Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, Казахстан подошел к 2011 году с достаточно неплохими показателями. В настоящий момент на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура, для нашей страны это выражается в высоких ценах на сырьевых рынках. Последние годы Казахстан является чистым нетто-экспортёром.

В середине текущего года правительство разработало  концепцию управления государственным  долгом, главная идея которой заключается в устранении существующего дисбаланса между внешним и внутренним долгом. Другими словами, платить иностранным кредиторам государство собирается за счет заимствований у казахстанцев.

Общий объем  внешних заимствований в их абсолютном исчислении в результате подобной операции действительно сократится. Правда, с точки зрения экономической политики в этом случае более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга. И абсолютные цифры в данном случае больше интересны при заполнении ежегодного "бухгалтерского баланса" страны, нежели при планировании долгосрочной экономической стратегии.

На данный момент занять у населения и внутренних кредиторов можно под 6-8 % годовых, в то время как внешние заимствования обходятся сейчас Казахстана в 8-12 %, а если индекс сырьевых рынков пойдёт вниз, а соответственно и увеличатся риски, то внешние заимствования будут обходиться гораздо дороже.

Валовой внешний долг Казахстана складывается из двух основных компонентов:

- государственного и гарантированного государством внешнего долга;

- негарантированного государством долга частного сектора.

В свою очередь, государственный внешний долг состоит из внешнего долга Правительства и внешнего долга Национального банка. Гарантированный государственный внешний долг, как известно, складывается из долгов по привлеченным средствам от частных кредиторов и от международных финансовых организаций.

За период с 1998 по 2009 год валовой внешний долг государства вырос в 11,2 раза. Как видно из рисунка 1, в период с 1998 года по 2000 год наблюдался умеренный рост валового внешнего долга и валового внутреннего продукта страны. С 2001 года по 2008 год произошел резкий рост как внешнего долга, так и валового внутреннего продукта, однако значение внешнего долга за предыдущие периоды всегда было ниже. В 2009 году в стране возникла ситуация, когда валовой внешний долг опередил показатель валового внутреннего продукта на 4016 млн. долл. США или 4 %.

Характер источников исходных данных.

Оценку государственного и гарантированного государством внешнего долга формирует Министерство финансов РК (МФ). Ежеквартально МФ представляет соответствующий статистический отчет в Национальный банк Казахстана (НБК).

В соответствии с Законом РК "О Национальном Банке Республики Казахстан" НБК несет ответственность за регистрацию и мониторинг негарантированного частного внешнего заимствования и формирование оценки валового внешнего долга страны. Основными источниками информации для формирования оценки негарантированного государством внешнего долга и валового внешнего долга Республики Казахстан являются статистическая отчетность, представляемая предприятиями и банками о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними и отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг о международных операциях и позициях по ценным бумагам. Дополнительным источником служит информация, получаемая НБК от респондентов в рамках регистрации и уведомления валютных операций, связанных с движением капитала.

Практика составления данных.

1.Межфирменная  задолженность: Большую часть  валового внешнего долга РК  составляет межфирменная задолженность  казахстанских резидентов перед  аффилированными нерезидентами.  К межфирменной задолженности  относятся все прямые иностранные  инвестиции в республику, за исключением покупки акций, взносов в уставный капитал неакционерных предприятий и реинвестированной прибыли, а также обязательства казахстанских предприятий перед своими зарубежными филиалами, дочерними и ассоциированными предприятиями. В целом такой подход согласуется с методологическими принципами Руководства и в настоящее время филиалы иностранных компаний, действующие на территории Казахстана, за исключением филиалов, предоставляющих строительные и буровые услуги, рассматриваются при составлении платежного баланса и оценке валового внешнего долга в качестве резидентов. В то же время по казахстанскому законодательству филиалы иностранных юридических лиц являются нерезидентами РК, поэтому с правовой точки зрения долговые обязательства филиалов иностранных компаний не являются внешним долгом страны. Руководство по внешнему долгу предусматривает возможность классификации тех займов, которые предоставляются головными компаниями  своим филиалам (не являющимся юридическими лицами в соответствии с законодательством страны), в качестве инструмента участия в капитале. В этом случае такие займы, если они удовлетворяют определенным критериям, могут не учитываться во внешнем долге. Несмотря на это, в настоящее время займы филиалов, предоставленные головными компаниями, из-за отсутствия достаточной информации об условиях их привлечения и погашения продолжают учитываться во внешнем долге. В дальнейшем, подход относительно классификации внешней задолженности филиалов может быть пересмотрен на основе анализа информации, получаемой НБК от филиалов иностранных компаний, действующих в РК.

2.Еврооблигации Правительства РК: В соответствии с Руководством только те долговые ценные бумаги резидентов, которые реально находятся у нерезидентов, следует включать в валовой внешний долг. Однако оценка внешнего государственного долга, которую формирует Министерство финансов и которую НБК включает в оценку валового внешнего долга, учитывает еврооблигации Правительства РК по первоначальной эмиссии, включая часть еврооблигаций, принадлежащих резидентам. В этой части обязательства по долговым ценным бумагам в составе валового внешнего долга, расходятся с позицией по аналогичным обязательствам в международной инвестиционной позиции.

3.Ссуды и займы банков второго уровня: Помимо ссуд и займов в оценку внешнего долга банков второго уровня включаются также долгосрочные депозиты нерезидентских предприятий специального назначения (ПСН), по которым ведется отдельный учет.

4.Другие долговые обязательства: подлежащие к оплате, но неоплаченные платежи по основному долгу, вознаграждению, комиссионным и др. (просроченная задолженность).

 

 

2.1 Анализ валового внешнего долга и его структура

 

Рассмотрим основные тенденции динамики сумм государственного долга в абсолютном и в относительном измерении. Исследуем изменения структуры государственного долга Республики Казахстан за последние пять лет.

В приложениях  А-Г составлены базовые таблицы  по данным Министерства финансов Республики Казахстан.

Структура анализа  будет строится по принципу от общего к частному, то есть вначале будут рассмотрены общие суммы по государственному долгу, а затем переход к отдельным группам государственного долга.

В рисунке 1 рассмотрим суммы государственного долга по следующим группам:

- долг Правительства  Республики Казахстан;

- долг Национального  Банка Республики Казахстан;

- долг местных  исполнительных органов Республики  Казахстан.

Рисунок 1. Динамика государственного долга за 2007-2011 гг., млн. тг

 

Рисунок 1 показывает, что  по всем, рассматриваемым заемщикам  наблюдается рост сумм государственного долга. Наибольшие суммы проходят по государственному долгу Правительства Республики Казахстан. Государственный долг Правительства увеличился с 683 866 млн. тенге в 2007 году до 2 741 696 млн. тенге в 2011 году или в четыре раза.

Долг Национального банка  Республики Казахстан также увеличивается, но меньшими темпами: с 228 937 млн. тенге в 2007 году до 509 805 млн. тенге в 2011 году. Наблюдается резкий прирост долга НБ РК в 2010 году на сумму 899 542 млн. тенге. Увеличение в 2010 году обусловлено необходимостью финансовых ресурсов с целью стабилизации финансовых рынков в посткризисный период.

Наименьшие займы наблюдаются  у местных исполнительных органов: в 2007 году – 70 479 млн. тенге, в 2008 году – 74 675 млн. тенге, в 2009 году – 73 104 млн. тенге, в 2010 году – 107 074 млн. тенге, в 2011 году – 125 101 млн. тенге. Низкие темпы роста государственного долга местных исполнительных органов обусловлены тем, что не все исполнительные органы Республики Казахстан соответствуют требованиям, которые выдвигают международные кредитные организации.

Также большая часть социально-экономических расходов региона, как правило, финансируется из республиканских субсидий, то есть большая часть государственного долга местных исполнительных органов – это долги перед Правительством Республики Казахстан (см. Приложение А).

В следующем рисунке 2 рассмотрим структуру государственного долга  в разрезе основных заемщиков.

Рисунок 2. Структура  государственного долга за 2007-2011 гг., %

(без учета  взаимных требований (долга местных исполнительных органов перед Правительством Республики Казахстан)

Рисунок 2 показывает, что наибольший удельный вес принадлежи долгами Правительства РК: в 2007 году – 69,5%, в 2008 году – 72,4%, в 2009 году – 74,8%, в 2010 году – 68,8%, в 2011 году – 81,2%. Рост удельного веса долгов Правительства РК (за исключением 2010 года) обусловлено увеличением сумм государственного долга.

Наибольшую  долю долг Национального банка РК достигает в 2010 году – 27,9%, наименьший удельный вес в 2011 году – 15,1%. Доля государственного долга НБ РК увеличивается в 2010 году в результате роста требований к ликвидности коммерческих банков. Изменение банковского законодательства требует от коммерческих банков хранение денежных средств в Нотах НБ РК, как наиболее ликвидных активах.

Наименьшая  доля в структуре государственных  долгов принадлежит долгам местных  исполнительных органов: в 2007 году – 7,2%, в 2008 году – 5,3%, в 2009 году – 3,4%, в 2010 году – 3,3%, в 2011 году – 3,7%. Сокращение удельного  веса долгов обусловлено общим ростом государственных долгов.

Оценка долга  местных исполнительных органов  подлежит уточнению по завершению процесса формирования и сверки базы данных по долговым обязательствам.

Таким образом, перед автором стоит задача поиска причин, повлиявших на значительный рост государственных долгов Правительства Республики Казахстан, а также изучение факторов, повлиявших на современную ситуацию в сфере управления государственным долгом.

Рассмотрим  внутренний государственный долг Правительства Республики Казахстан в таблице 2.

Таблица 2

Внутренний  государственный долг Правительства  РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*

 

Наименование показателей

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

Государственные краткосрочные  казначейские обязательства

55 747

177 595

146 371

151 989

95 423

Государственные среднесрочные  казначейские обязательства

242 162

283775

437 047

467 763

492 186

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства

138 209

221 309

368 752

502 752

658 752

Государственные долгосрочные казначейские обязательства

50 259

84 018

273 573

483 398

770 949

Государственные долгосрочные индексированные казначейские обязательства

215

0

52 909

52 909

52 909

Государственные специальные  среднесрочные казначейские обязательства для физических лиц

24 504

52 909

9 582

9 520

9 513

Прочие обязательства

598

601

738

733

738

Итого

511 693

820 207

1 288 973

1 669 064

2 080 470


* Составлена  по данным МФ РК

 

Таблица 2 показывает, что по государственным долгосрочным казначейским обязательствам увеличиваются суммы с 50 259 млн. тенге в 2007 году до 273 573 млн. тенге в 2009 году и до 770 949 млн. тенге в 2011 году или за 2008 год абсолютный прирост составил 33 759 млн. тенге, за 2009 год – 189 555 млн. тенге, за 2010 год – 209 825 млн. тенге, за 2011 год – 287 551 млн. тенге (см. Приложение Б). Соответственно, темп роста за 2008 год составил 167%, за 2009 год – 323%, за 2010 год – 177%, за 2011 год – 159% (см. Приложение В).

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана