Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

6. Обеспечить  соответствие законодательно-нормативной  документации по регулированию  рисков квазигосударственных корпоративных внешних заимствований. Целесообразно разработать критерии и порядок частичной компенсации антикризисной поддержки ее получателями – корпорациями и банками – по мере их выхода из кризиса в целях покрытия бюджетного дефицита.

7. В целях  защиты национальных интересов  необходимо повышение эффективности  использования внешних заимствований  в интересах развития национальной  экономики, то есть создание  условий для реализации национальных  проектов в области индустриально-инновационного развития страны.

8. Особого внимания  требует повышение профессионализма  при определении валютно-финансовых  и платежных условий международных  кредитных соглашений, а также  дальнейшее совершенствование системы анализа, оценки, минимизации рисков внешних заимствований. Необходимо совершенствовать систему показателей структуры внешнего долга по его видам, срокам с учетом периода использования, льготного периода и периода погашения.

Вместе с  этим, необходимым разработку долгосрочной государственной политики в области внешних заимствований с целью усиления контроля над привлечением внешних ресурсов, формированием и обслуживанием внешнего долга. Основные пункты этой политики не должны входить в противоречие с внешней и внутренней экономической политикой государства. В таблице 7 представлены предложения по разработке долгосрочной политики государства в области управления государственным внешним долгом.

Долгосрочная  государственная политика внешних  заимствований Казахстана должна обеспечивать возможность гибкого реагирования на изменяющиеся условия привлечения займов на внешнем рынке и обеспечивать возможность использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований.

Поведение такой  политики заимствований позволило бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы.

Такая политика предполагает реализацию следующих  мер:

- обозначение  пределов новых заимствований. Сейчас самым важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников;

- особое внимание следует уделять первичным условиям заимствований, номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т. п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена;

- оптимизация заимствования состоит в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления, портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удлинять и удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов. Ежегодная программа новых заимствований, представляемая правительством в ходе бюджетного процесса, должна включать в себя в качестве составного элемента расчетные графики платежей по погашению и обслуживанию долга.

 

Таблица 7

Предложения по разработке долгосрочной политики государства  в области управления государственным  внешним долгом.

 

Предложения

Пояснения

  1. Обозначение пределов новых заимствований.

В настоящий  период времени самым важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников.

  1. Особый акцент на условия заимствований.

Особое внимание следует уделять первичным условиям заимствований, номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т. п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена.

  1. Оптимальность по срокам и по портфелю заимствований.

Структура заимствования  должна быть оптимальной по срокам и по самому портфелю.

  1. Практика ведения текущего

Одним из путей  оптимизации


Продолжение Таблицы 7

 

контроля по внешним заимствованиям.

внешних заимствований является введение мер раннего реагирования государственными органами, которые позволяли бы выявлять проблемы на основании определенных показателей на ранних стадиях привлечений внешних заимствований.

5. Пересмотр  международными агентствами кредитных  рейтингов, прис. Казахстану.

Положительные рейтинги кредитных агентств позволят привлекать внешние заимствования  на более выгодных условиях.


 

3 Основные пути снижения  валового внешнего долга

 

Основными задачами по управлению государственным долгом являются:

- сокращение  объемов внешних долговых обязательств  и, соответственно, стоимости их  обслуживания;

- оптимизация  структуры внешнего долга, увеличение  доли его рыночной составляющей;

- оптимизация  графика платежей по внешнему  долгу, устранение пиков платежей;

- рефинансирование  внешнего долга за счет внутренних  заимствований без существенного  ухудшения структуры долга по  срокам платежей;

- повышение  эффективности использования заемных  средств.

Существует  необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Республики Казахстан и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

- разработку  и принятие закона о внесении  в Бюджетный кодекс Республики  Казахстан по внесению поправок  в части, касающейся вопросов  управления государственным долгом;

- разработку  и принятие закона о государственном  долге Республики Казахстан;

- создание единой  базы данных по государственному  долгу Республики Казахстан;

- разработку  и утверждение единого порядка  ведения Государственной долговой книги Республики Казахстан;

- разработку  критериев и механизмов оценки  эффективности заемной и долговой  политики.

Государственный долг является составной частью экономической  системы, оказывая прямое и косвенное  воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.

Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Так каковы же пути преодоления государственного долга?

Существуют два основных пути решения:

- усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства;

- осуществление  системных институциональных изменений,  создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для Казахстана предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к казахстанской  экономике должны включать в себя:

- улучшение  налоговой системы и налогового  администрирования;

- сбалансированность  бюджета;

- обеспечение  надежной работы банковской системы;

- защиту прав  кредиторов и инвесторов;

- прозрачность  финансовой отчетности всех предприятий  и организаций;

- борьба с  преступностью и коррупцией, резкое  улучшение работы прокуратуры  и судебной системы;

- строгое соблюдение  государственных законов на всей территории РК,

- прекращение  произвола и избирательных привилегий  со стороны областных и местных  властей.

Также возможен и еще один источник облегчения казахстанской  внешней задолженности - реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

Надо применять  и новые формы, в частности  капитализацию долга. Страны Латинской  Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции казахстанских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10-20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм.

Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы  за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики.

 

 

3.1 Процесс разработки  мероприятия в Казахстане по  снижению внешнего долга

 

Тот факт, что Республика Казахстан не относиться к странам с исключительно высоким уровнем внешней задолженности, не означает, что этот уровень является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено.

Тот факт, что  долговые платежи, как правило, не препятствуют экономическому росту, в странах, подверженных "голландской болезни" с высокими значениями сальдо платёжного баланса и низкой монетизацией экономики, странах, к которым принадлежит и Казахстан, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из факторов экономического роста.

Тот факт, что  ожидаемая величина платежей по внешнему долгу в 2003г. не станет рекордной в мировой практике, не означает, что ничего не должно быть сделано для смягчения долговой нагрузки в данном году. Наоборот, долговые платежи, приходящиеся на 2003г., можно и нужно "реструктурировать". Однако более рациональной политикой был бы их перенос не на будущее, на период после 2003г., а на период до 2003г.

Уникально благоприятную  возможность для такого маневра  предоставляет резкое улучшение  условий торговли для Казахстана в 2000-2001гг. Значительное повышение цен на традиционные товары казахстанского экспорта означает, что для получения того же объёма валютных поступлений сегодня необходимо экспортировать товаров в реальном измерении в два-три раза меньше, чем несколько лет тому назад.

Сумма уже полученного казахстанской экономической "чистого гранта" со стороны мирового рынка позволяет в настоящее время провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008гг., в таком объёме, что размер будущих платежей в реальном измерении в 2002-2004гг. не превысит фактического уровня долговых платежей в 1999г., а с 2005г. начнёт снижаться и по отношению к этому уровню. Хотя объёмы номинальных долговых платежей в этом случае превзойдут фактически осуществлённые платежи в 2000 и 2001гг., их реальные величины (дефлированные индексом условий торговли) не превысят значений 1999г.

Из существующего  множества альтернативных стратегий  управления внешним долгом наиболее эффективной представляется стратегия, сочетающая первые варианты из трёх рассмотренных выше классификаций. Такую стратегию можно назвать традиционной или классической. На практике она означает:

- в отношениях  с кредиторами - отказ от пересмотра  ныне действующего графика платежей;

- применительно  к графику платежей - осуществление  фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана