Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.
- по объёму платежей - равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
- по источникам средств платежа - бюджетные доходы;
- по видам
средств платежа- денежные
Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008гг.
При последовательном
проведении в течение предстоящего
десятилетия оптимальной
3.2 Процесс разработки мероприятия в Казахстане по снижению внутреннего долга
В ходе реформирования экономики нашей страны законодателями было принято много законов и других нормативно-правовых документов, которые должны способствовать её дальнейшему совершенствованию и развитию. Одним из них является Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2010 - 2012 годы", который был принят 24 ноября 2011 года. Этот закон не только установил финансовые показатели бюджета, но и определил цели и задачи бюджетной стратегии на 2010 - 2012 годы, а также на долгосрочную перспективу.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство будет (и должно) способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. Основой для решения социальных проблем должны быть высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающие создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Обеспечение обороноспособности и безопасности - одно из необходимых условий для устойчивого развития страны. Создание условий для будущего развития, также является важнейшей миссией социально ответственного государства.
В настоящее время уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне менее 9% ВВП, что обеспечивает устойчивость бюджетной системы и способствует укреплению международного авторитета Казахстана как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.
Государственная долговая политика Республики Казахстан на 2008-2010 годы не предусматривает привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке. В области внутренний заимствований проведение долговой политики в 2008-2010 годах будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальных сроков заимствования и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
В 2008-2010 годах планируется положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок. Заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне и долгосрочный характер.
Основные принципы государственной долговой политики РК будут:
- замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
- развитие рынка государственных ценных бумаг;
- использование государственных гарантий, для ускорения экономического роста;
- использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации денежной массы и борьбы с инфляцией;
- увеличение количества инвесторов;
- уменьшение объемов ценных бумаг одного вида в портфеле узкой группы инвесторов (что существенно влияет на политику цен и доходность ценных бумаг);
- увеличение оборотов по ценным бумагам;
- уменьшение доходности ценных бумаг (расходов федерального бюджета);
- недопущение значительного роста процентных ставок по государственным ценным бумагам и, соответственно, процентных расходов по государственному внутреннему долгу;
- развитие и сегментация рынка государственных ценных бумаг, предназначенных для различных групп инвесторов. В результате претерпит изменения структура государственного внутреннего долга Республики Казахстан, выраженного в государственных ценных бумагах;
- уменьшение относительных размеров государственного долга будет сохраняться благодаря отсутствию внешних заимствований и погашению (плановому и/или досрочному) государственного внешнего долга при увеличении номинального объема внутреннего долга;
- доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, будет существенно зависеть от текущей ситуации на валютном и денежном рынках;
- расходы на обслуживание внешнего долга будут иметь тенденцию к уменьшению, а расходы на обслуживание внутреннего долга последовательно возрастать. Динамика изменения расходов повторяет тенденции по изменению объемов внешнего и внутреннего долга. В то же время общая нагрузка на бюджет в части обслуживания государственного долга Республики Казахстан будет снижаться, что определяется соотношениями роста ВВП, суммарных расходов федерального бюджета, структуры долговых обязательств.
3.3 Пути снижения валового внешнего долга в настоящее время
В том случае, когда долговой кризис все же возникает, страна дебитор вынуждена начинать переговоры со своими кредиторами относительно изменения сроков погашения задолженности и продления сроков предстоящих выплат на более длительный период, чем это первоначально было согласовано. Изменение сроков погашения займов является сравнительно более простой задачей в тех случаях, когда долговой кризис связан с так называемым "накапливанием" долга. Основная причина этой проблемы заключатся в структуре задолженности, при которой очень большое число выплат должно быть совершено в течение сравнительно короткого периода времени. Гораздо более трудными являются те случаи, когда помимо чрезмерного заимствования и "накапливания" долга присутствует кризис в области платежного баланса, возникший вследствие валютной и финансовой политики, инфляции, завышения обменного курса, стагнации экспорта или чрезмерного роста импорта. В таких случаях изменение сроков выплаты долга принесет краткосрочное улучшение, однако до тех пор, пока не будут устранены основополагающие причины, решение проблемы задолженности будет лишь отсрочено. Несомненно, ситуацию серьезно ухудшает то, что многие страны, играющие важную роль на нефтяном рынке, являются крупными должниками. Поэтому для Венесуэлы, Мексики, Нигерии и России размеры валютной выручки, которая в первую очередь обеспечивается экспортом нефти, критическим образом влияют на их способность обслуживать свои внешние долги.
Переговоры между страной-дебитором и ее официальными кредиторами обычно проходят в Париже и их называют переговорами в рамках "Парижского клуба". Обычно самые "легкие" условия устанавливаются для займов, срок погашения которых истекает в текущем периоде, и при этом приблизительно 85 % всех причитающихся выплат переносятся на 7-9 лет, включая 3-4-летний льготный период.
За последнее десятилетие только четыре азиатские страны - Индия, Пакистан, Турция и Филиппины вступали в переговоры с западными кредиторами об отсрочке или облегчении условий погашения внешней задолженности, в том числе Турция - 5 раз, Индия - 3 раза, Филиппины - дважды. Причем, если Индия и Пакистан реорганизовывали свои внешние обязательства официальным кредиторам на суммы, не превышавшие нескольких сот миллионов долларов, то Турция и Филиппины - как официальным, так и частным - в размерах до нескольких миллиардов долларов.
Казахстан уже в 1995 году провел списание внешнего долга перед Россией в сумме 1,5 млрд. долл. США согласно Протоколу об урегулированию взаимных финансовых претензий между РК и Россией от 20.01.95 г. В настоящее время по некоторым иностранным кредитам проводится реорганизация и реструктуризация с изменением условий предоставления.
Проблема обслуживания внешних долгов в Казахстане является среднесрочной в том плане; что на данном этапе наиболее высокими годами по его обслуживанию являются 1998-2000 гг., затем последует значительный спад в погашении уже существующего долга.
Учитывая особенность нашего государства, его географическое, геополитическое положение и огромные природные ресурсы для развития экономических процессов необходимы новые финансовые инструменты. В качестве финансовых инструментов предполагаются операции, связанные с долговыми обязательствами, валютный "своп" и секьюритизация. В то же время наиболее распространенными считаются операции типа "своп ".Своп - сделка между двумя сторонами, при которой одна сторона получает фиксированную цену на физический товар будущем периоде, другая сторона обязуется выплатить контрагенту разницу между фактической средней ценой за товар за оговоренный период и фиксированной ценой в случае снижения цен. В случае роста цен этот контрагент получит разницу от первого контрагента.
Под секьюритизацией банковских кредитов понимается операция, в процессе которой банк "продает" полностью или частично выданный кредит, списывая его со своего баланса до истечения срока его погашения, и передает право получения основного долга и процентов по нему новому кредитору, причем не обязательно банку. В России общий размер внешнего долга составляет (менее 1/3 ВВП), и его структура (основная часть долгов реструктурирована на 25 лет) позволяет построить долгосрочную стратегию выплат за счет привлечения новых кредитов. Обеспечением этих новых кредитов станут новые экспортные поставки в Европу и Азию газа, нефтепродуктов, продукции металлургии.
Эта схема перекредитования внешнего долга предполагает прямой государственный контроль за Газпромом и частью нефтедобывающих компаний, то есть частичную ренационализацию топливно-экономического комплекса и/или восстановление системы экспортных квот и поставок на государственные нужды. В этом случае получение кредитов под гарантии поставок (по схеме нынешнего Газпрома, ЛУКойла, ЮКОСа и др.) представляется делом техническим, а их размер достаточным для покрытия текущих платежей по внешнему долгу.
Заключение
В ходе дипломной работы мною сделаны определенные выводы и сформулированы ряд предложений.
Конечно, весь мир живет в долг, но занятые деньги можно тратить по-разному. Каждый из нас кроме своих личных долгов несет бремя государственного долга. Хотя Казахстан относится к странам с умеренной задолженностью, правительство должно вести жесткий контроль за привлеченные иностранные заимствования. Из-за повышенной активности банковского сектора и частных предприятий сумма внешнего долга с каждым годом увеличивается, и поэтому государство несет большие риски, которые могут привести к долговому кризису. Также правительство несет расходы по его обслуживанию и рефинансирования долга. При управлении долгом следует принимать во внимание, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на оздоровление самой экономики.
Прослеживая динамику
относительных показателей
Для Казахстана наиболее предпочтительными является привлечение связанных кредитов международных организаций, т.е. предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут, использованы только по целевому назначению. При этом приоритетом должны пользоваться инвестиционные высокоэффективные проекты в области экологии, развития инфраструктуры, проекты, обеспечивающие развитие экспортного потенциала не сырьевых отраслей, а также регионов страны. При этом критерием использования средств финансовых организаций должно стать обеспечение эффективности используемых средств.
Для получения более достоверных оценок влияния государственного долга на величину национального производства необходимо учитывать еще один принципиальный момент. Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые в виде государственных заимствований, вносят определенный вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы в сфере образования и здравоохранения способствуют развитию человеческого капитала. Негативное влияние государственного долга на объем национального производства в той или иной степени уравновешиваются социально-экономическими преимуществами, полученными результате эффективного размещения государственных средств.
Если учитывать
только государственный и
В жизни в долге нет ничего плохого, если занятые деньги не проедать, а использовать на дальнейшее развитие, делать деньги на деньгах, чтобы было, чем расплачиваться с долгами. Страны-должники, как правило, сталкиваются с одним и теми же проблемами - трудностями расчета своих внешних обязательств, оценки своего положения и примерной динамики цен внешнего рынка на много лет вперед. А ценовые колебания увеличивают (при правильном управлении - сокращают) проблемы обслуживания внешнего долга. Так, в 1986-1988 годы основная причина роста внешнего долга Советского Союза была результатом не новых заимствований, а изменения курса доллара по отношению к другим валютам. Поэтому необходимо изучение процесса привлечения иностранного капитала и роли государственного регулирования в создании благоприятных условий для его притока, а также того отрицательного воздействия, которое могут оказывать внешние займы и иностранные инвестиции на экономику страны.
Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.
В Республики Казахстан эта сфера государственных отношений достаточно четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие выстроить четкую систему управления государственным долгом.
Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана