Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

- правительством страны и руководством областей и городов;

- кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);

- напрямую крупными предприятиями страны;

- у кредитно-финансовых организаций других стран.

Валовой внешний долг представляют собой форму международного перемещения капитала, которая носит кредитный характер и порождает долговые обязательства между заемщиками и их международными кредиторами и служит для привлечения заемного капитала и его производительного использования в целях обеспечения устойчивого экономического развития страны. Основной принцип использования заемных ресурсов, который отражен в данной формулировке, состоит в необходимости их производительного применения в качестве капитала. Если полученные средства не направляются на расширение действующего производства или на создание новых предприятий, способных выпускать конкурентоспособную продукцию, то следствием таких заимствований становятся трудности в погашении внешней задолженности, что приводит к возникновению условий для долговых кризисов.

Как экономическая категория внешние заимствования находятся на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируют их черты. По своему целевому назначению заимствования являются инструментом формирования денежных фондов заемщика, а значит и звеном финансовой системы.

Внешние заимствования имеют как отрицательное, так и положительное влияние на развитие экономики Казахстана. С одной стороны, высокий уровень внешней задолженности страны становится причиной снижения темпов роста экономики и рейтинга, ухудшения состояния платежного баланса и международной инвестиционной позиции государства. С другой стороны, будучи неотъемлемым элементом международных экономических отношений, внешние заимствования способствуют реформированию экономической системы, расширению внешней торговли, становятся первоначальным импульсом, «точкой роста» производственной сферы.

 

1.3 Характеристика образования внешних долгов

 

Характерной чертой современного экономического развития подавляющего числа государств мира является наличие крупной внешней задолженности. Внешний долг - это многогранное явление, напрямую связанное с особенностями развития каждой отдельно взятой национальной экономики. Внешний долг появляется там и тогда, когда правительство привлекает ссуду с международных кредитных рынков или обращается за займом к зарубежным государствам. Привлечение иностранных кредитов имеет свою особенность, заключающуюся в том, что государство должно направить эти средства на цели, диапазон которых чрезвычайно обширен - от простого, элементарного потребления этих кредитов до восстановления и развития национальной экономики. Эффективность привлекаемых займов во многом обеспечивается тем, насколько страна-заемщик может обеспечить рациональное инвестирование полученных средств в наиболее перспективные отрасли экономики. Этот вопрос решается каждой страной сугубо индивидуально и, надо отметить, не всегда успешно. В этой связи возможны несколько вариантов использования привлеченных кредитов:

- государство может направить привлеченные кредиты на развитие приоритетных отраслей, определяемых стратегией экономического развития;

- для погашения уже существующих обязательств, что наглядно доказывается кризисом внешней задолженности в 70-х годах. С точки зрения банкиров, речь идет о простой "ссуде денег".

Начиная с 1992 года, Казахстан начинает активную деятельность на международном рынке ссудных  капиталов. Причем приток внешних инвестиций осуществляется не только по линии  государственных гарантий, но и по линии коммерческих банков. Основная тактика предоставления иностранных кредитов крупными финансовыми институтами такова, что государство или организация-ссудодатель, предоставляя заем под определенные ставки процентов в год, вынуждает страну - Казахстан добиваться такой нормы прибыли на вкладываемый в экономику капитал, который в дальнейшем сможет обеспечить и выплату основной суммы долга, а также процентов по этому долгу.

Нетрудно представить, что в условиях, когда большинство  предприятий Казахстана находится  на грани банкротства, наблюдается  сильнейший спад производства, высокие темпы инфляции, решать такую задачу крайне сложно, а если опираться на опыт крупнейших стран-должников, то практически невозможно.

Во-первых, слишком  очевидно неравенство исходных позиций  при экспорте ссудного капитала в  Казахстан. Как известно, в обычной деловой практике кредит предполагает срочность. Как только кредитору будут выплачены основная сумма и проценты по кредиту, отношения между кредитором и заемщиком прекращаются. Казалось бы именно этот принцип должен быть положен в основу взаимоотношений между кредиторами Казахстана и самой страной. Но дело обстоит несколько иным образом. Среди потоков, способствующих образованию внешнего долга РК, можно выделить следующие: официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержания экономических преобразований, проводимых республикой, зарубежными правительствами и международными экономическими организациями такими, как МВФ, МБРР и т.д. Во-вторых, это экспортные кредиты, доля которых в структуре внешнего долга РК составляет порядка 32%. Отметим, что привлечение экспортных кредитов имеет свои особенности. Исторически подтверждено, что создание системы страхования экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок и прочее, идет не просто в направлении расширения экономических, и в частности торговых связей, а именно в их развитии на условиях внешнего кредитования. Это позволяет основному кредитору получать прибыль в результате наращивания кредитных вложений в экономику Казахстана.

Это тем более  очевидно, если принять во внимание тот факт, что при кредитных вложениях отсутствует такой момент, как перевод за рубеж прибылей, получаемых в результате прямых иностранных инвестиций. Однако сложившаяся практика дефолтов в РК показывает, что страна не может реально изыскивать возможности для погашения внешних обязательств. Проблема в том, что во многих случаях сами заемщики не в состоянии расплатиться по кредитам, поскольку либо ликвидированы, либо обанкротились и приватизированы (как колхозы и совхозы). Особую актуальность приобретает некомпетентность многих государственных чиновников, а также отсутствие опыта в международных отношениях, вследствие чего государство первоначально брало всю ответственность за привлеченные обязательства на себя. Это усугубляется тем, что объем валового внешнего долга на 1 января 2012 г., по данным Национального Статистического Агентства, составил 129,3 млрд. долларов США и составил 49% ВВП. Растут затраты по его обслуживанию - амортизационные, процентные и сопутствующие платежи. По данным Национального банка Казахстана, в 2009г. на обслуживание внешнего долга было направлено 221 млн. долларов, в 2010 г. - 611 млн. долл., в 2011 г. - 618 млн. долларов.

Причины несвоевременного погашения платежей достаточно банальны: отсутствие механизма принудительного  взыскания просроченной задолженности по иностранным кредитным линиям; несоответствие спроса населения и предложения на рынке товаров и услуг как отечественными, так и иностранными производителями, т.е. имеет Место снижение покупательной способности населения вследствие низких доходов, несвоевременного их получения и т.д. Также к основным причинам дефолтов мы можем отнести снижение покупательной способности предприятий из-за резкого обесценивания собственных оборотных средств и соответствующего этому нарушения процесса нормального воспроизводства.

На сегодняшний  день в Казахстане внешнюю задолженность  обслуживают Министерство финансов, а также Эксимбанк, который определяет погашение платежей как одну из основных функций своей деятельности.

Проблема заключается  в том, что до сегодняшнего дня сам кредитор не имеет реальных рычагов для контроля за политикой правительства Республики Казахстан по использованию полученных валютных средств. Исключение в этом плане могут представлять лишь кредиты по линии международных экономических организаций, в частности займы МВФ, МБРР и ЕБРР, которые прежде чем давать займы предлагают свои условия по их использованию и обеспечению.

Так, МВФ определяет следующие предпосылки "высококачественного" экономического роста:

- рациональные  и стабильные макроэкономические условия, характеризующиеся дисциплиной в налогово-бюджетной сфере, твердой антиинфляционной денежно-кредитной политикой, а также поощрения энергичного развития частного сектора;

- либерализация  режима внешней торговли и  валютного режима;

- социальная  политика, направленная на смягчение  воздействия экономической стабилизации;

- эффективное  государственное управление. Если  следовать данным предпосылкам, то Казахстан пока лишь находится на этапе развития многих из них. Например, если возьмем политику в области либерализации внешней торговли, то она началась с середины 1993 г., когда правительство Казахстана достигло соглашения с МВФ по кредиту на системную трансформацию (STF). В соответствии с этим соглашением внешнеторговые барьеры снижались и в конечном итоге были ликвидированы. Однако Казахстан еще нуждается в более простом, но достаточно эффективном торговом режиме. Так, в 2009 году и первой половине 2010 г. режим внешней торговли сдерживал развитие экспорта республики. Ограничения на объемы экспорта, отсутствие таможенной статистики затрудняли переход ресурсов в области деятельности, в которых Казахстан имеет определенные преимущества, и сдерживали разработку экономической стратегии, ориентированной на внешний рынок. Государственным предприятиям запрещено в административном порядке экспортировать наиболее конкурентоспособные на внешнем рынке товары. К тому же из-за низкого спроса на внутреннем рынке республики, а также из-за низкого уровня внутренних цен на продукцию, производимую этими предприятиями. Но даже при этом уровне цен (ниже чем мировые) потребители не могут приобрести эту продукцию. Единственным выходом для экспортоориентированных предприятий является выход на мировой рынок. Однако здесь вступают в силу следующие факторы, сдерживающие этот процесс. Во-первых, наличие экспортных пошлин ведет к превышению цен на казахстанские товары выше мировых, во-вторых, конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей значительно низка по сравнению с ведущими мировыми товаропроизводителями. В результате доходы 6т экспортных продаж сводятся к минимуму, что отражается на платежах в бюджет, и в конечном итоге, приводит к неплатежеспособности страны по своим обязательствам. Если республика начнет усиливать свой экспортный потенциал не только в области природных ресурсов, но и в производстве и экспорте готовой продукции, то это во многом будет способствовать погашению внешней задолженности перед кредиторами.

Это требует  углубления реформ уже на микроуровне, которые объявлены приоритетом  следующего этапа реформ в Республике Казахстан.

Пока практика показывает, что система управления предприятиями недостаточно эффективна, даже, несмотря на факт передачи многих предприятий-гигантов Казахстана под управление иностранным фирмам и компаниям. Система такова, что теряется временный характер передачи под управление. Иностранные управляющие становятся со временем полноправными хозяевами на этих предприятиях, то есть: когда предприятие передается под управление со всеми его неплатежами и долгами в счет заработной платы, автоматически возникает проблема - если я как управляющий этим предприятием делаю выплаты в счет обязательств, то каковы гарантии, что предприятие в будущем будет приносить прибыль. В подобной ситуации государству ничего другого не остается, как продать контрольный пакет акций этого предприятия. И аналогичные ситуации возникают периодически.

Таким образом, проблема заключается в том, что  пока государство не создаст ряд  стимулирующих мер для отечественных  товаропроизводителей, которые позволят ему найти свое место на мировом рынке, пока не будут созданы условия для ориентации потребителя на сужение внутреннего потребления, которое предполагает потребление малого, но достаточно качественного количества товара, или использования официальных резервов Национального банка для покрытия потребности во внутренних инвестициях. Тем самым будут создаваться условия для сокращения обязательств республики перед нерезидентами. Ориентация на увеличение темпов прироста от экспортной выручки стимулировала бы быстрое восстановление экономики и рост производства. Характерным примером этого является опыт стран Юго-Восточной Азии, а также некоторых стран Восточной Европы - например, Польши, Чехии и др.

Правительство Казахстана не должно играть роль гаранта  внешнеторговых сделок. Такого рода вопросы должны решаться на уровне коммерческих банков. Государство, в особенности в наименее развитых странах, должно лишь создавать условия для движения потоков товаров, капиталов и труда.

 

2. Современное состояние внешнего и внутреннего долга и их состав

 

В последние  годы благодаря благоприятной конъюнктуре  мировых сырьевых рынков, а также  грамотной политике правительства  в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного  улучшения отношений с Западом, долговое бремя Казахстана значительно сократилось. Долговое бремя Казахстана снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, государственный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана