Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Область корпоративн отношений шире, чем финансовых. В сред корпорат отношений вход также заинтересован лица, котор непосредств не явл участниками корпорации.
Субъекты отношений корпораций:
1) акционеры обеспечи само существование корпорации, т.к. явл поставщиками акционер капитала. Среди них могут быт юр и физ лица, инсайдеры и аутсайдеры (внутр и внеш инвесторы), резиденты и нерезиденты, крупные и мелкие акциоенры, частн инвесторы и гос-во. У всех групп может быть разн отношений к развитию корпорации, но общ целью явл приращение вложений либо за счет увеличения дивидендов, либо за счет роста капитализации общества, а тж повышение ликвидности акций
2) наемн работники предоставл АО свою способность к труду, принадлежащ им навыки и умения и поэтому заинтересованы в удовлетворении им потребностей своих и своей семьи, признания их самореализации. Заинтересов в а) полной и своеврем оплате труда, б) возможности получения матер поощрения за кач-во труда в) обеспечение соц пакета, г) обеспечение финанс безопасности труда
3) топ-менеджеры и менеджеры - как првило испытыв потребность в самовыражении и повышение совего соц статуса. Поскольку в корпорации сконцентриров значит объемы матер и финанс ресурсов, кот высший менеджмент контролирует, ьто увеличение финанс потоков ведет к росту их зарплаты, повышению соц статуса, увеличению власти.
4) кредиторы - юр и физ лица, кот предоставл корпорации денежн ср-ва на возратной, платной, срочной основе. Это - банки, выдавшие кредит, владельцы облигаций, если АО разместило облигацион займ. Их финанс интерес во взаимоотношении с корпорацией - полный и своевремен возврат долга и получение дохода в виде %.
5) поставщики и покупатели –с ними у корпорации возник взаимоотношения делового сотрудничества по поводу поставок сырья и материалов, оказание транспорт услуг, реализации собствен продукции и т.д. При этом если сотрудничество постоянное, то поставщики и покупатели становятся нефинанс инвесторами. Их денежн ресурсы могут находится в пользовании корпорации без прямых инвестиций, а ч/з отсрочку платежей, предоплаты, испльзование вексельн, бартерн взаимозачетных схем и т.д. Интерес состоит в стабильности портнерских отношений и в присутствии на определен доле товарн рынка.
6) гос органы и органы муницип власти как в национ масштабе, так и на территориях прямо заинтересов в успешной работе корпораций, т.к. с их помощью решаются проблемы занятости населения, соц-экон развития теорриторий, расширения налог базы, возможность гос-ва участв в перспективн отраслях ч/з владение пакетами акций. Мотивация гос-ва: соблюдение законодательства, своевремен уплата налогов, эффективн управление гос соб-стью.
7) финанс институты а) АИФ и ПИФ обеспеч возможности размещения времен свободн денежн ср-в корпорации в формы коллективн инвестирования б) профес участники РЦБ - обеспеч выход корпораций на фондов ырнок и поддержив их эффеткивн присутствие на нем. в) Гос и негос пенс фонды - осуществл соц и пенсион обеспечение сотрудников г) страхов компании страхуют имущество и ответственность корпорации и ее сотрудников. Интересы всех взаимны. Корпорации заинтерес в эффективн размещении ресурсов и получении дохода от финанс операций. Финанс институты заинтерес в получении вознаграждения за обслуживание.
8) дочерн и завис структуры. Дочерн признается об-во, если основное головное об-во определяет принимаем решения в силу преобладающ участия в его уставн капитале. Дочерн об-во не отвечает по долгам головного, а головное несет ответ-сть за сделки, совершен по его указанию и в случае банкротства дочерн об-ва. Завис признается об-во, если головн об-во имеет более 20% голосующих акций этого об-ва или долю 20% его уставн капитала. Факт приобретения такой доли головное об-во должно опубликовать. Интерес у головной организации - увеличение степени концентрации финанс потоков и ограничение финанс самостоятельности дочерн и завис об-в. У последних цель прямто противоположная - увеличение финанс самостоятельности.
Гл конфликт кор-ии – м/у акционерами и менеджерами. Для предовтращения конфликта акционерам прих-ся нести издержки: 1) прямые - оплата аудиторов и предстваит расходов, приобщ-е менеджеров к соб-сти ч/з продажу им пакетов акций по льгот ценам или опционов на акции, 2) косвен - упущен выгода от неэффект деят-сти, от неграмотн реш-ий менеджеров и нереализ инвестиц проектов.
Объект корпорат фин отношений - фонды денежн ср-в, финанс ресурсов, прендназнач для выполнения обязательств корпорации по осуществл-ю затрат на расширен воспроизво и реализацию экономич, финанс и социальн целей корпорации.
Содерж-е отношений- формир-е и использ-е денеж ср-в. Формир-е – это привлечение ср-в – финансир-е. использ-е - это инвестирование.
Корпорация одноврем присутств и на товарн и на финанс рынках. С одной стороны, корпорация проивзодит конркетн товары и услуги, занимает определен нишу на товарн рынке. С другой стороны, она производит собств товар для финанс рынка, выпуская эмиссион и неэмиссион ЦБ, размещая их на рынке и постоянно поддерживая инвестиц качества своих ЦБ,
Двойств природа самой корпорации приводит к двойств содержанию корпоратив финанс отношений:
1) чем сильнее позиция корпорации на товар рынке, тем более обеспечены ее ЦБ, тем больше они привлекательны для инвесторов;
2) если ЦБ корпорации привлекательны для инвесторов, то ч тем больше у нее возможностей разместить новые эмиссии ЦБ, т.е. мобилизовать ресурсы для своего развития и в конечн счете усилить свои позиции на товарн рынке.
3. Основные виды корпоративных структур в российской экономике, их характеристика
Копроратив управление – это взаимодействие множества лиц и организ-ий, имеющ отношение к различн аспектам функционир-я фирмы и одноврем яволяющ: 1) внутрен ср-вом обеспечения деят-сти корпорации 2) комплексом отношений м/у менеджерами, акционерами и др заинтересов лицами, 3) механизмом, при помощи кот формир-ся цели К, средства их достижения и обеспечивается контроль над деят-стью К.
Принципы КУ:
1) справедливости - система КУ должна защищать права владельцев акций
2) равное отношение к акционерам
3) ответственности –
должно поощряться активн
4) прозрачности и
раскрытия достоверн инф-ции
о финанс положении, рез-тах
деят-сти, составе
5) принцип подотчетности.
Модели управления
1) англоамериканская действ в США, ЮАР, Канаде, Англии, Австралии, Нов. Зеландии, Индии, Ирландии и хар-ся:
- наличием подавляющ числа открытых АО как формы организации крупных компаний
- сильн влиянием фондов рынка на корпоратив отношения
- структура акционер капитала рассредоточена, много мелких акционеров
- Совет директоров одновр выплн надзорн фнукции и исполнительские. В составе директоров много независ директоров.
2)Германская модель действ в Германии, большинстве стран континентальн Европы, Япония. И хар-ся
- незначит кол-во открытых АО
- сильное влияние банк финансир-я вместо акционерного
- контроль за эффектив работой менеджеров осущ-ся со стороны Совета директоров, а не рынка корпоративн контроля
- акционер капитал сильно концентрирован, разделен м/у нескольк курпн акционерами
- управление корпорацией производится с четк разделением надзорн функций и функций исполнения.
Специфика российск КУ (ближе к Герман модели):
1) тлько у 10% рос компаний уровень КУ оценен как относит хороший
2) многие корпорации на знают о «Кодексе корпоратив поведения», кот явл стандартом КУ в России;
3) многие Советы директоров в АО превыш свои полномочия , в их составе крайне мало независ членов Совета директоров;
4) вознаграждение членов Совета директоров на очень низк Ур-не, мало коллегиальн, исполнит органов
5) многие корпорации не выполн своих обязательств по выплате дивидендов
6) структура собвтвеников (собственности) К остается до сих пор хорошо охраняем секретом.
В совер экономике происх сокращение числа компаний, кот функцинир соверш независ друг от друга. Это объясняется усложнением, диверсификацией, интеранционализацией хоз, технологич и финанс связей м/у участниками экономич процесса. Пэтому компании фирмы объед-ся в различн рода корпоратив структуры.
Классификация корпораций в Р:
1) широта географич обхвата: - транснациональн, - межгос, - национ, - отраслевая, - региональн, - имуществ комплекс хоз субъектов
2) по целям создания - коммерч, некоммерч
3) по типу объединения капитала: - предпринимат объединения на имуществ основе; - договорн форма объединения; - объединение предпринимат стр-р.
I. На имуществ основе
1) Холдинг - группа компаний, где управляющ компания владеет контр пакетами акций других пред-тий и выполн по отношению к ним контольн фнукции. Материнск компания сосредотач в своих руках стратегич управление корпорацией.
Преимущества: а) одноврем консолидация финанс ресурсов; б) свободн оператив управление пред-тиями на местах; в) сосредоточение исследоват и информац деят-сти
Различ чистый холдинг (вполн только фн и контр функции) и смешан холдинг (выполн выше указ функции + самостоят ведение бизнеса).
2) Концерн - объединение на долгосроч основе компаний, связан общностью интересов договрами, капиталом, участием в совмест де-сти, где в кач-ве материн компании чаще всего выступ производств компания, являющаяся держателем контрольн пакетов акций дочерн пред-ий.
Свойства: а) централизация оперативн деят-сти и оператив упр-я; б) жесктие межхоз связи, в) ориентация на длит срок функционирования.
3) Финансово-промышлен группа – совокупность юр лиц, действующ как основное и дочерн об-во, объединивш свои активы на основе договора о соозданеии ФПГ в целях технологич и экономич интеграции.
Признак – наличие в составе группы функционально разных капиталов.
Особенности: а) целенаправлен концентрация ресурсов; б) перекрестное владение акциями; в) привлечение долгосроч инвестиций; г) совмест реализация крупн инвестиц проектов; д) совест организация маркетинга; е) высок степень управленч автономии.
4)Конгломерат - объединение по производству технологич несвязан продукции, так называем замкнутый рынок капиталов в рамках кот идет концентрация денежн ср-в от диверсифицирован видов деят-сти. Ответст-сть за принятие решений и обеспечение прибыльн работы возлаг-ся на сами филиалы. Высшее управление на заним текущим планированием, а сосредотач-ся на принятии стратегич решений. Конгломераты созда-я путем поглощения крупной компанией десятков мелких и средн фирм, не имеющ м/у собой функцион, снабженческо-сбытов и производств связей.
5) Трест - объед-е, пр кот все входящ в него пред-тия теряют юр, производств, коммерч сасостоятельность и сливаются в единый производств еомплекс. Руководство их деят-стью осущ-ся из единого центра, а общ прибыль распре-ся в соответствии с долев участием отдельны пред-тий. Это самая жеская форма интгерации компаний.
II. Договорн формы объединений
1) Консорциум – времен союз независ компаний. Цель - координация разных видов пред-тий. Организация консорциума оформл-ся соглашением. Данная форма удобна для совместн борьбы зи получение крупн заказов и их совмест исполнения. Недостаток: компании не интегрируются, а лишь объед ресурсы на определен срок и потому меньше возможностей взаимн контроля. Преимущество: в компанию могут входить несколько консорциумов, т.к. могут участв в реализации нескольких проектов.
2) Стратегич альянс – соглашение о кооперации 2-х и более независ компаний для достижения определен коммерч целей, для получения синегерич эф-та от объединен и взаиодополняющ ресурсов компаний. Альянс, как правило, не явл самостоят юр лицом.
3) Синдикат - объединение однород промышлен пред-тий, созд в целях сбыта продукции через общ сбытов контору. Участиники синдиката сохран свою юр и производств самостоят-сть, но огранич-ся в коммерч самостоят-сти. Централизовано происх сбыт, как првило, всей продукции участников синдиката. В отдельн случаях допускается только части ч/з единую контору. Ф-ции центр сбыт органа могут быть поручены одному из участников синдиката. Закупка сырья для участников синдиката чаще всего также осущ-ся ч/з синдикатскую сбыт контору.