Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 5 показывает положительную динамику роста внутреннего  долга Национального банка Республики Казахстан до 2011 года: 2007 год – 228 937 млн. тенге, 2008 год – 312 272 млн. тенге, 2009 год – 473 292 млн. тенге, 2010 год – 899 542 млн. тенге. В 2011 году долг НБ РК сократился до 509 805 млн. тенге.

Государственный долг НБ РК – это выпущенные на рынок  ценных бумаг краткосрочные ноты НБ РК. Краткосрочные ноты НБ РК эмитируются Национальным Банком РК, со сроком обращения от 7 до 91 дней. Порядок размещения и обращения краткосрочных нот НБРК аналогичен условиям размещения и обращения МЕККАМов. Сроки проведения аукционов и объемы эмиссий регулируются Национальным Банком РК и сообщаются в условиях аукционов. Обязательства НБ РК являются одним из инструментов реализации денежно-кредитной политики и не являются источником финансовых ресурсов для социально-экономического развития страны.

В следующем  рисунке 6 рассмотрим динамику государственного долга местных исполнительных органов  за исследуемый период.

По рисунку 6 видно, что основным долгом местных  исполнительных органов является долг перед Правительством Республики Казахстан: в 2007 году – 65 288 млн.тенге, в 2009 году — 70 609 млн. тенге, в 2011 году – 109 607 млн. тенге. Долги перед Правительством РК возникают в результате реализации социально - экономически значимых для региона проектов.

 

Рисунок 6. Государственный  долг местных исполнительных органов  за 2007-2011 гг., млн. тг.

 

Задолженность органов местной власти перед прочими кредиторами незначительная и составляет в 2007 году – 5 191 млн. тенге, в 2009 году – 2 495 млн. тенге, в 2011 году – 15 195 млн. тенге.

Рассмотрим  следующий показатель — гарантированный  государством заем – это негосударственный заем, обеспеченный государственной гарантией (рисунок 7).

Рисунок 7. Суммы  гарантированного государством займа  за 2007-2011 гг., млн. тг.

Данные о  гарантированном государством долге  составляются с использованием выписок  со счетов кредиторов об освоении средств  займов, подтверждений от кредиторов, что они получили платежи в счет обслуживания и погашения долга, и отчетности обслуживающих банков (банков-агентов).

Рисунок 7 показывает, что суммы гарантированного государством долге по внешним займам выше, чем  по внутренним и составляют в 2007 году – 60 217 млн. тенге, в 2008 году – 61 956 млн. тенге, в 2009 году – 72 139 млн. тенге, в 2010 году – 45 765 млн. тенге, в 2011 году – 65 592 млн. тенге. Сокращение за 2010 год сумм обусловлено тем, что в соответствии с условиями гарантии государство за счет бюджетных средств по требованию кредиторов погасило задолженность (в связи с просрочкой платежей заемщиков).

По гарантиям  на внутренние займы таких проблем  не наблюдается и суммы стабильны: в 2007 году – 5 475 млн. тенге, в 2009 году – 7 418 млн. тенге, в 2011 году – 6 870 млн. тенге.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что  государственный долг ежегодно растет достаточно высокими темпами. На общий  показателях развития государства  негативно такая политика не сказывается, в связи с ростом экономических  показателей Республики Казахстан, в частности ВВП. В то же время необходимо отметить, что прослеживается политика по целенаправленному, зачастую неоправданную политику по сохранению доли государственного долга к ВВП на уровне 10%. На наш взгляд, такая политика может ведется в ущерб эффективности использования государственных финансовых ресурсов и приводит к необоснованному увеличению расходов, связанных с социально-экономическим развитием регионов. При отсутствии реальной потребности в финансовых ресурсах – снижается эффективность использования заемных ресурсов, а государство несет потери как в части возврата долгов, так и в части уплаты процентов по долгам. В следующем подразделе рассчитаем индикаторы влияния государственного долга на социально-экономическое развитие Республики Казахстан.

 

 

2.2 Основные источники образования валового внешнего долга

 

Характер источников исходных данных.

Оценку государственного и гарантированного государством внешнего долга формирует Министерство финансов РК (МФ). Ежеквартально МФ представляет соответствующий статистический отчет в Национальный банк Казахстана (НБК).

В соответствии с Законом РК "О Национальном Банке Республики Казахстан" НБК несет ответственность за регистрацию и мониторинг негарантированного частного внешнего заимствования и формирование оценки валового внешнего долга страны. Основными источниками информации для формирования оценки негарантированного государством внешнего долга и валового внешнего долга Республики Казахстан являются статистическая отчетность, представляемая предприятиями и банками о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними и отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг о международных операциях и позициях по ценным бумагам. Дополнительным источником служит информация, получаемая НБК от респондентов в рамках регистрации и уведомления валютных операций, связанных с движением капитала.

Для того чтобы  определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление  и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определив основную тенденцию экономики в текущем периоде.

Для сравнительного анализа экономического развития и  уровня жизни различных стран, координации  их экономической и валютной политики, принятия решений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по вопросам политического характера проводятся международные сопоставления ВВП. Они представляют также большой практический интерес для международных организаций для решения проблем формирования бюджетов этих организаций, определения доли отдельных стран в финансировании тех или иных проектов, предоставления кредитов и т.д. В рамках ООН разработана программа международных сопоставлений, охватывающая более 80 стран, осуществление которой началось с 1970 г. Методологические принципы данной программы послужили базой для составления проекта международных сопоставлений в рамках стран СНГ.

Промышленно развитые страны занимают доминирующее положение  в мировом хозяйстве по всем параметрам экономической деятельности. В 90-е годы их позиции укрепились как в силу происшедших сдвигов в развитии производительных сил, так и резкого снижения доли восточно-европейских стран в мировом хозяйстве. Они производят около 80% ВМП, подсчитанного на основе валютных курсов, и 57% ВМП, определяемого на базе ППС, используя при этом основную часть ресурсов мира.

Подсистема  развитых стран воздействует на мир  универсально, применяя наряду с экономическими и военно-политические инструменты воздействия. Она представляет собой не только определенное социально-экономическое единство, но и выступает своеобразным орденом меченосцев, выражением которого является военно-политический блок НАТО, объединяющий практически все развитые страны и распространяющий свое влияние на весь мир.

Механизм западного  прогресса обеспечил улучшение  качества жизни в этой подсистеме, но породил противоречия и конфликты  в мировом хозяйстве.

Тенденции экономического роста определяются известными факторами  производства, включая накопление капитала, использование рабочей силы и научно-технического прогресса:

G = f (K+L+ R+r). (2)

В конечном счете, они воплощаются в динамике производительности, которая зависит от количества и  качества факторов (производительных сил), необходимых для производства данного объема продукции. Динамика производительности характеризует эффективность использования факторов производства. Для ее оценки используется несколько показателей, в частности, показатель совокупной факторной производительности, который представляет собой отношение объема произведенной продукции к показателю затрат капитала и труда. Она обычно подсчитывается как разница между темпами роста производства и средними темпами вводимых факторов производства, взведенных на их долю в факторном доходе (w), или

TFP = Y - Lw - Kw - Rw. (2.1)

Совокупная  факторная производительность понимается как показатель технического прогресса. Рост этого показателя свидетельствует  не только о технических сдвигах, но и о росте квалификации и  мотивации рабочей силы, совершенствовании методов управления и организации производства, а также о наличии возрастающего эффекта масштаба, когда определенные накладные расходы приходятся на больший объем выпускаемой продукции.

Показатели  производительности труда и капиталоотдачи дают представление об использовании каждого крупного фактора производства. Производительность труда - это объем произведенной продукции на единицу затрат труда, а капиталоотдача - отношение произведенной продукции к затратам капитала. Рост производительности нередко является следствием роста капиталовооруженности.

Таблица 5 - Прирост совокупной факторной производительности промышленно-развитых стран, %

 

1970-1994 гг.

1,0

1994-2004 гг.

0,8


 

Несмотря на ускорение технического прогресса, расширение объема НИОКР, информатизации производства показатели отдачи основных факторов производства с 70-х годов замедлились. Производительность труда росла, но медленно, начав улучшаться только в отдельных странах в 90-е годы. Рост капиталоотдачи также снизился.

Динамика ВВП  промышленно развитых стран, % отражена в таблице 6.

 

Таблица 6

Динамика ВВП  промышленно развитых стран, %

 

Группы стран

1981-1990

1991-2000

2000-2005

ОЭСР

3.3

2.9

1.9

США

2.8

2.7

2.4

Япония

4.5

4.2

1.4

ЕС

3.0

2.3

1.5


Рассмотрим  развитие экономики и как следствие механизм образования ВВП на примере США и Японии.

Результаты  развития экономики США в течение 2004 г. показывают, что невысокие темпы ее роста сопровождались низкой доходностью финансовых рынков. Низкая доходность была характерна практически для всех инструментов рынка долговых ценных бумаг. Так, среднегодовая ставка процента по облигациям корпораций была ниже 5%; для облигаций, обеспеченных закладными, ставка составила 4,37%, и даже казначейские облигации показали всего 3,15%, что, однако, заметно превысило средний уровень их ставки в размере 2,24% в 2003 г. Только для высокодоходных облигаций наиболее успешных крупных компаний был характерен необычный для этого года уровень ставки в 11%.

Существует  три способа, которыми спад в американской экономике может негативно воздействовать на экономику других стран: торговля, валютные курсы и движение капитала. Так, американская экономическая экспансия сопровождалась резким ростом импорта. С замедлением темпов роста экономики рост импорта будет сокращаться быстрее, чем рост ВВП.

Для многих стран  Восточной Азии, таких как Малайзия, Филиппины и Таиланд, экспорт  в США приносит более 10% ВВП. Для  стран Западной Европы и для Японии этот показатель составляет всего 3%, таким  образом, сокращение американского импорта влияет на них в меньшей степени.

Американская  экономика находится на ранней стадии циклического подъема, фундаментально подготовленного с точки зрения внутренних экономических условий. Вся экономическая структура, включая  финансовую систему и рынок труда, работает без особых напряжений.

Воспроизводство США работает «на всех цилиндрах» внутреннего и внешнего рынка  при налаженном взаимодействии народнохозяйственных укладов смешанной экономики.

Первейшим элементом  экономической системы страны являются ее природные ресурсы. США располагают богатыми запасами минеральных ресурсов и плодородными сельскохозяйственными землями, а еще одним преимуществом является умеренный климат.

Вторым элементом  является рабочая сила, превращающая природные ресурсы в товары. Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью.

Американская  система свободного предпринимательства  основана на частной собственности. Большинство товаров и услуг  производятся частными предприятиями, а на личное потребление приходятся две трети всего национального  производства (оставшаяся треть товаров и услуг приобретается государством и предприятиями). Роль потребителя действительно настолько высока, что национальная экономика нередко характеризуется как «потребительская».

США играют очень  заметную роль в мировой торговле. По объему внешнеторгового оборота страна превосходит все другие экономически развитые государства мира.

Несмотря на то, что большинство формирующих  экономику решений принимаются  потребителями и производителями, деятельность государства оказывает  существенное влияние на экономику  США.

Современная промышленность США потребляет около одной трети  всего добываемого в мире сырья. Страна обладает наиболее емким в  мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой  в развитых странах продукции  машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает сейчас свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники.

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана