Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс на муниципальном уровне.docx

— 337.86 Кб (Скачать документ)

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Финансирование  расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Далее в дипломной работе мы рассмотрим экономическую характеристику бюджетного процесса на муниципальном уровне, а также выделим его особенности.

1.2 Экономическая характеристика  бюджетного процесса на муниципальном  уровне в Российской Федерации

 

 

Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) – форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

Бюджетным процессом на уровне местного самоуправления называется деятельность по составлению  и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению и исполнению, а также по контролю над исполнением  и утверждением отчета о его исполнении. Строится бюджетный процесс в  соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 9), а также на основании  нормативных актов, принимаемых  самими органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 11) такие нормативные акты вправе принимать только представительные органы местного самоуправления («Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном  процессе в данном муниципальном  образовании в соответствии с  общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации»).

Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также  иные органы местного самоуправления. Что касается иных органов местного самоуправления, как то: местная  администрация (орган общей компетенции), финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная  налоговая инспекция. Однако наличие  таких органов реально только для крупных муниципальных образований  на уровне района или города субъекта Российской Федерации.

Бюджетный процесс имеет четыре основных стадий бюджетной деятельности:

1) составление  проектов бюджетов;

2) рассмотрение  и утверждение бюджетов;

3) исполнение  бюджетов;

4) составление,  внешняя проверка, рассмотрение  и утверждение бюджетной отчетности.

Кратко рассмотрим каждую из стадий.

Организация работы и составление  проекта бюджета. Решение о начале работы принимает глава администрации  местного самоуправления за шесть месяцев  до следующего финансового года. Соответствующим  постановлением утверждается план организационных  мероприятий по разработке проекта  бюджета, устанавливаются сроки  и конкретные исполнители по направлениям. Финансовый орган собирает предложения  от всех служб хозяйственной и  бюджетной сферы, согласовывает  их и на основе прогноза экономического и социального развития муниципального образования и его административно-территориальных  структур, главных направлений бюджетно-финансовой политики и бюджетной классификации  составляет проект бюджета по доходам  и расходам.

Рассмотрение и утверждение  бюджета. Проект бюджета финансовый орган представляет администрации  местного самоуправления. Последняя согласует его статьи с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект на своем заседании. После этого глава местной администрации составляет бюджетное послание и вместе с проектом бюджета направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления. На заседание местной администрации приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций.

Весь пакет документов должен предусматривать взаимосвязанный  механизм, обеспечивающий нормальное функционирование местных финансов.

Руководитель представительного  органа организует предварительное  рассмотрение и обсуждение данного  пакета: материалы направляются, прежде всего, депутатам, в комитеты и комиссии представительного органа (если таковые  имеются). На заседания комиссий (комитетов) могут приглашаться руководители муниципальных  предприятий, учреждений, организаций  в целях согласования возникающих  вопросов по проекту бюджета. При  необходимости в заседаниях участвуют  представители местной администрации. Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает окончательное  решение.

Доработанный и уточненный проект бюджета рассматривается  на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта. Такой правовой акт  должен содержать статьи доходов  с указанием источников, а также расходов в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций. Расходная часть бюджета утверждается постатейно.

В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Исполнение бюджета и  контроль над его исполнением. Бюджет исполняется по принципу единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих  доходов на единый бюджетный счет, а также направление запланированных  расходов с единого бюджетного счета.

Местная администрация организует исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов на очередной  финансовый год. Роспись составляется финансовым органом, входящим в систему  местной администрации, и в течение  десяти дней после утверждения бюджета  направляется в местную администрацию  и его контрольно-счетную палату (если таковая имеется). Роспись утверждается руководителем финансового органа. Кроме того, финансовый орган составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, исходя из бюджетных назначений для каждого из них, а также  в соответствии с решениями о  секвестре (индексации) бюджетных расходов. Уведомления о лимитах должны быть доведены до бюджетополучателя в установленный срок. Контрольно-счетная палата проводит проверку соответствия росписи утвержденному органу местного самоуправления.

В процессе исполнения бюджета  местная администрация (если она  наделена такими полномочиями по уставу) вправе вносить изменения по доходным и расходным статьям бюджета  в пределах утвержденных ассигнований. Финансирование бюджетных организаций  производится по трем укрупненным статьям (заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения) на основании  смет доходов и расходов с расчетными показателями к ним. Решения местной  администрации в части изменений  цен и тарифов, если эти изменения  приводят к увеличению установленного предельного дефицита бюджета, подлежат утверждению представительным органом  местного самоуправления.

В ходе исполнения бюджета  по предложению местной администрации  может быть введен секвестр бюджета. Проект решения о секвестре выносится  на рассмотрение представительного  органа, который и принимает соответствующее  решение. Контроль над исполнением  бюджета осуществляется представительным органом местного самоуправления. В  этих целях образуется контрольно-счетная  палата, что характерно преимущественно  для представительных органов городов, районов, где имеются материальные возможности для ее содержания. Местная  администрация контролирует исполнение бюджета через свой финансовый орган. В это т процесс могут включаться муниципальные налоговые службы, создание которых предусмотрено  Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации».

В соответствии со ст. 168 БК РФ, органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. В части, касающейся муниципальных образований, данная норма действует с 1 января 2008 года.

Утверждение отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении бюджета  составляется на основании данных, представляемых бюджетными учреждениями, предприятиями, организациями в  сроки, установленные местной администрацией по единой форме (квартал, полугодие, девять месяцев) и в той же структуре  и бюджетной классификации, которая  применялась при утверждении  бюджета.

После обсуждения отчета на заседании местной администрации (в присутствии всех заинтересованных подразделений) он направляется представительному  органу местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом или  положением о бюджетном процессе. По итогам рассмотрения отчета принимается  нормативный правовой акт. Данные об отчете подлежат опубликованию в  средствах массовой информации.

Важнейшим принципом, обеспечивающим оптимальную устойчивость местных  бюджетов на современном этапе, является их взаимосвязь с государственным  бюджетом, которую принято называть межбюджетными отношениями. Межбюджетные отношения строятся на принципах бюджетного федерализма, взаимной ответственности, применения единой методологии, учитывающих особенности территории, выравнивания доходов местных бюджетов, максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков, компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов (возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти), повышения заинтересованности органа местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета, законности, гласности. Принцип бюджетного федерализма означает распределение и закрепление источников доходов, а также расходов за местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом в соответствующих пропорциях, равноправие местного бюджета, перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов с интересами муниципального образования.

Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне можно рассматривать  в соответствии с четырьмя включающимися  в него стадиями.

  • организация работы и составление проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета и контроль над его исполнением;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Также особенности бюджетного процесса можно проследить конкретно  на стадии исполнения бюджета по доходам  и расходам.2

В соответствии со ст. 53 Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных  Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут  реестры расходных обязательств муниципальных образований в  соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений, устанавливают  муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы  расходов местных бюджетов на решение  вопросов местного значения.

В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной  обеспеченности которых, определенный в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, является основанием для предоставления дотаций в  целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и  учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации.

Расходы бюджетов муниципальных  районов на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Расходы бюджетов муниципальных  районов, в которых формирование представительных органов муниципальных  районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, на решение вопросов местного значения межмуниципального  характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55 вышеуказанного Федерального закона.

Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования