги, но это приведет к падению деловой активности  и уменьш-ю стимула. При невозмож-сти увелич-я налогов берут займы и покрыв  расходы гос-ва. Налог  нагрузка переносится  на  будущ период.

3)  заем и источники  его  обслуж-я. Все расходы  на обслуж-е  - текущ расходы  на выплату % и расходы на  погаш-е - амортиз рас-ходы. Для   обслуж-я внутр долга учит-ся  показатели - доходы  бюд-жета, золотовалют  резервы; для обслуж-я внеш долга  -  золотова-лют  резервы, сальдо  торг  баланса,  экспортн   доходы, ВВП.

Гос  долг  - лбщ сумма  задолженности  по взятым   и  непогаш   кредитам, включ %, выпущенным ЦБ  и выданным  гос  гарантиям.

Гос долг – сумма  накоплен дефицитов бюджета за  вычеом  профицита (положит сальдо).

По своей  стр-ре  гос долг сост из кредитов, получен  от  кредит орг-ий (банков своих, иностр, междунар орг-ий, ЦБ), займов – выпущ  ЦБ, гос  гарантий.

Формы  гос  долга:  1) кредит соглашения  и  договоры; 2) договоры о предоставлении гос гарантий и договоры-поручительства;  3) гос цен   бумаги, выпуск  от  имени РФ; 4)   переоформлен   долг  обязат-ва  3-х лиц; 5) соглашения  и договоры  о пролонгации (продлении) и реструктуризации  долгов  обязательств  пршлых лет.

Гос  долг  по  нац  принадлежности  и валюте  заимствования  подразд-ся  на  внутр (в  нац  валюте)  и внешн.

Причины образ-я внутр  долга 1) несбалансированность бюд-жета по вертикали (отказ платить сейчас, т.к. лучше заплатить  потом из-за  инфляции)  и горизонтали (когда нижестоящ отказ платить   налоги  в федер бюджет); 2) переходящ долг СССР;  3) повышен расходы России  на  проведение  реформ.

Размер  внутр  долга  30 млрд  долл, это  приблизит  11%  ВВП.

Участники  рынка  гос  долг  обязат-в: 

1)  эмитенты  - выпуск  ЦБ:  Минфин. Цели: а)  финансир-е   дефицита  федер  бюджета; б)  рефинансир-е  долга, когда   старые  займы погаш-ся  за счет  новых; в) ликвидация кассового   разрыва – деньги  поступ в   бюджет  разрывно, а  расход идет непрерывно; г)   регулир-е денеж рынка;  д) финансир-е нароно-хоз программ.

2) генеральн агенты по  обуслуж-ю выпусков гос бумаг:  а) ЦБ  РФ – обслуж выпуски ГКО и ОФЗ. Его интересы:  а)  орг-я рынка, б) контроль  за состоянием рынка – ЦБ имеет инф-ию о состоянии счетов, ск-ко денег вводится в систему, объемах и ценах;  в) поддержание рынка путем проведения  дилерских операций с гос бумагами (операции на открыт рынке); г) кредитование  коммерч банков по  залог ЦБ  и ч/з операции  «репо» - покупка  с  обязательством обратн продажи; д) выдача гарантии по погашению гос бумаг при отсутствии  денег у  Минфина. Б) Сбербанк обслуж все выпуски ЦБ, связ с  населением, выплач  %, погашает, покупает  и продает ЦБ. Интерес коммерч -  получение  комиссионных  и увелич-е дохода.

3)  профессион  участники РЦБ. Интерес – коммерч- увелич-е дохода  в виде  разницы в ценах.

Выдел  4  вида профучастников: а) фонд  биржа  - ММВБ  и   регион  биржи, б) уполномочен  дилеры

- фин институты –банки, фин компании, непосредств  участвующ  в торгах;

- первич  дилеры  - элита  - имеют  право устанавл котировки  (цены  покупки-продажи);

- прочие  -  торгуют  по ценам, кот  установл первич  дилерами.

в) депозитарии, кот ведут  учет по  именным ЦБ.

г) клиринговые  или расчетн орг-ии.

4) инвесторы. Подразд   на  2  группы:

а)  физ  и  юрид  лица

б)  резиденты  и  нерезиденты 

Ф-ции ЦБ  на  рынке  гос  ЦБ

1) ЦБ  как  генер   агент  по  обслуж-ю  выпусков  гос  ЦБ:  а)  заключ  договора  с  торг  площадкой, дилерами, депозитариями;  б) проверка счетов участников  рынка гос ЦБ;  в)   предоставление  гарантий г)  первичн   размещение  ЦБ Д)  погашение ЦБ.

2) ф-ции   оператора   на  рынке  гос  ЦБ а)  прямая  купля-продажа  гос   ЦБ (ЦБ  - дилер);  б) проведение   олераций  «РЕПО»   (соглашение   об  обратн  выкупе  гос  ЦБ);  в)  ломбард   операции  под  залог гос  ЦБ

3)  Центр   банк   как  эмитент  -   оцентные  ЦБ, кот  выпускает   - БОБРы  -   бескупон  облигации  Банка   России.

4) функции  контролера  -   регулиравн  на  рынке ЦБ.

 

 

2. Государство  как эмитент  ценных бумаг.  Виды  федеральных  долговых  обязательств, их сравнительная   характеристик  и инвестиционные  качества

рынок  гос  ЦБ-  это  совокупность  экон отношений, возникающ  м/у   гос-во  и др учреждениями  по  поводу  выпуска и рамещения гос ЦБ.

Цели  выпуска  гос  ЦБ 

1) стратегические  - цели  перерспред-я доходов  (фискальн),  обеспечение экономич   стабилизации  и  экон  стимулирования путем   воздействия  на макроэконом   показатели ч/з рынок  госдолга;   оптимизация  расеределения  обществен   ресурсов   для  преодоления  фиаско  рынка.

2) тактические   -  финансир-е  текущ   дефицита  гос  бюджета, погашение ранее  размещен займов, преодолжение кассов  разрывов (неравномерности поступления денежн платежей), поддержание   ликвидности  активов  банка, финансир-е   народно-хоз программ.

Эмитент  -   выступ   исполнит  орган  гос власти, являющ юр  лицом, к  функциям  кот  отнесно  оставление и  исполнение   федер  бюджета, т.е. Минфин РФ.

Ф-ции   эмитента:  1)  определение потребности в источниках  финансир-я бюджета; 2)  осуществл-е от  имени правит-ва РФ  эмиссии ЦБ;  3)   обслуж-е госдолга;  4)   заключение   договоров и соглашений  с кредиторами и др. ф-ции.

Гос долг обязательства (ГДО) были выпущ в 1991 г. общ  объе-мом  80 млрд  неден руб. в виде обл-ии  номин  100 тыс. неден  руб. сроком на 30 лет. По ним выплач-ся купон  в размере 15% годовых.

ГДО  не  явл  классич  долгосроч  облигацией, т.к.  ЦБ России установил  так  назыв «особ  недели», во  время  кот  он  выкуп  облигации по  заранее установл  ценам за  13 мес. В  нач  эмиссии  планир-сь  выпустить  облигации 4-х транжей (серий):  февр, апр, июль, окт.  Однако  в  обращ-ии  нах-ся  облигации  только  групп  апр  и  окт. Серия  «Апрель»   - 2-я  неделя  апреля  кажд  года. Серия  «Октябрь»  - 2-я  неделя  октября  кажд  года. Сделки идут  по котировке цен предшест месяца предшест года. Это дает возм-сть инвесторам ориентир-ся в цен политике дан  облигац  займа.

Т. о., ГДО  превращ-ся  в  несколько годовых займов. Вторич торги идут  ч/з территор  упр-я ЦБ РФ. Для этого кажд  неделю ЦБ Р устан курсы покупки-продажи ГДО.

Осн покупателем ГДО  явл  страх компании  и  коммерч  банки.

Вторич  рынок  ГДО  недостаточно  развит. На  это  повл  2  фактора:  1)  офиц  котировки ч/з ЦБ РФ, 2) достаточно  больш для Р срок  обращ-я даже  при наличии особой  недели.

Облигации  внутр  валют  займа  - были  выпущ правит-вом  Р в связи с банкротством Внеэкономбанка. Их планировалось  раздать юр  и  физ лицам- влеадельцам счетов  в ВЭБ. Указом Преидента и Постановл-ем  Пр-ва  № 222 от  15.03.93 г.  были  уст формы и осн параметры погаш-я валют долга: 1)  валюта   займа – $. США, 2) ежегод  купон выплаты – 3%, 3) общ сумма займа сост 7 млрд 885 млн  $  США, 4) стр-ра  эмиссии 100 тыс облигаций номиналом  1 тыс  $.; 41,5 тыс  обл-ий номиналом 10 тыс. $.;  73,7 тыс. обл-ий  номиналом  100 тыс. $.

Выпкс  в  бумаж форме  - ЦБ  на  предъявителя. Дата  выпуска  - 14 мая  93 г. Погаш-е по 5 сериям со ср  обращ-я  1,3,6,10 и 15 лет.

Вторич  рынок  валют  обл-ий  нач  развиваться стихийно.  осн  операторами  на  вторич  рынке  стали круп  ком  банки. Осн  оборот  происх на  внебирж  рынке.

В  96 г. была проведена  доп эмиссия  ОВВЗ с целях: 1)  на погаш-е внутр валют долга, кот не был учтен при опред-ии  первонач  объема эмиссии ОВВЗ, 2) наурегулир-е внутр валют долга бывш  СССР  перед рос   пред-тиями и орг-иями , 3) на  погаш-е валют-коммерч задолж-сти РФ.  Общ объем эмиссии 96  - 5 млрд 5 млн $. США.

ГКО  выпуск-ся без  облигц  форм  номиналом 1 т.о. ГКО  имеет 3 срока  обращ-я 3,6 мес и  1 год. ГКО выпуск-ся  со  скидкой  - дисконт  к  номиналу и не имеет  купон дохода. Доход  владельцев ГКО сост разница  м/у ценой  покупки и ценой погаш-я.

Эмитент- МинФин. Однако его  роль  в  орг-ии  рынка  обл-ций  сводится  лишь  к опред-ю  объема  очеред выпуска обл-ий  и  цены отсечения (мин цены, по кот  удовлетворяются  заявки  дилеров).

Осн  организатором   являя  агент  Минфина, ЦБ  РФ.

Первич размещ-е ГКО проводится на аукционе, кот проводится  еженед. Перед аукционом  Минфин опред объем выпуска  и  осн  усл-я  его  размещ-я.

Участниками  первич торгов явл уполномоч  дилеры, кот  оерд-ся  ЦБ РФ (их основу  составл  крупнейш  банки Москвы). Перед аукционом дилеры  напр  в ЦБ заявки, в  кот указ цену  обл-ии и  кол-во обл-ий, кот они  готовы  купить по  данной  цене. Кроме  того, дилеры могут  подавать неконкурс  заявки,в  кот  указ  кол-во обл-ий, кот  они  готовы  приобрести  по  средневзвеш  цене. После ранжирования заявок по ур-ню цены Минфин опред цену отсечения и все заявки, в кот указана цена, равная  цене  отсечения и выше  подлеж удовлетворению.

Как  первич  размещ-е, так  и  вторич  торговля  ГКО  проиход  на  ММВБ. На  ней  созд слож система обслуж-я  торгов ГКО, кот  включ в себя депозитарии, т-лю и расчет систему. В  депозитарии хран обл-ии в форме записи на счетах. Ч/з торг  систему осущ-ся  непосредственно торги  обл-иями. Дилеры ввод в торг систему заявки на  продажу  и  эта  система  автоматич сделки. Все  расчеты  произв-ся  ч/з расчет  систему в  режиме  реальн  времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"