Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.
Введение
Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость. Основной причиной или «спусковым крючком» кризисных явлений в Казахстане стали огромные внешние заимствования банков. Финансовая система страны на год раньше, чем другие страны СНГ, вступила в кризис с огромным внешним долгом. Экономика Казахстана столкнулась с неблагоприятными последствиями массового притока иностранного капитала.
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.
Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.
В первой половине 1998 года восточно-азиатский кризис привел к падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары. Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным тому доказательством.
Фундаментальные особенности развития национальной экономики предкризисных лет – доходы сырьевых отраслей, рост государственных расходов, нерациональное размещение заимствованных денег внутри страны, стали одними из основных факторов уязвимости экономики. Недостаточная степень разработанности основ организации внешних заимствований привели к бессистемному привлечению и использованию заемных средств.
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года ориентирует государство на ускорение диверсификации экономики в соответствии с реализацией программы форсированной индустриально-инновационной страны и развития инфраструктуры. Переход от экстенсивного, сырьевого пути развития к индустриально – инновационной модели экономического роста требует обеспечения макроэкономической стабильности, развития конкурентоспособных финансовых институтов и улучшения условий ведущих стран.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику дипломной работы и его структуру:
- изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
- исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
- анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
- характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
- исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
- предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
- определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.
Объектом исследования является валовой внешний долг Республики Казахстан.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, обслуживания, погашения и регулирования внешних заимствований.
Теоретическая, методологическая и информационная база исследования. Теоретическую базу исследования составили труды ученых - экономистов по проблемам формирования и обслуживания внешних заимствований, нормативные документы, законодательные акты Республики Казахстан, статистические, научно-методические издания международных экономических и финансовых институтов, занимающихся проблемами внешнего долга, материалы научно-практических конференций, публикаций периодической печати.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения отечественных и зарубежных ученых, представителей классической экономической теории. В работе использованы методы системного, статистического и экономического анализа, наблюдения, эмпирического исследования (сравнения).
1. Теоретические основы образования внешнего долга в современных условиях
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Однако отсутствие
целостной государственной
Ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование займов и кредитов, нарушение сроков выполнения долговых обязательств обусловили значительный рост внешней задолженности развивающихся стран, среди которых выделяются латиноамериканские государства. В частности, Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список должников мира. В последние годы наиболее быстрыми темпами увеличивалась внешняя задолженность Китая, которая к середине 90-х годов возросла до 100 млрд долл. Крупными должниками в азиатском регионе остаются Индонезия, Индия, Южная Корея и Турция.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.
Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет государства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокойства. Государственный долг является в большей своей части долгом, который мы должны сами себе. Все граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы долга. На основе данного подхода долг сводится на нет, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам.
Существует и другое мнение, согласно которому государственный долг является гораздо менее серьезной проблемой, чем это может показаться. Обычно этот долг год от года становится все больше и больше, однако с течением времени увеличивается и масштаб экономики.
Для многих государств характерна следующая модель: государственный долг быстро увеличивается во время войн; так как государственные расходы в этот период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга относительно ВНП постепенно уменьшалась. В любом случае основной причиной появления государственного долга является дефицит государственного бюджета.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Республикой Казахстан, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Республикой Казахстан, обязательства третьих лиц.
Первое основание
возникновения государственного долга
– это государственные и област
Вторым основанием формирования государственного долга Республики Казахстан, субъектов Республики Казахстан и областей являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Республики Казахстан, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.
Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств от имени Республики Казахстан или субъекта Республики Казахстан, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет Республикой Казахстан или субъекта Республики Казахстан прошлых лет.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994 году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4 %, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году – 16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.
В связи с вышеизложенным
невозможно сказать однозначно, что
появление государственного долга
связано исключительно с
Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана