Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа
В условиях динамично развивающейся рыночной экономики совер-шенствование платежной системы России как формы организации безналичного денежного оборота стало объективной необходимостью. За годы рыночных преобразований в сфере денежного обращения произошли коренные изменения в отношениях между предприятиями, изменился характер их взаимоотношений с банками, появились новые для российской практики расчетные финансовые инструменты и механизмы.
В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в про-цессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты. Эти расчеты могут принимать как форму наличных расчетов, так и безналичных. Значительную долю составляют безналичные расчеты.
Введение…………………………………………………………………...………6
1 Теоретические основы совершенствования безналичных операций
в российских коммерческих банках……………………....……...........…….9
1.1 Теоретические основы формирования безналичных расчетов………..9
1.2 Формы безналичных расчетов, преимущества и недостатки
использования……………………………….…………….……….……16
1.3 Проблемы системы безналичных расчетов в современных
условиях и основные способы их решения…………………………....29
2 Анализ работы ЦО № 4205 Сбербанка России…………………….………36
2.1 Общая характеристика ЦО № 4205 Сбербанка России…………...….36
2.2 Анализ безналичных операций ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2005-2010 г..…………………………………………………………..46
2.3 Оценка качества безналичных расчетов в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………………...……………..59
3 Пути совершенствования безналичных операций в ЦО № 4205
Сбербанка России………………………………...……………….…………73
3.1 Направления совершенствования системы безналичных расчетов
в ЦО № 4205 Сбербанка России…………………………….……...….73
3.2 Экономическое обоснование предполагаемых мероприятий…….….79
Заключение……………………………………………………………….………94
Список использованных источников…………………………………….……..97
ПРИЛОЖЕНИЕ А Информация по безналичным поступлениям денежных
средств на счета физических лиц…..……....…….…..….105
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сведения об объемах операций и суммах
непроцентных доходов, полученных от оказания услуг
по вкладам, денежным переводам и расчетно-
кассовому обслуживанию неселения на 01.01.2011год..106
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский Баланс ЦО № 4205 Сбербанка России
за 2010 год………………………………………………..111
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Формы платежных документов…………...……….…….113
Угрозы:
возможность появления новых конкурентов;
рост продаж замещающего продукта;
неблагоприятная политика правительства;
возрастание конкурентного давления.
Матрица SWOT, отображающая вышеперечисленные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятия представлена в таблице 3.5
Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно не только вскрывать угрозы и возможности, но и оценить их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию предприятия [65, с. 87].
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой возможности на матрице возможностей (таблица 3.6).
Полученные внутри матрицы возможностей поля 1 и 4 заслуживают особого внимания со стороны руководства предприятия. Возможности, попавшие в поля 3 и 5, могут быть использованы только при наличии достаточного объема стратегических ресурсов, а возможности в полях 8 и 9 пока не следует рассматривать в стратегии развития предприятия.
Для оценки угроз составляется матрица угроз (таблица 3.7).
Таблица 3.5 – Матрица SWOT
Возможности (Opportunity) | Сильные стороны (Strong) |
− повышение конкурентоспособности Банка; − выход на новые рынки; − рост количества клиентов; − возможность составить конкуренцию иностранным банкам, тем самым повысить уровень отечественных банков за рубежом; − возможность перейти в группу с лучшей стратегией; − увеличение доли рынка.
| - хорошая репутация у клиентов; - увеличение списка предоставляемых услуг; - возможность производства продукции с сильной конкурентной позицией; - наличие инновационных способностей и возможности их реализации; - частичное отсутствие конкурентов (банки г.Комсомольска-на-Амуре не предоставляют данную услугу).
|
Угрозы (Threat) | Слабые стороны (Weak) |
− возможность появления новых конкурентов − рост продаж замещающего продукта − неблагоприятная политика правительства − возрастание конкурентного давления
| − Использование данной услуги в основном молодежью; − ниже среднего маркетинговые способности − конкурентные недостатки − невозможность финансировать необходимые изменения в стратегии |
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Угрозы, попавшие на поле 6 должно находиться в поле зрения руководства предприятия и быть устранено в первостепенном порядке. Угрозы поля 7, 10 требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению. Попавшие на поля 8, 11, 12 угрозы не должны выпадать из поля зрения руководства предприятия, и должно осуществляться постоянное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Таблица 3.6 – Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей | Влияние возможностей на деятельность предприятия | |||||
Сильное | Умеренное | Малое | ||||
Высокая | (1) Поддержка Центрального Банка РФ | (2) | (3) Увеличение разнообразия производимых продуктов | |||
Средняя | (4) Рост количества клиентов | (5) – Ускорение роста рынка; | (6) | |||
- Возможность перейти в группу с лучшей стратегией | ||||||
Низкая | (7) | (8) – выход на новые рынки; | (9) Увеличение спроса на услугу |
Таблица 3.7 – Матрица угроз ЦО №4205 Сбербанка России
Вероятность реализации угроз | Влияние угроз на деятельность предприятия | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая | (1) | (2) | (3) | (4) |
Средняя | (5) | (6) Усиление дефицита денежных ресурсов | (7) – Усиление требований к качеству услуги; - Возрастание силы клиентов | (8) Возможность появления новых конкурентов; |
Низкая | (9) | (10) Неблагоприятная политика правительства | (11) – Возрастание конкурентного давления
| (12) Рост продаж замещающего продукта |
Банку следует разрабатывать системные подходы к рекламной политике, сделает ее эффективным инструментом формирования клиентской базы. Каждое конкурентное преимущество банка, каждый новый продукт, предлагаемый к продаже, должны быть известны и понятны клиентам, легко сравнимы и выгодно отличаться от предложений конкурентов.
Заключение
На основании проведенного исследования подведем итоги и сформулируем основные выводы.
Организация денежных расчетов с использованием безналичных расчетов гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.
Проведенное исследование дает основание утверждать, что электронные деньги – это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег.
Только с использованием электронных расчетов возможно:
1 Развивать рынок микроплатежей – так необходимый для информационного бизнеса в современных условиях.
2 За счет быстрого оборота электронных денег сокращаются темпы роста инфляции.
3 Стоимость транзакций с использованием электронных денег значительно дешевле стоимости транзакций традиционных денег.
4 Обработка и учет электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить их персонал.
5 Электронные деньги, в отличие от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.
6 Организация денежных расчетов с использованием электронных безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения.
7 Широкому применению электронных безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченным причинам, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
8 И в конечном итоге развитие безналичных (электронных) расчетов способствует «вынужденной легализации» теневой экономики, так как последняя основывается, в основном, на наличных расчетах.
Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информацией по безналичным расчетам между отделениями, филиалами и головным офисом ЦО №4205 Сбербанка России и другими кредитными организациями необходимы активные действия по подключению к системе электронного обмена информацией.
Результаты исследования позволили выявить, что в структуре платежных операций:
наибольшие как объем, так и удельный вес приходится на платежные поручения, удельный вес которых составлял в 2010 году 65,91 %; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов;
наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты, обеспечивающие данную эффективность в размере 0,91 % по итогу 2010 г.
Анализ качества организации безналичных расчетов ЦО №4205 Сбербанка России позволил выявить, что уровень качества данных услуг составляет по итогу 2010 г. 98,77 %, что является «стандартной величиной» в банковском бизнесе. Состояние качества организации безналичных расчетов ЦО №4205 Сбербанка России имеет позитивные тенденции роста – 0,53 % по итогу рассмотренного периода.
В результате проведенной работы были предложены мероприятия по совершенствованию безналичных операций по расчетному счету, а именно: внедрение в систему виртуальных карт, которые существуют у Банка, но не используются ЦО №4205. Данная услуга является альтернативным каналом обслуживания. Виртуальная карта выпускается без физического носителя, только в электронном виде. На таких картах отсутствуют некоторые атрибуты обычных банковских карт: магнитная полоса или чип, голограмма, подпись держателя. Данная услуга (карта) будет привязана к расчетному счету клиента, для обеспеченности платежей и их безопасности.
Анализ оценки эффективности показал, что с учетом внедренных мероприятий эффективность возросла с 81,43 % до 82,16 %, это за первый год внедрения. Далее рентабельность будет возрастать в связи с ростом клиентов, что увеличит прибыль Банка.
Банк должен стремиться интегрировать отдельные банковские операции и предлагать комплексные решения своим клиентам, позволяющие учитывать весь спектр индивидуальных потребностей. Стимулирование комплексных продаж банковских продуктов позволит увеличить объемы комиссионных доходов банка. Эволюция системы продаж должна осуществляться посредством постоянного расширения стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления за счет тиражирования новых продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания, наращивании предложения комплексных пакетов продуктов и услуг.
Информация о работе Совершенствование безналичных операций по расчетному счету