Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:00, контрольная работа
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
ВВЕДЕНИЕ.
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Спецификой внебюджетных фондов является четкое. В настоящее время в связи с принятием закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Цель
данной работы – отразить сущность
государственных внебюджетных фондов
России.
1
СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:
В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась определенная система осуществления государственных расходов. Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.
Пенсионный
фонд РФ (ПФ РФ) был создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ
и является самостоятельным финансово-
Фонд
социального страхования (ФСС) был
создан в целях обеспечения
Фонд
обязательного медицинского страхования
(ФОМС) предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования созданы
Федеральный и территориальный
фонды обязательного
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный
фонд, фонды обязательного
Область
перераспределения бюджетных
Но
условий для экономической
Страховая
природа средств внебюджетных социальных
фондов является решающей причиной выделения
их из бюджета и принципиальным отличием
от целевых бюджетных фондов.
2 ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
2.1
Пенсионный Фонд Российской
Федерации
Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В
структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений
в Федеральных округах
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, вт.ч.:
Пенсионный
фонд Российской Федерации образован
22 декабря 1990 года постановлением Верховного
Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР» для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения России. Его
создание позволило внедрить принципиально
новый процесс финансирования и выплаты
пенсий и пособий. Средства были выведены
в самостоятельный бюджетный механизм
и стали формироваться за счёт поступления
обязательных страховых взносов. Положением
о Пенсионном фонде России, утверждённом
27 декабря 1991 года, был определён целевой
характер денежных средств Пенсионного
фонда, и закреплен запрет на их изъятие
из бюджета ПФР на другие цели.
Изначально основной функцией Пенсионного
фонда России был сбор страховых взносов
на финансирование выплаты пенсий по старости,
инвалидности и по случаю потери кормильца.
Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны
был начат эксперимент по созданию единых
пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих
одновременно назначение и выплату государственных
пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса
стал Указ Президента РФ от 27 сентября
2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию
управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации».
Он рекомендовал органам региональной
власти заключить с Пенсионным фондом
РФ соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате пенсий, находящихся на тот момент
у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу федеральный закон
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного пенсионного
страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с
этим законом, основное значение для увеличения
размера пенсии приобретал не общий трудовой
стаж, а учтённый страховой стаж и размеры
платежей, которые осуществлял в интересах
работника его работодатель. В системе
Пенсионного фонда был создан Информационный
центр персонифицированного учёта для
обеспечения оперативного взаимодействия
со всеми территориальными отделениями
ПФР и для ведения базы данных персонифицированного
учёта. В дальнейшем система страховых
взносов была закреплена Федеральным
законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации», в соответствии с которым
определен новый статус ПФР, как страховщика
и государственного учреждения, а также
урегулирован порядок уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов правоотношений
по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»
еще больше расширил функции ПФР и внес
изменения в порядок возникновения и реализации
прав граждан на трудовые пенсии. Так,
в частности, размер трудовой пенсии теперь
состоит из трех частей: базовой, страховой
и накопительной. При этом базовая часть
финансируется за счет средств федерального
бюджета, страховая часть - за счет сумм
страховых взносов, уплачиваемых страхователем
за застрахованных лиц на финансирование
страховой части трудовой пенсии, накопительная
– за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых
страхователями за застрахованных лиц
на накопительную часть трудовой пенсии
и дохода от их инвестирования. Инвестирование
средств пенсионных накоплений осуществляет
Пенсионный фонд через управляющие компании,
выбранные гражданами, или негосударственные
пенсионные фонды.
Дополнительно к основной деятельности,
с 2000 года Пенсионным фондом финансируются
социальные программы в регионах РФ. В
2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд.
рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены
функции по начислению гражданам ежемесячных
денежных выплат и реализации их прав
на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
С этой целью ПФР создан и поддерживается
в актуальном состоянии единый регистр
федеральных льготников, производятся
регулярные выплаты получателям социальных
льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная
задача – выдача сертификатов на материнский
(семейный) капитал. Изначально предполагалось,
что первые деньги на реализацию сертификата
на МСК будут направлены не ранее 2010 года,
поскольку соответствующий закон не предусматривает
возможность распоряжения средствами
МСК до достижения ребенком трехлетнего
возраста. Однако в конце декабря 2008 года
в связи с неблагоприятной экономической
ситуацией в мире и в России, Правительство
РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года
направлять средства материнского (семейного)
капитала на погашение жилищных кредитов,
не дожидаясь, пока ребенку исполнится
три года. В кратчайшие сроки органами
ПФР была проведена вся необходимая организационная
работа и практически сразу после новогодних
праздников были приняты первые заявления
от граждан на распоряжение средствами
материнского (семейного)капитала.
В связи с принятием летом 2009 года ряда
законодательных актов, которые с 1 января
2010 года в значительной степени изменили
российскую пенсионную систему, сфера
деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел
валоризацию пенсий. Валоризация – это
переоценка расчетного пенсионного капитала,
которая направлена в первую очередь на
тех, кто имеет большой «советский» трудовой
стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж
в период до 2002 года, получили 10% прибавки
к объему пенсионных прав, которые сформировались
у них до начала пенсионной реформы 2002
года. Также дополнительно за каждый год
советского трудового стажа до 1991 года
к расчетному пенсионному капиталу добавилось
по 1%.
Если после валоризации размер пенсии
в сумме с другими причитающимися пенсионеру
выплатами оказался ниже прожиточного
минимума пенсионера в его субъекте РФ,
то такому пенсионеру установлена соответствующая
социальная доплата. Если пенсионер живет
в регионе, где прожиточный минимум пенсионера
ниже федерального, то ему установлена
федеральная соцдоплата к пенсии, которая
выплачивается Пенсионным фондом Российской
Федерации. Если пенсионер живет в субъекте
Федерации, где прожиточный минимум выше
федерального, то ему установлена региональная
соцдоплата.