Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти.

Таким образом, в структуре валового внешнего долга «львиную» долю занимает корпоративный  сектор. Из них 60 млрд. долл. приходится на долю межфирменной задолженности, которая является частью прямых иностранных инвестиций и представляет собой обязательства резидентов перед их зарубежными участниками и аффилиированными предприятиями.

В целом, по состоянию на 1 января 2012 года валовой внешний долг Казахстана, включающий в себя государственный долг, и долги субъектов всех форм собственности составил 123,8 млрд. долл. США или 66,6% к ВВП.

Внешний долг всех стран в совокупности оценивается  в 59,4 трлн. долл. США. В сравнении со странами мира Казахстан по объему долга занимает 36 место. По отношению к ВВП внешний долг всех стран в совокупности оценивается в 98%. В этом ранжировании Казахстан занимает 43 позицию.

По  мнению Болата Жамишева, на фоне низкого  уровня государственного долга растет долг квазигосударственного долга. Это, в частности долги национальных холдингов и национальных компаний. Если государственный внутренний и внешний долг составил 22 млрд. долл. США или 12% к ВВП, то только внешний долг квазигосударственного сектора составил 21 млрд. долл. США или 11,5% к ВВП.

Опасения  вызывают риски, связанные именно с  долгом субъектов квазигосударственного  сектора. Эти субъекты могут стать  источником фискального риска из-за бесконтрольного роста обязательств, просроченных платежей, дефолта, а также возможной субсидиарной ответственности государства и необходимости предоставления помощи со стороны государственного бюджета.

В связи  с этим министр финансов считает  разумным ввести запрет субъектам квазигосударственного сектора осуществлять внешние заимствования за исключением АО «ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерних и зависимых организаций, АО «НХ «КазАгро», Банка Развития Казахстана.

Правительственный долг. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

 

Таблица1

Данные о  лимите правительственного долга в  РК за 2005-2010 гг.*

 

ГГод

Сумма установленного лимита правительственного долга, тыс.тенге

Заданная дата

Законодательный акт, которым  установлена сумма лимита

22010

2 368 400 000

31.12.2010

Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2010 год от 31.08.2009 г.

22009

1 577 000 000

31.12.2009

Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2009 год, с изменениями на 11.11.2009 г.

22008

1 113 000 000

31.12.2008

Закон РК от 6.12.2007 № 8-4 О  республиканском бюджете на 2008 год

22007

782 000 000

31.12.2007

Закон РК от 8.12.2006 года № 194-3 О республиканском бюджете на 2007 год

12006

787 000 000

2006

Закон РК от 22.11.2005 года № 88-3 О республиканском бюджете на 2006 год

12005

755 000 000

31.12.2005

Закон Республики Казахстан  от 2 декабря 2004 года № 3-3 О

республиканском бюджете  на 2005 год


* Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан

 

Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

- аффинированного  золота;

- валютных ценностей,  хранящихся в Национальном Банке  Казахстана;

- простых и переводных  векселей в иностранной валюте;

- ценных бумаг, выпущенных  и гарантированных иностранными  правительствами или международными  финансовыми организациями;

- других внешних активов,  деноминированных в иностранной  валюте, при условии обеспечения  ликвидности и сохранности таких активов.

Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

- покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;

- покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;

- поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;

- поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;

- кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;

- поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.

Уменьшение  золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

- продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;

- осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана;

- продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;

- возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов;

- списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).

Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время  Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- Международная финансовая корпорация (МФК);

- Международная ассоциация развития (МАР);

- Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);

- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

- Азиатский банк развития (АБР);

- Исламский банк развития (ИБР).

РК является государством - участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан:

- уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ;

- по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам;

- уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ;

- выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ;

- уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ;

- назначается в качестве депозитария всех авуаров в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору;

- осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР;

- совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств Республики Казахстан.

Так, в бюджете  г. Алматы на 2010 год утверждены средства:

- в сумме 72 502 тыс. тенге на обслуживание долга местных исполнительных органов;

- на погашение долга местных исполнительных органов – 1 879 558 млн. тенге.

А в бюджете  г. Астана на 2010 год установлен лимит долга местного исполнительного органа в размере 8 231 356 млн. тенге.

Вместе с  тем, в Республике Казахстан постановлением Правительства № 88 от 23.01.2010 года утверждены «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг.

В новом веке в мировой хозяйственной жизни происходит ряд важных процессов, которые существенно меняют ее облик и характер экономических отношений между главными участниками. К наиболее заметным среди этих процессов относятся экономическая и финансовая глобализация, усиление мировых интеграционных процессов, возрастание роли развивающихся стран и стран с переходной экономикой, как субъектов мировой экономики, а также процесс глобального финансово-экономического кризиса, поразившего все страны мира. Данные процессы оказались в значительной степени сопряжены с международным движением капитала, который служит мощным фактором мирового развития и вместе с тем порождает ряд сложных проблем в международных экономических отношениях. В многообразных формах международного движения капитала (его трансграничного перемещения) важная роль принадлежит валовой внешний долг страны. Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана