Совершенствования стратегического управления конкурентноспособностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:45, дипломная работа

Описание

Цель – совершенствование стратегического управления конкурентоспособностью страховой организации, на основе усиления взаимодействия с банковским сектором.
Объект исследования – стратегическое управление конкурентоспособностью ООО «Росгосстрах».
Предмет исследования – общие тенденции и закономерности стратегического управления конкурентоспособностью организации и ее взаимодействия с банками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАНКАМИ
1.1 Конкурентоспособность организации как экономическая категория
1.2 Факторы, определяющие эффективность стратегического управления конкурентоспособностью страховой организации
1.3 Специфика стратегического управления конкурентоспособностью страховой организации и направления ее совершенствования
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «РОСГОССТРАХ»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Росгосстрах»
2.2 Анализ системы стратегического управления конкурентоспособностью ООО «Росгосстрах» и ее взаимодействие с банками
2.3 Внешняя среда, определяющая конкурентоспособность ООО «Росгосстрах» и ее взаимодействие с банками
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «РОСГОССТРАХ»
3.1 Направления, обеспечивающие повышение конкурентоспособности
3.2 Совершенствование системы работы ООО «Росгосстрах» по взаимодействию с банковским сектором
3.3 Создание нового агентства в структуре ООО «Росгосстрах»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

ВКР 26Ф-3.doc

— 706.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 
 

 

 

 
 
 

 
 

 

 

 
 

Рисунок 2 - Система стратегического управления ООО «Росгосстрах»  

      В подчинении зам. директора по продажам находятся начальники отделов:  маркетинга и рекламы,  организации и развития продаж, по работе с корпоративными клиентами. Они готовят предложения для принятия стратегических решений.

      Отдел маркетинга СК – объединяет действия в области рекламы, изучения и освоения рынка, формирования цены и качества страховых услуг, определяет перспективы развития компании. Это мозговой центр, источник обоснованной информации и рекомендаций по вопросам текущей и перспективной деятельности компании. Основные функции: изучение потенциальных страхователей, их запросов и предпочтений; изучение мотивов и стимулов потенциального клиента при заключении договора страхования; анализ рынка СК; исследование продукта (вида страховых услуг); анализ форм и каналов продвижения страховых услуг; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; исследование рекламной деятельности.

        Начальник отдела организации  и развития продаж – находится  в подчинении зам. директора  по продажам и осуществляет  деятельность по работе с клиентами  и организации агентских продаж, привлечение агентов и развитие агентской сети.

      Зам. директора по административным вопросам осуществляет контроль, за деятельностью административно-хозяйственного, информационно-технического отделов. Информационно-технический отдел занимается информационным обеспечением компании, для того чтобы владеть информацией о внутреннем и внешнем окружении, автоматизировать систему учета и контроля, за деятельностью СК.

     Основные  формы и методы воздействия системы  управления данной компании имели положительное  влияние на корректировку позиции  компании на рынке страховых услуг за последние 3 года. А именно (приложение Д):  увеличение объемов страховых премий на 54%;   увеличение количества договоров на 57,1%;   рост региональной сети в 2 раза;   рост активов на 58,1%;  рост собственных средств на 83,2%;  рост резервов на 40,7;  рост чистой прибыли увеличился на 25%.

      Филиал ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае  разрабатывает собственную стратегию поведения на региональном рынке в зависимости от конкурентов, потребителей, государственного регулирования, финансовых, трудовых, информационных ресурсов.  Использует потенциал головной компании в целом,  является частью этой компании и участвует в реализации функциональной стратегии.

         Функции коммерческих банков сводятся к привлечению в виде вкладов денежных средств физических и юридических лиц, размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц. Функция привлечения денежных средств банков и накопительная функция страховщиков, по сути, являются единой функцией капитализации. Но в любом случае общей функцией банков и СК выступает инвестиционная функция.

     Однако  наличие общих и специфических  функций банков и СК  может быть экономической основой как их совместной деятельности и сотрудничества, так и конкуренции.

     Для привлечения денежных доходов и  свободных средств населения  и предприятий банки предлагают различные формы депозитов —  вклады до востребования, срочные вклады, депозитные сертификаты, сберегательные вклады целевого назначения и др. Страховые компании, в свою очередь, предлагают различные страховые продукты страхования жизни (страхование на дожитие, страхование ренты, пенсионное страхование, страхование аннуитетов и др.).

     Отсюда  следует вывод, что предложение банковскими и СК населению и предприятиям различных финансовых услуг по капитализации свободных денежных средств означает формирование конкурентных отношений между данными финансовыми институтами. При этом отмеченные отношения конкурентного противоборства за свободные средства населения и предприятий дополняются участием других финансовых посредников — рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.

     В то же время совсем иной характер взаимоотношений возникает между банками и СК в связи с рисковой (компенсационной) функцией страхования. Объективная потребность в возмещении материальных потерь предприятий и населения и страхового обеспечения граждан удовлетворяется лишь страховщиками. Поэтому соответствующие денежные ресурсы предприятий и населения, направленные на обеспечение страховой защиты и страхового обеспечения граждан, не являются сферой жизненных интересов кредитных учреждений. Более того, как и любая сфера деятельности, банковское дело сопряжено с рисками, причем как общими для всех предприятий рисками (природно-естественными, техногенными, противоправными действиями третьих лиц и т.д.), так и специфичными рисками для кредитных учреждений (кредитными, депозитными, процентными, расчетными и др.). В этом случае банки являются носителями общественной потребности в страховании, носителями риска, а СК обеспечивают эту потребность и в случае проявления риска компенсируют понесенные потери кредитных учреждений. При этом между банками и СК формируются отношения сотрудничества.

     Отношениям  сотрудничества между СК и банками способствует и предупредительная функция страхования, выражающаяся в финансировании страховщиками мероприятий, минимизирующих банковские риски и возможные убытки кредитных учреждений.

     Особые  отношения между банками и  СК предопределяет инвестиционная функция. Для обеспечения выполнения функции капитализации свободных денежных средств банки и СК осуществляют инвестиционную деятельность. При этом инвестиционная деятельность страховщиков касается не только страхования жизни, которое изначально предполагает необходимость капитализации собранных страховых взносов для обеспечения выполнения принятых обязательств, но и инвестирования страховых резервов по другим видам страхования, обеспечивая также проведение убыточных видов страхования и конкурентоспособность страховой деятельности.

     СК  имеют возможность разместить свои финансовые ресурсы по многим направлениям, в частности, страховые резервы — в государственные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, корпоративные ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью и складочный капитал товариществ на вере, жилищные сертификаты, недвижимое имущество, слитки золота и серебра.

     Инвестиционная  деятельность страховщиков может быть обеспечена и банковской системой, хотя инвестиционная деятельность страховых  организаций для банков имеет  прикладное значение, а поэтому банки  являются для страховых компаний важнейшими финансовыми институтами, обеспечивающими капитализацию финансовых ресурсов страховщиков.

     Отсюда  следует, что несмотря на конкурентные отношения банков и страховых  организаций за свободные денежные средства населения и предприятий, между ними возникает тесное сотрудничество по размещению финансовых ресурсов страховщиков.

     Действующие правила размещения страховых резервов допускают возможность инвестирования до 40% страховых резервов в стоимость  банковских вкладов (депозитов), в том  числе удостоверенных депозитными сертификатами, и векселя банков. Кроме того, допускается размещение до 30% резервов в корпоративные ценные бумаги, эмитентами которых могут быть и банки.

     Однако  этими же правилами установлены  существенные ограничения по размещению страховых резервов в один банк. Суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах, расчетном счете, а также в общих фондах банковского управления одного банка не может превышать 15%. При этом следует отметить, что размещение других финансовых ресурсов страховых организаций (уставного капитала, прибыли, резервов, сформированных из прибыли и др.) в настоящее время не регламентируется. Это также расширяет поле взаимного инвестиционного интереса банков и страховщиков.

     Еще одной важнейшей предпосылкой организации  взаимоотношений между банками  и СК является банковская функция расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц. Расчетно-кассовое обслуживание многочисленной клиентуры СК выгодно для банков, оно способствует увеличению банковских ресурсов. Остатки на банковских счетах страховых клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, являются заемными средствами, которые банк получает более легким и дешевым способом по сравнению с поступлением заемных средств из других источников (депозиты, межбанковские кредиты и др.). Более того, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов-страховщиков, как и других клиентов, обеспечивают повышенную ликвидность банковского учреждения.

     Исследованные формы функциональных связей между  банками и СК предопределяют взаимовыгодные отношения между ними (рисунок 3), а управление финансовыми потоками обоих организаций становится более эффективным:

  • инвестиционная деятельность СК является серьезным финансовым ресурсом для банков, особенно в части долгосрочного кредитования;
  • участие банков в управлении страховым капиталом обусловлено потребностью в страховой защите банковской деятельности и привлечении клиентской базы страховщиков;
  • интерес СК в управлении банковским капиталом обусловлен необходимостью надежного размещения своих финансовых ресурсов, возможностью расширения клиентской базы, потребностью в надежном банковском сопровождении страховых операций и т.д.

Рисунок 3 - Основы функциональных взаимоотношений банковских учреждений и страховых организаций

     Следовательно, экономическая основа взаимоотношений  между банками и СК может служить гарантией для успешного развития в будущем.

     Стратегический  анализ конкурентной среды страховой  отрасли  позволяет сделать следующие выводы:

     - в настоящее время завершен  этап становления страховой отрасли.        Начавшийся с 2001 г. этап развития  отрасли выявляет общие закономерности  в развитии со странами ЦВЕ  (Центральной и Восточной Европы).      Уникальной является структура отрасли, определяющая специфику рынка, - большое количество крупных страховых компаний. Доля страховых премий по страховым операциям оценивается на уровне 11-12,5% в общем объеме страховых премий;

      - начальный этап в развитии  отрасли, малый объем рынка и существенные региональные диспропорции определяют низкий уровень интенсивности конкуренции на страховом рынке;

      - в то же время текущий этап  в развитии экономики страны  позволяет  говорить о наличии  внутренних факторов развития  страхового рынка и интенсификации конкуренции. Таковыми, в первую очередь, являются социально-экономический рост, проявляющийся в повышении платежеспособности населения, и введение обязательных видов страхования.

      - экономическая политика государства,  направления на повышение конкурентоспособности страны, прямо определяет необходимость повышения конкурентоспособности отраслей финансового сектора экономики. С этой целью реализуются ряд последовательных мер, направленных на либерализацию страхового рынка и созданию у владельцев страховщиков частных побудительных мотивов к развитию конкурентоспособности.

      Во  многом свойственная отечественному страховому рынку структура, обусловлена доминантой экспортно-сырьевого сектора в экономике страны. Отраслевая специфика напрямую влияет на развитие конкурентной среды на страховом рынке, формирование которой и происходит сегодня.

      Этот  процесс сопровождается уникальной тенденцией выхода  страховщиков на свободный конкурентный рынок, которая, прослеживается уже несколько лет.

      Для достижения цели исследования,  следует разработать мероприятия,   которые с одной стороны будут четко определять основные принципы, на которых должна основываться   система стратегического управления СК, ориентированной на конкурентоспособность, а с другой стороны позволят решить задачу оценки текущего уровня конкурентоспособности системы управления, для управления ее развитием.

Информация о работе Совершенствования стратегического управления конкурентноспособностью