Развитие национальной
экономики невозможно без иностранных
кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий
в экспортные и импортозамещающие отрасли,
в аграрный сектор и производство потребительских
товаров.
Но вместе с тем, государству
никогда не следует забывать о
том, что привлечение иностранного
капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода
в части высокоэффективного их использования,
должной отдачи заемных средств. Увеличение
значительно внешнего долга может привести
к долговременным отрицательным экономическим
последствиям, связанным с изменением
курса национальной валюты, соотношения
экспорта и импорта, затруднениями в развитии
отечественной экономики.
Проблема бюджетного
дефицита и вытекающая из нее проблема
государственного долга чрезвычайно
важны для сегодняшнего Казахстана.
Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?
В настоящее время
сложилось две основные теории по
преодолению бюджетного кризиса
и кризиса государственной задолженности.
Первая из них основывается на нехватке
в экономике наличных денежных средств.
Она была высказана недавно известным экономистом
Николаем Шмелевым, автором нашумевшей
в свое время статьи «Авансы и долги» десятилетней
давности. В интервью, озаглавленном «Опять
авансы, опять долги» в качестве действенного
метода преодоления кризиса называется
эмиссия, печать новых денег. На вопрос
о том, где взять не хватающие средства,
Шмелев отвечает так: «Поменять всю налоговую
систему - нужны годы. А их нет…. Все деньги
с внутреннего рынка государство уже высосало.
А с внешнего рынка много не соберешь.
Остается неестественный метод: напечатать
деньги…. Да, это немного инфляция, но
это замкнутый круг, из которого иначе
не выбраться…. При том искусственно созданном
денежном голоде, в котором живет страна,
какие-то точечные контролируемые инъекции
достаточно безопасны. Другого способа
я не вижу»
Такой подход аргументируется
недостатком в Казахстанской
экономики наличных денег. По словам
Шмелева, «в экономике должно быть наличных
и безналичных денег примерно
80 % стоимости ВВП.
Другая же точка зрения,
напрочь отрицает возможность эмиссии как средства
преодоления бюджетного дефицита. «Работа
печатного станка, приводящая к эмиссии,
не обусловленной потребностями товарооборота,
должна расцениваться как мера, грубо
нарушающая законы денежного обращения,
а потому недопустимая. Дефицит может
покрываться только на заемной основе
путем размещения на финансовом рынке
государственных ценных бумаг».
Политика устранения
бюджетного дефицита не должна быть направлена
наскорейшее уравнивание доходов
и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных
мер в самых разных областях государственной
экономической политики. Это и стимулирование
бюджетных поступлений, и сокращение государственных
расходов (в разумных, конечно, пределах
и не за счет наиболее социально и экономически
значимых статей).
Это, несомненно, и привлечение
в страну иностранного капитала.
Подводя итоги
дипломной работы можно сказать,
что долг присущ каждой стране и
у каждой страны есть свои на то причины,
потому что государство, как и
люди, стремится достичь благосостояния, развиваться
в ногу с современным миром, изучить все
новое и т.д. Если человек берет кредит
для покупки нового компьютера, то государство
берет заимствование для того, чтобы достичь
технического развития и образования,
чтоб компьютеры были доступны всем. Кредит
это временное явление, так и внешний долг
тоже.
Список использованной литературы
- Мельников В. Д. - Основы финансов: Учебник. - Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. - 560с.
- Баймуратов У.Б. –Деньги, кредит, банки: Учебник/ под общ. ред. академика Г. С. Сейткасимова. – Алматы: Каржы- Каражат, Раритет, 2006.- 416с.
- Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. - Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика, 1996-448с.
- Национальный Банк Республики Казахстан.
- Воронцов Г. Рынок долгов - Рынок ценных бумаг. №18, 2005. - с. 20-23.
- Лаврушин О. А., Кроливецкая Л. П. – Банковское дело. – Москва: Финансы и статистика, 1999.
- Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива. – Москва: Финансы и статистика, 1996.
- Гнедовнц Д. Кредитные попечители - Профиль. №11, 2006. - с.78-82.
- Банковское дело, Москва, 1992.
- С. Т. Миржакыпова - Бухгалтерский учет в банках. – Алматы, 2006.
- Мельников В.Д., Ильясов К.К. – Финансы: учебник для ВУЗов. – Алматы, 2001.
- Носкова И. Я. – Международные валютно-кредитные отношения. – Москва: ЮНИТИ «Банки и биржи», 1995.
- Платонова И. Н. – Валютный рынок и валютное регулирование. – Москва: Бек, 1996.
- Зиядуллаев Н. - СНГ в глобальной экономике: стратегия развития. Мировая экономика и международные отношения. №4, 2005. - с.29-34.
- Закон «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» № 464-I от 02.08.1999 года (с изменениями, внесенными Законами РК от 06.11.01г. № 252-II; от 02.07.03 г. № 443-II; от 09.07.03 г. № 482-II; от 10.07.03 г. № 483-II);
- Закон «О бюджетной системе» № 357-1 от 01.04.1999 года (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. № 440-1; от 26.07.99 г. № 463-1; от 04.11.99 г. № 472-1; от 22.11.99 г. № 485-1; от 29.11.99 г. № 487-1; от 15.12.00 г. № 123-II; от 15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182- II; от 06.12.01 г. № 261- II; от 31.10.02 г. № 351- II; от 20.06.03 г. № 441- II; от 29.12.03 г. № 512- II);
- Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года N 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год»
- Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2002 года N 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год» (с изменениями, внесенными Законом РК от 12.06.03 г. N 438-II)
- Закон Республики Казахстан 22 декабря 2000 г. N 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 24.04.2001 г. N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II)
- Закон Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года N 473-1 «О республиканском бюджете на 2000 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 08.11.2000 г. N 95-II)
- Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1998 года N 318-1 «О Республиканском бюджете на 1999 год (внесены изменения и дополнения Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1)
- Закон Республики Казахстан от 06.12.2001 года № 264-II «О членстве Республики Казахстан в Международном Валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития»;
- Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (внесены изменения и дополнения в соответствии с Указами Президента РК, имеющими силу закона, от 20.07.95 N 2370; от 02.08.95 N 2396; от 5.12.95 г. N 2672; от 27.01.96 г. N 2830; Законами РК от 03.07.96 N 18-1; от 07.12.96 N 50-1; от 11.07.97 г. N 154-1; от 08.12.97 г. N 200-1; от 29.06.98 г. N 236-1; от 16.07.99 г. N 436-1; от 29.03.00 г. N 42-II; от 18.12.00 г. N 128-II; от 02.03.01 г. N 162-II; от 03.05.01 г. N 182-II; от 09.07.03 г. N 482-II; от 10.07.03 г. N 483-II)
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 23.01.2002 года № 88 «Об утверждении Правил погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии»;
- Решение IV сессии Алматинского городского маслихата третьего созыва от 24 декабря 2003 года N 13 О бюджете города Алматы на 2004 год;
- Решение Маслихата города Астаны от 19 декабря 2002 года N 201/39-II О бюджете города Астаны на 2003 год
- Указ президента РК от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке РК» с учетом изменений и дополнений.
- Указ президента РК, имеющий силу Закона «О Банках и банковской деятельности в РК» от 31 августа 1995 года с учетом изменений и дополнений.
- Закон РК от 4 июля 2003 года № 474 «О государственной регистрации и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
- Инструкция о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня. Постановление АФН РК от 30 сентября 2005 года № 358.
- Инструкция об организации экспортно-импортного контроля в РК № 201 от 23 декабря 1998 года.
- Правила ведения документации по кредитованию БВУ № 327 от 31 декабря 2000 года, с изменениями и дополнениями от 25.09.04 г. № 269.
- Типовой план счетов банков второго уровня РК / Письмо Нацбанка, 2006 год.
- Правило краткосрочного кредитования экономики РК, утвержденная Правлением Нацбанка РК от 11 февраля 1994 года.
- Аргументы и факты, 2002. №14. с.3.
- Официальный сайт Министерства Финансов РК: www.minfin.kz.
- Официальный сайт статистики Казахстана: www.stst.kz.