Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства также показывают рост с 138 209 млн. тенге в 2007 году до 368 752 млн. тенге в 2009 году и до 658 752 млн. тенге в 2011 году. Абсолютный прирост и темпы роста достаточно высокий и стабильный на протяжении исследуемого периода (см. Приложения Б, В).

Долгосрочные сберегательные казначейские обязательства размещаются  среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального  страхования», одна вторая срока обращения  казначейских обязательств осуществляется среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», после истечения указанного срока обращение казначейских обязательств осуществляется на свободной основе.

Меньше государственного долга по среднесрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 242 162 млн. тенге, 2009 год — 283 775 млн. тенге, 2011 год — 492 186 млн. тенге.

И меньше суммы проходят по Государственным краткосрочным  казначейским обязательствам: 2007 год  – 55 747 млн. тенге, 2009 год — 146 371 млн. тенге, 2011 год — 95 423 млн. тенге.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в условиях нестабильности финансовой системы появляется спрос  со стороны внутренних организаций, финансовых структур на низкодоходные, но безопасные государственные ценные бумаги Правительства РК.

Рассмотрим в рисунке 3 структуру внутренних государственных долгов Правительства РК.

Рисунок 3. Структура  внутреннего государственного долга  Правительства РК за 2007-2011 гг., %

 

Как видно из рисунка 3, наблюдается сокращение удельного  веса государственных среднесрочных  казначейских обязательств с 47,3% в 2007 году до 33,9% в 2009 году и до 23,7% в 2011 году.

Вместе с  этим идет значительный рост доли государственных  долгосрочных казначейских обязательств с 9,8% в 2007 году до 21,2% в 2009 году и до 37,1% в 2011 году.

Незначительно увеличиваются государственные  долгосрочные сберегательные казначейские обязательства с 27% в 2007 году до 28,6% в 2009 году и до 31,7% в 2011 году.

По всем видам  краткосрочных казначейских обязательств наблюдается значительное снижение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в  результате особенностей современного государственного регулирования сферы пенсионного обеспечения, страховой деятельности, банковского дела, в результате роста финансовых и инвестиционных рисков, казахстанские финансовые институты увеличили долю государственных ценных бумаг в собственных депозитных портфелях.

В следующей  таблице 3 рассмотрим динамику и структуру внешнего государственного долга Правительства РК.

 

 

 

Таблица 3

Внешний государственный  долг Правительства РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*

 

Наименование кредитора

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

Международный Банк Реконструкции  и Развития

36 183

36 274

52 981

240 905

312 423

Азиатский Банк Развития

9 544

10 121

92 889

105 164

126 669

Европейский Банк Реконструкции  и Развития

13 873

14 297

15 261

16 631

20 611

Исламский Банк Развития

4 449

4 446

5 135

14 097

22 165

Саудовский Фонд Развития

1 032

938

1 034

909

796

Кувейтский Фонд Арабского  Экономического Развития

1 696

1 643

1 818

1 725

1 631

Фонд Развития Абу-Даби

1 908

1 773

2 004

1 818

1 652

Японское агентство международного сотрудничества

76 452

98 935

124 895

139 229

142 824

Кредитное агентство  Правительства Германии

2 976

2 842

3 385

2 963

2 770

Иностранные коммерческие банки

24 060

24 154

29 672

29 480

29 680

Итого

172 173

195 423

329 074

552 921

661 225


* составлена  по данным МФ РК

 

По таблице 3 видно, что наибольшие суммы внешних займов Правительство имеет у Международного Банка Реконструкции и Развития: в 2007 году – 36 183 млн. тенге, в 2008 году – 36 274 млн. тенге, в 2009 году – 52 981 млн. тенге, в 2010 году – 240 905 млн. тенге и в 2011 году 312 423 млн. тенге.

Вторым по объемам  задолженности является Японское агентство  международного сотрудничества, перед  которым существует внешний долг Правительства РК в размере: 2007 год  – 76 452 млн. тенге, 2009 год – 124 895 млн. тенге, 2011 год – 142 824 млн. тенге.

В 2009 году наблюдается  рост внешней государственной задолженности  Правительства РК перед Азиатским  Банком Развития с 10 121 млн. тенге в 2008 году до 92 889 млн. тенге в 2009 году, до 105 164 млн. тенге в 2010 году и до 126 669 млн. тенге в 2011 году.

Таким образом, в 2009-2011 годах наблюдалось увеличение внешнего государственного долга до 661 225 млн. тенге, обусловленное ростом социальных расходов и реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства. При этом финансирование целевых проектов осуществляется во многом за счет внешних заимствований у международных финансовых организаций.

Итак, начиная  с 2009 г., наблюдается значительное увеличение объемов привлекаемых Правительством от международных финансовых организаций внешних займов в целях реализации международного проекта по созданию автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», прогнозируемая стоимость казахстанского участка которого составляет 825,2 млрд. тенге. Прогнозируемый объем привлекаемых внешних займов от международных финансовых организаций для реализации данного проекта составляет 3,4 млрд. долларов США.

 

 

Рисунок 4. Государственный  долг Правительства РК за 2007-2011 гг.

 

Рисунок 4 показывает, что, несмотря на увеличение государственного внешнего долга Правительства РК, ухудшение относительных параметров долга не происходит. Это обусловлено положительной динамикой валового внутреннего продукта Республики Казахстан.

Улучшение относительных  параметров свидетельствует о снижении угрозы дефолта по внешним обязательствам страны в целом, в то время как долговая нагрузка по отдельным заемщикам может оставаться высокой. Так, доля внешних долгов Правительства РК снизилась с уровня порядка 10,8% в 2010 году до 9,8% на конец 2011 года.

Следует отметить, что в настоящее время многие страны столкнулась с неблагоприятными последствиями массового притока кредитов, долговые проблемы развитых стран стали препятствием на пути восстановления глобальной экономики. Ввиду значительного объема государственного долга, дефицита бюджета многие страны неожиданно быстро оказались перед лицом острейших проблем. Экономический кризис 2007 — 2009 годов привел к резкому росту государственного долга в большинстве развитых стран. Правительства этих стран были вынуждены провести рекапитализацию банков, взять на себя значительную часть долгов, а также выделить огромные средства на программы стимулирования экономики.

В отличие от государств с высоким уровнем  долговой нагрузки в Казахстане, как  и в ряде других развивающихся  стран, для преодоления кризиса  использовались ранее накопленные ресурсы. Тем не менее, размер внешнего государственного долга продолжал увеличиваться, а относительные параметры улучшились в основном в результате возобновившегося роста экономики. Поэтому расходы по обслуживанию и погашению долга продолжают оставаться на прежнем уровне, и для снижения негативного влияния этого фактора на развитие экономики необходимо стремиться к сохранению соотношения долга к ВВП на уровне 9-10%.

В таблице 4 рассмотрим динамику изменения структуры внешнего государственного долга Правительства Республики Казахстан за исследуемый период.

 

Таблица 4

Структура Внешний  государственный долг Правительства  РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*

 

Наименование кредитора

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение 2011-2007

1

2

3

4

5

6

 

Международный Банк Реконструкции  и Развития

21,0

18,6

16,1

43,6

47,2

26,2

Азиатский Банк Развития

5,5

5,2

28,2

19,0

19,2

13,6

Европейский Банк Реконструкции  и Развития

8,1

7,3

4,6

3,0

3,1

-4,9

Исламский Банк Развития

2,6

2,3

1,6

2,5

3,4

0,8

Саудовский Фонд Развития

0,6

0,5

0,3

0,2

0,1

-0,5

Кувейтский Фонд Арабского  Экономического Развития

1,0

0,8

0,6

0,3

0,2

-0,7

Фонд Развития Абу-Даби

1,1

0,9

0,6

0,3

0,2

-0,9

Японское агентство  международного сотрудничества

44,4

50,6

38,0

25,2

21,6

-22,8

Кредитное агентство  Правительства Германии

1,7

1,5

1,0

0,5

0,4

-1,3

Иностранные коммерческие банки

14,0

12,4

9,0

5,3

4,5

-9,5

Итого

100

100

100

100

100

 

* составлена  по данным МФ РК

 

Таблица 4 показывает, что в 2007 году на долю трех крупнейших кредиторов Правительства Республики Казахстан приходилось 79,4% от суммы всей внешней государственной задолженности Правительства РК, в 2009 году эта сумма составила 82,3%, а в 2011 году – 88,0%. То есть наблюдается тенденция укрупнения долгов от конкретных кредиторов.

Так удельный вес  задолженности перед Международным  Банком Реконструкции и Развития в 2007 году составлял 21%, в 2008 году составлял 18,6%, в 2009 году – 16,1%, в 2010 году – 43,6%, в 2011 году – 47,2%. Рост доли в структуре  внешней задолженности Правительства РК увеличился на 26,2%.

Доля задолженности  перед Азиатским Банком Развития показывает рост с 5,5% в 2007 году и 5,2% в 2008 году до 28,2% в 2009 году и сокращение до 19% в 2010 году и до 19,2% в 2011 году. Тем  не менее, положение в структуре внешних обязательств Правительства РК за пять исследуемых лет увеличилось на 13,6%.

Наблюдается сокращение доли обязательств перед Японским агентством международного сотрудничества с 44,4% в 2007 году до 38% в 2009 году и до 21,6% в 2011 году – сокращение за исследуемый период составило 22,8%. Тем не менее, Японское агентство международного сотрудничества входит в тройку внешних кредиторов Правительства РК.

Таким образом, можно предположить, что динамика внешнего долга Правительства РК, абсолютные и относительные параметры, скорее всего, не претерпят существенных изменений по сравнению с показателями 2011 года. Уровень ликвидности на мировых финансовых рынках снижается, возможности привлечения средств с внешних рынков для наших банков и предприятий остаются ограниченными, что будет препятствовать наращиванию внешнего долга.

В условиях сохраняющейся  напряженности на мировых рынках такая тенденция будет наблюдаться  как минимум в первой половине 2012 года. Вместе с тем влияние  роста экономики на улучшение относительных параметров долга в этом году будет не столь значительным, как в предыдущие два года. Дело в том, что прирост ВВП в долларовом измерении прогнозируется правительством на уровне порядка 8%, в то время как 2010-м рост составил около 30%, а в 2012 году ожидается на уровне выше 15%. Следовательно, дальнейшего улучшения показателей можно будет добиться преимущественно за счет «замораживания» внешнего долга страны на текущем уровне.

Следующим крупным  заемщиком в структуре государственного долга является Национальный банк Республики Казахстан. Необходимо отметить, что НБ РК имеет только внутреннюю государственную задолженность (рисунок 5). 

Рисунок 5. Государственный  долг НБ РК за 2007-2011 гг., млн. тг

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана