Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.
Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства также показывают рост с 138 209 млн. тенге в 2007 году до 368 752 млн. тенге в 2009 году и до 658 752 млн. тенге в 2011 году. Абсолютный прирост и темпы роста достаточно высокий и стабильный на протяжении исследуемого периода (см. Приложения Б, В).
Долгосрочные сберегательные казначейские обязательства размещаются среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», одна вторая срока обращения казначейских обязательств осуществляется среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», после истечения указанного срока обращение казначейских обязательств осуществляется на свободной основе.
Меньше государственного долга по среднесрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 242 162 млн. тенге, 2009 год — 283 775 млн. тенге, 2011 год — 492 186 млн. тенге.
И меньше суммы проходят по Государственным краткосрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 55 747 млн. тенге, 2009 год — 146 371 млн. тенге, 2011 год — 95 423 млн. тенге.
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях нестабильности финансовой системы появляется спрос со стороны внутренних организаций, финансовых структур на низкодоходные, но безопасные государственные ценные бумаги Правительства РК.
Рассмотрим в рисунке 3 структуру внутренних государственных долгов Правительства РК.
Рисунок 3. Структура внутреннего государственного долга Правительства РК за 2007-2011 гг., %
Как видно из рисунка 3, наблюдается сокращение удельного веса государственных среднесрочных казначейских обязательств с 47,3% в 2007 году до 33,9% в 2009 году и до 23,7% в 2011 году.
Вместе с этим идет значительный рост доли государственных долгосрочных казначейских обязательств с 9,8% в 2007 году до 21,2% в 2009 году и до 37,1% в 2011 году.
Незначительно увеличиваются государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства с 27% в 2007 году до 28,6% в 2009 году и до 31,7% в 2011 году.
По всем видам краткосрочных казначейских обязательств наблюдается значительное снижение.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате особенностей современного государственного регулирования сферы пенсионного обеспечения, страховой деятельности, банковского дела, в результате роста финансовых и инвестиционных рисков, казахстанские финансовые институты увеличили долю государственных ценных бумаг в собственных депозитных портфелях.
В следующей таблице 3 рассмотрим динамику и структуру внешнего государственного долга Правительства РК.
Таблица 3
Внешний государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*
Наименование кредитора |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Международный Банк Реконструкции и Развития |
36 183 |
36 274 |
52 981 |
240 905 |
312 423 |
Азиатский Банк Развития |
9 544 |
10 121 |
92 889 |
105 164 |
126 669 |
Европейский Банк Реконструкции и Развития |
13 873 |
14 297 |
15 261 |
16 631 |
20 611 |
Исламский Банк Развития |
4 449 |
4 446 |
5 135 |
14 097 |
22 165 |
Саудовский Фонд Развития |
1 032 |
938 |
1 034 |
909 |
796 |
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития |
1 696 |
1 643 |
1 818 |
1 725 |
1 631 |
Фонд Развития Абу-Даби |
1 908 |
1 773 |
2 004 |
1 818 |
1 652 |
Японское агентство международного сотрудничества |
76 452 |
98 935 |
124 895 |
139 229 |
142 824 |
Кредитное агентство Правительства Германии |
2 976 |
2 842 |
3 385 |
2 963 |
2 770 |
Иностранные коммерческие банки |
24 060 |
24 154 |
29 672 |
29 480 |
29 680 |
Итого |
172 173 |
195 423 |
329 074 |
552 921 |
661 225 |
* составлена по данным МФ РК
По таблице 3 видно, что наибольшие суммы внешних займов Правительство имеет у Международного Банка Реконструкции и Развития: в 2007 году – 36 183 млн. тенге, в 2008 году – 36 274 млн. тенге, в 2009 году – 52 981 млн. тенге, в 2010 году – 240 905 млн. тенге и в 2011 году 312 423 млн. тенге.
Вторым по объемам задолженности является Японское агентство международного сотрудничества, перед которым существует внешний долг Правительства РК в размере: 2007 год – 76 452 млн. тенге, 2009 год – 124 895 млн. тенге, 2011 год – 142 824 млн. тенге.
В 2009 году наблюдается
рост внешней государственной
Таким образом, в 2009-2011 годах наблюдалось увеличение внешнего государственного долга до 661 225 млн. тенге, обусловленное ростом социальных расходов и реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства. При этом финансирование целевых проектов осуществляется во многом за счет внешних заимствований у международных финансовых организаций.
Итак, начиная с 2009 г., наблюдается значительное увеличение объемов привлекаемых Правительством от международных финансовых организаций внешних займов в целях реализации международного проекта по созданию автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», прогнозируемая стоимость казахстанского участка которого составляет 825,2 млрд. тенге. Прогнозируемый объем привлекаемых внешних займов от международных финансовых организаций для реализации данного проекта составляет 3,4 млрд. долларов США.
Рисунок 4. Государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг.
Рисунок 4 показывает, что, несмотря на увеличение государственного внешнего долга Правительства РК, ухудшение относительных параметров долга не происходит. Это обусловлено положительной динамикой валового внутреннего продукта Республики Казахстан.
Улучшение относительных параметров свидетельствует о снижении угрозы дефолта по внешним обязательствам страны в целом, в то время как долговая нагрузка по отдельным заемщикам может оставаться высокой. Так, доля внешних долгов Правительства РК снизилась с уровня порядка 10,8% в 2010 году до 9,8% на конец 2011 года.
Следует отметить, что в настоящее время многие страны столкнулась с неблагоприятными последствиями массового притока кредитов, долговые проблемы развитых стран стали препятствием на пути восстановления глобальной экономики. Ввиду значительного объема государственного долга, дефицита бюджета многие страны неожиданно быстро оказались перед лицом острейших проблем. Экономический кризис 2007 — 2009 годов привел к резкому росту государственного долга в большинстве развитых стран. Правительства этих стран были вынуждены провести рекапитализацию банков, взять на себя значительную часть долгов, а также выделить огромные средства на программы стимулирования экономики.
В отличие от государств с высоким уровнем долговой нагрузки в Казахстане, как и в ряде других развивающихся стран, для преодоления кризиса использовались ранее накопленные ресурсы. Тем не менее, размер внешнего государственного долга продолжал увеличиваться, а относительные параметры улучшились в основном в результате возобновившегося роста экономики. Поэтому расходы по обслуживанию и погашению долга продолжают оставаться на прежнем уровне, и для снижения негативного влияния этого фактора на развитие экономики необходимо стремиться к сохранению соотношения долга к ВВП на уровне 9-10%.
В таблице 4 рассмотрим динамику изменения структуры внешнего государственного долга Правительства Республики Казахстан за исследуемый период.
Таблица 4
Структура Внешний государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*
Наименование кредитора |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменение 2011-2007 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Международный Банк Реконструкции и Развития |
21,0 |
18,6 |
16,1 |
43,6 |
47,2 |
26,2 |
Азиатский Банк Развития |
5,5 |
5,2 |
28,2 |
19,0 |
19,2 |
13,6 |
Европейский Банк Реконструкции и Развития |
8,1 |
7,3 |
4,6 |
3,0 |
3,1 |
-4,9 |
Исламский Банк Развития |
2,6 |
2,3 |
1,6 |
2,5 |
3,4 |
0,8 |
Саудовский Фонд Развития |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
-0,5 |
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,3 |
0,2 |
-0,7 |
Фонд Развития Абу-Даби |
1,1 |
0,9 |
0,6 |
0,3 |
0,2 |
-0,9 |
Японское агентство международного сотрудничества |
44,4 |
50,6 |
38,0 |
25,2 |
21,6 |
-22,8 |
Кредитное агентство Правительства Германии |
1,7 |
1,5 |
1,0 |
0,5 |
0,4 |
-1,3 |
Иностранные коммерческие банки |
14,0 |
12,4 |
9,0 |
5,3 |
4,5 |
-9,5 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
* составлена по данным МФ РК
Таблица 4 показывает, что в 2007 году на долю трех крупнейших кредиторов Правительства Республики Казахстан приходилось 79,4% от суммы всей внешней государственной задолженности Правительства РК, в 2009 году эта сумма составила 82,3%, а в 2011 году – 88,0%. То есть наблюдается тенденция укрупнения долгов от конкретных кредиторов.
Так удельный вес
задолженности перед
Доля задолженности перед Азиатским Банком Развития показывает рост с 5,5% в 2007 году и 5,2% в 2008 году до 28,2% в 2009 году и сокращение до 19% в 2010 году и до 19,2% в 2011 году. Тем не менее, положение в структуре внешних обязательств Правительства РК за пять исследуемых лет увеличилось на 13,6%.
Наблюдается сокращение доли обязательств перед Японским агентством международного сотрудничества с 44,4% в 2007 году до 38% в 2009 году и до 21,6% в 2011 году – сокращение за исследуемый период составило 22,8%. Тем не менее, Японское агентство международного сотрудничества входит в тройку внешних кредиторов Правительства РК.
Таким образом, можно предположить, что динамика внешнего долга Правительства РК, абсолютные и относительные параметры, скорее всего, не претерпят существенных изменений по сравнению с показателями 2011 года. Уровень ликвидности на мировых финансовых рынках снижается, возможности привлечения средств с внешних рынков для наших банков и предприятий остаются ограниченными, что будет препятствовать наращиванию внешнего долга.
В условиях сохраняющейся
напряженности на мировых рынках
такая тенденция будет
Следующим крупным
заемщиком в структуре
Рисунок 5. Государственный долг НБ РК за 2007-2011 гг., млн. тг
Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана