Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

В ВВП на них приходится свыше 60%, на материальное производство - 37% и примерно 2,5% - на продукцию сельского хозяйства. Еще более значительна роль сферы услуг в занятости: в первой половине 90-х годов здесь занято более 73% самодеятельного населения.

На современном  этапе США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, который является сейчас решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых. По-прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Но США все еще существенно опережают страны Европы и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества.

Корпорации  США прочно удерживают первенство в  мире по таким направлениям НТП, как  производство самолетов и космических  аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производство полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средств связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.

Сегодня США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких технологий, или как ее принято называть - наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36%, Японии - 29%, ФРГ - 9,4%, ЕС в составе 12 стран - 29%.

Прочные позиции  удерживают США и в обработке  накопленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. В настоящее  время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в  Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.

Необычайно  важно, что основу научно-технического потенциала США составляют кадры  высококвалифицированных ученых и  инженеров, занятых проведением  научных исследований и разработок. Мощный научно-технический потенциал  страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.

Продолжающееся  лидерство США в современных  мирохозяйственных связях стало закономерным результатом их предыдущего развития и представляет очередную ступень в процессе интеграции США в мировое хозяйство. США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения лидерства и партнерства в области мировой торговли, инвестиций и финансов, которые складываются между США, Западной Европой, Японией и догоняющими их новыми индустриальными странами, обнаруживают определенную закономерность. Вначале было абсолютное преобладание США, а затем, по мере усиления экономики других участников, эти отношения переходили в конкурентное партнерство, в котором США вынуждены частично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая при этом функцию лидера на более высокий уровень.

США последовательно  преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и  портфельных заграничных инвестициях. Ныне это преобладание реализуется  главным образом в масштабах  экономического потенциала и динамизме  его развития, научно-техническом прогрессе, заграничных инвестициях и влиянии на мировой финансовый рынок.

На современном  этапе Соединенные Штаты Америки  являются крупнейшим мировым инвестором. Они же представляют собой основной объект для иностранных капиталовложений. Наиболее значительные инвестиции в США сделала Великобритания (12 млрд. долларов). Всего же в США поступило из-за рубежа в качестве прямых вложений свыше 560 млрд. долларов. Американские фирмы по-прежнему остаются самыми крупными в мире инвесторами, общая сумма их прямых капитальных вложений за рубежом превышает 1/4 всех мировых инвестиций и составляет примерно 706 млрд. долларов США.

Согласно подсчетам  специалистов, даже небольшой рост производительности со временем дает большое увеличение национального  дохода. Так, если США увеличивают свою производительность всего от 0,5 до 1,5%, то этого уже достаточно, чтобы получить 300 млрд. долларов за 10 лет. Если сохранится текущий темп (2,0%), национальная производительность повысится еще почти на 10% в следующем десятилетии. Это важно, поскольку ныне в США производительность обрабатывающей промышленности самая высокая в мире.

В Японии практически  вся промышленность является наукоёмкой. Ведь не зря Япония в техническом  прогрессе опережает на много  лет даже многие развитые европейские страны.

Важной причиной устойчивых темпов экономического роста  Японии выступает своевременная  структурная перестройка экономики.

Экономика Японии очень сильно зависит от внешней  торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6% импорта и 8% мирового экспорта. Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте - топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.).

Япония торгует  со всем миром. Характерными чертами  экономики являются приоритетность наукоемких производств, внешнеэкономическая  экспансия. Наибольший объем внешнеторговых операций страны приходится на США (более 26% товарооборота). Другие торговые партнеры: страны Юго-Восточной Азии (28%), ЕС (около 14%), КНР (более 6%) - свыше 50 млрд. долларов.

В 2006 году на долю японских АЭС приходилось около 30% от общей выработки электроэнергии. 60% ядерного топлива страна получает из Австралии и Канады. Общий объём потребляемого в Японии урана составляет 8,7 тыс. тонн.

В 2004 рост ВВП  составил 1,9%. В 2005 ВВП возрос на 1,3% и  составил 4,96 трлн. долларов (38,9 тыс. долл. на душу населения). В 2006 наблюдалось некоторое ускорение роста экономики.

Однако в 2008 году ВВП Японии сократился на 0,5 процента, а в годовом исчислении - на 1,8 процента.

Динамика объема ВВП Японии. Иллюстрация с сайта indexmundi.com

Экономика Японии, вторая в мире по величине, вступила в стадию рецессии впервые с 2001 года. В течение двух кварталов подряд японский ВВП падал, что является признаком технической рецессии.

Новые данные свидетельствуют, что экономика страны сжимается  быстрее, чем предполагалось, а рецессия окажется гораздо серьезнее и выйти из нее будет сложнее. Основной причиной пересмотра ВВП Японии за третий квартал стало сокращение инвеcтпрограмм японских компаний на 2 процента, вместо ранее сообщавшегося снижения на 1,7 процента. Кроме того, Япония сильно зависит от своего экспорта, который также сокращается.

Данные по динамике ВВП страны в четвертом квартале пока неизвестны, однако аналитики  прогнозируют, что рецессия в Японии продлится до середины 2009 года.

Летом японский Центробанк снизил прогноз по росту ВВП на 2008 год до 1,2 процента. С 2002 года экономика Японии росла на два процента ежегодно.

В ноябре стало  известно, что ВВП 28 самых развитых стран мира, входящих в Организацию  экономического сотрудничества и развития, сократился в третьем квартале 2008 года на 0,1 процента по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Это произошло впервые с 2001 года.

Экономический спад во многих странах мира в первую очередь объясняется мировым  финансовым кризисом.

Из всего  вышеизложенного можно сделать вывод о том, что успехи развитых стран в социально-экономическом развитии во многом связаны с либерализацией их внешнеэкономической деятельности, с созданием открытой экономики.

Доминирующая  роль развитых стран прослеживается на всех важнейших направлениях внешнеэкономической деятельности.

Анализ позиций  экономически развитых стран на мировых  рынках показывает, что интернационализация  их хозяйств возросла. Их позиции на рынках современных товаров и  услуг во многих секторах остаются доминирующими. Улучшились условия торговли: соотношение экспортных и импортных цен в, основном складывается в пользу промышленно развитых стран. Условия торговли представляют собой соотношения между индексами экспортных и импортных цен, рассчитанных к единому базисному году. Считается, что условия торговли улучшаются, если соотношения увеличиваются, т.е. экспортные цены относительно импортных повышаются, даже если и те и другие снижаются.

 

 

2.3 Методологические принципы и характеристика сущности валового внешнего долга в настоящее время (в экономике Республики Казахстан)

 

На наш взгляд, применительно к казахстанской  экономике существуют следующие  пути и методы оптимизации внешних  заимствований:

  1. Необходимость концентрации управления внешним долгом в едином исполнительном и координирующем органе. Для эффективного управления внешним долгом в оперативном режиме и координации усилий других государственных органов в этой области целесообразно создание единого исполнительного органа – Долгового агентства.

Создание Долгового  агентства будет способствовать:

- преодолению  несогласованности действий и  целей ведомств, реализующих внешнедолговую  политику Казахстана;

- Централизации учета долговых обязательств, который в значительной мере разобщен, созданию единой базы данных государственных, квазигосударственных, банковских, частных внешних заимствований страны;

- усилению финансового  контроля и комплексной методики  его проведения, как в период  использования, так и в период  погашения внешних заимствований;

- определению  структуры портфеля заимствований с минимальными характеристиками финансовых рисков и фондирования на базе мониторинга существующих внешних заимствований различных секторов экономики и прогнозных данных;

- планированию, анализу, прогнозу, мониторингу,  оценке валового внешнего долга по секторам экономики;

- выработке  рекомендаций по выпуску долговых  обязательств, выбору инструментов, альтернативных источников финансовых средств для компаний и банков;

- рациональному подходу к внешним заимствованиям в интересах государства, вплоть до одобрения заимствований по согласованию с НБ РК на основе текущих и прогнозных макроэкономических показателей, вплоть до использования метода прямых указаний представителям государства и независимым директорам о регулировании внешних заимствований.

2. Учитывая риски в сфере внешних заимствований, возросшие в условиях глобализации экономики и мирового финансово-экономического кризиса, целесообразно сконцентрировать внимание на совершенствование риск - менеджмента, в том числе антикризисного. Поскольку риски в сфере внешних заимствований увеличивают расходы на их обслуживание и погашение, то требуется методологическая разработка  проблем управления этими рисками.

3. Рассмотреть  возможность государственного страхования  заемщиков в форме контракта при реализации инновационных проектов с привлечением внешних заимствований, что позволит поддержать реализацию проекта на начальной стадии развития. На более поздних стадиях реализации проекта контракт может быть перепродан частному инвестору, в том числе и зарубежному. Таким образом, можно реализовать механизм государственно-частного партнерства, при котором государство создает условия для реализации приоритетных проектов, а частный бизнес получает ресурсы для развития на приемлемых условиях.

4. Необходимо  расширить горизонт прогнозирования внешнего долга. Современный кризис свидетельствует о необходимости более тщательного планирования внешних заимствований. Главным критерием этого прогнозирования должна стать целевая мотивация внешних заимствований, направленная на модернизацию экономики и ее эффективность. В противном случае от них лучше отказаться, либо лимитировать. Такой подход считаем боле рациональным и реальным в отличие от односторонней позиции сторонников и противников увеличения внешних заимствований.

5. Целесообразен пересмотр либо корректировка политики внешних заимствований страны. Очевидна необходимость разумной, консервативной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом, проведение которой способствовало бы осуществлению сбалансированной долговой политики, осуществлению выплат по долгу без существенных нагрузок на имеющие ресурсы и уходу от зависимости экономики государства от внешних заимствований. Поскольку внешние заимствования играют двоякую роль, необходима четкая целевая установка долговой политики, направленной на стимулирование использования заемных средств, на реализацию главной задачи – индустриально-инновационного развития страны.

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана