Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Особое внимание необходимо уделять проблеме обслуживания внешнего долга, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется повышенное внимание. Внешний долг оказывает огромное влияние на экономику страны. Практически все государства мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Работа состоит из  1 файл

ВВД1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

 

 

    1. Экономическое содержание, классификация внешнего долга в экономических системах

 

Государственный долг образуется в результате осуществления  государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РК, договоров поручителей РК переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РК; соглашения и договора РК о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг. Увеличение долга  происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящих  условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что  государство может и должно брать  в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике Казахстана.

Внешний долг – финансовые обязательства государства (внешние займы и неуплаченные за них проценты иностранным кредиторам на определенную дату). Внешний долг определяет государственную задолженность международным валютно-финансовым организациям, официальным правительственным институтам (центральным банкам и правительствам), частным банкам, подлежащую уплате в установленные сроки.

Признаками классификации внешнего долга являются:

- виды кредитов (банковские, коммерческие, финансовые);

- условия кредитования (на рыночных условиях, льготные);

- сроки уплаты (краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – до 5 лет, долгосрочный – свыше 5 лет);

- источники финансирования (государственные, частные, международные институты).

Внешний долг выплачивается  в иностранной, преимущественно  свободно конвертируемой валюте или  товарами и услугами. Внешний долг государства, срок уплаты которого не наступает в текущем или в ближайшем бюджетном году, причисляют к капитальному внешнему долгу. Он отличается от текущего внешнего долга, срок погашения которого истекает в ближайшее время.

 

 

1.2 Понятие, формирование  и структура внутреннего и  внешнего долга

 

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга трактуется в экономической литературе по-разному. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

Государственный долг включает в себя внутренний и  внешний государственный долг.

Внутренний  государственный долг - составная  часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства  Республики Казахстан, Национального  Банка Республики Казахстан и  местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный  долг - составная часть государственного долга по внешним государственным  займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан  и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный  долг, складывается из задолженности  данного государства международным  и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и  др. Текущий внешний государственный долг - тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный - тот, по которому срок платежа еще не наступил.

Механизм государственного кредита, будучи частью финансовой системы  страны, представляет собой процесс, обеспечивающий рациональное распределение и аккумуляцию денежных средств и ресурсов с целью устранения противоречий, связанных с расходами и средствами, необходимыми для их финансирования. Кредитный механизм обеспечивает движение свободных средств как внутри страны, так и взаимоотношение с иностранными гражданами по поводу предоставления или получения кредитов.

В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства  государства, в том числе процентные платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По сути, государственная задолженность является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества.

Практика государственных  заимствований нуждается в серьезном  обосновании. Государственные займы  являются, с одной стороны, крайне выгодным способом привлечения значительного объема ресурсов без существенных затрат в текущем периоде. С другой стороны, подобный способ финансирования неудобен с точки зрения возникновения новых обязательств и, соответственно, обязательного отчисления доходов на их погашение в будущем.

В действительности можно предложить три группы аргументов в пользу осуществления государственных  заимствований: политические, финансовые и экономические.

Политический  аргумент.

Выпуск займов может представлять один из способов выражения доверия граждан правительству или веры в перспективы развития страны.

Момент, когда  граждане дают в долг государству, является подтверждением их солидарности с ним. В период после политических потрясений займы могут являться способом «привязки» граждан к новому режиму.

Однако политическая аргументация не является единственной: наряду с политическим обоснованием, определяющую роль часто играют финансовые факторы.

Финансовый  аргумент.

Главным обоснованием с финансовой точки зрения является необходимость погашения расходов. Этот аргумент является определяющим даже с учетом обязательств, которые возникают в этой связи в будущем.

Налоговая нагрузка имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов ввиду того, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической активности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, в особенности, если речь идет о прямом налогообложении. Корме того, существенное налоговое бремя стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно сокращает налоговые поступления.

Однако не все  виды государственных расходов можно  сократить (например, военные расходы, природная, экономическая или социальная катастрофа), что служит достаточным обоснованием практики государственных заимствований.

Тем не менее, не только кризисные ситуации могут  служить веской причиной использования  займов. В частности, подобный способ финансирования расходов применяется в случае постоянного увеличения бюджетной нагрузки, которое не сдерживается только лишь за счет увеличения определенных статей доходов государства.

Вместе с  тем, помимо финансовых причин, применения практики государственного заимствования, существуют также экономические факторы, выступающие в пользу подобного рода финансирования.

Экономический аргумент.

Экономическое обоснование практики государственных  займов является двойственным, поскольку  их выпуск может оказывать влияние  как на экономические структуры, так и на конъюнктурные параметры.

Классическая  теория государственного займа, разработанная  в XIX веке, находилась под влиянием доктрины экономического либерализма, в соответствии с которой займы рассматривались  как зло и использовались для финансирования заведомо непроизводительных видов деятельности. Финансирование посредством государственных заимствований считалось в полной мере обоснованным в одном единственном случае, когда речь шла об инвестировании. Если государство проводило экономические интервенции, выходя, таким образом, за рамки своей обычной деятельности, его расходы должны были покрываться из источников, отличных от доходов от налогообложения. Иными словами, любой «исключительной» статье расходов должна была соответствовать также «исключительная» статья доходов. В этом случае, в соответствии с положениями экономического либерализма, заем заменял налог.

Государственные займы позволяли привлекать долгосрочные сбережения, накопленные частными лицами. Таким образом, возникал особый источник финансирования государственных инвестиций. Однако подобная практика использования государственных займов была редкой ввиду конкуренции между государством и частными инвесторами.

Выпуск займа  должен осуществляться при наиболее благоприятных условиях на финансовом рынке, поскольку обязательства по погашению займа несут будущие поколения. Таким образом, государство выступало в качестве частного предпринимателя, который стремился финансировать свои инвестиционные проекты с минимальными затратами при жестких ограничениях, накладываемых рынком капиталов.

Современная точка зрения: заем как инструмент государственного вмешательства в экономику.

В рамках данной концепции государство не может  больше рассматриваться в качестве обычного экономического агента; напротив, оно играет привилегированную роль руководства экономикой, что коренным образом меняет взгляд на государственный заем. В этом случае он становится инструментом воздействия на ключевые параметры экономического развития. Таким образом, современная теория государственных заимствований отвергает позиции доктрин экономического либерализма.

В широком смысле считается, что заем используется государством в качестве способа установления ряда основных экономических равновесий. С одной стороны, дисбаланс между денежными потоками и потоками реальных экономических благ может быть устранен путем изъятия из обращения определенного объема денежных средств. С другой стороны, государственный заем представляет собой наиболее эффективный способ вложения накопленных сбережений. Так государственные заимствования становятся инструментом экономической политики.

В этой связи  они получили широкое распространение  в современной экономике, оставаясь, безусловно, способом финансирования государственных инвестиций. Новой стала практика использования займа в качестве инструмента антиинфляционной политики, позволяющего сократить предполагаемые расходы на потребление и впоследствии сдержать инфляционный скачок цен. В отличие от налогообложения, государственные займы являются предпочтительными, в том числе, с психологической точки зрения ввиду своего добровольного (а не принудительного - как в случае налоговых платежей) характера.

Например, в Законе Республике Казахстан «О государственном и  гарантированном государством заимствовании и долге» от 02 августа 1999 года дается следующее понятие: «государственный долг – это сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов». А в соответствии с принципами национального счетоводства и рекомендациями ЕС в понятие «государственная задолженность» включаются долги центральной государственной администрации и различных ее органов, местных органов власти и различных местных административных структур и системы социального обеспечения. Таким образом, сами понятия, даваемые нормативными правовыми актами различных стран вносят или выносят из структуры государственного долга отдельные элементы. Как видно из определения, данного в казахстанском законе, к государственному долгу относятся долги Национального Банка Республики Казахстан, а в рекомендациях ЕС отдельно выделяются системы социального обеспечения, что свидетельствует о том, что понятие структуры государственного долга начинается с его официального определения. Ведь когда мы говорим о долге, мы всегда говорим о конкретном долге конкретного лица, в данном случае государства. В связи с чем, для полноценного понимания термина «государственный долг» его нельзя рассматривать в отрыве от официального определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается.

Информация о работе Современные проблемы и перспективы валового внешнего долга Казахстана