Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс на муниципальном уровне.docx

— 337.86 Кб (Скачать документ)

- по разделу  «Жилищно-коммунальное хозяйство» (05) – 77,3%,

- по разделу  «Социальная политика» (10) – 89,8%.

Финансирование целевых программ осуществлено в размере 127 % годовых бюджетных назначений или в сумме 246 830 тыс.руб. Перевыполнение связано с поступлением средств сверх запланированных из федерального и окружного бюджета (за счет остатков субсидий на капитальные вложения по состоянию на 1 января 2008 года). Реализация значительной части целевых программ осуществлялась без четко определенных критериев и индикаторов, увязанных с их ресурсным обеспечением, не были разработаны и утверждены количественные и качественные показатели экономической и социальной результативности программ, не было предусмотрено усиление ответственности заказчиков и исполнителей целевых программ.

Плановый  объем финансирования целевых программ в 2008 году составил 194 409 тыс.рублей, в том числе:

- из окружного  бюджета – 89 760,2 тыс.руб.;

- из местного  бюджета – 65 328,8 тыс.руб.;

- из внебюджетных  источников – 39 320 тыс.руб.

В течение 2008 года по целевым программам профинансировано – 246 830,6 тыс.рублей, в том числе:

- из федерального  бюджета на сумму 9 405 тыс.руб. по федеральной программе «Жилище» (по плану – 0 тыс.руб.),

- из окружного  бюджета – 157 373,2 тыс.руб. или 175% плановых назначений по окружным жилищным программам;

- из местного  бюджета – 39 577,5 тыс.руб. или 60,6% плановых назначений;

- из внебюджетных  источников – 40 474,9 тыс.руб. или 103,1% плановых назначений.

В 2008 году выполнено и принято работ на сумму 184 954,1 тыс.рублей или 75% фактического финансирования.

Финансирование адресной инвестиционной программы в 2008 году в полном объеме установить не представляется возможным, так как отдельной строкой в бюджете города не представлена. В 2008 году из предусмотренных прогнозом к вводу в эксплуатацию 26,4 тыс.кв.м, введено 13,9 тыс.кв.м, техническая готовность более половины строек составляет менее 70%.

При реализации исполнения расходной части бюджета  г.Бузулук в 2008 году выявлены нарушения:

  • Формирование адресных целевых программ на территории г.Бузулук осуществлялось в отсутствие технико-экономического обоснования, прогноза социально-экономических результатов реализации программ несоблюдение ст.179, 197 Бюджетного кодекса РФ.
  • В нарушение Решения Думы г.Бузулук «О порядке разработки, утверждения и исполнения программ социально-экономического развития г.Бузулук» не представлены отчеты исполнителей целевых программ; не представлена результативность программ.
  • По программам, срок реализации которых завершается в 2005 году, отсутствуют данные о выполнении целевых программ, эффективности использования финансовых средств за весь период их реализации в нарушение ст.29 Бюджетного кодекса РФ, п.37 «Порядка разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а именно - «Программа по оздоровлению экологической обстановки в г.Бузулук в 2003-2008 г.г.».

В соответствии с заключением Счетно-контрольной  палаты г.Бузулук от 24 мая 2009г. по Отчету об исполнении бюджета города Бузулук за 2009 год, определено следующее.

В результате анализа Отчета об исполнении бюджета  г.Бузулук за 2009 год установлено:

Первоначально бюджет города Бузулук на 2009 год утвержден Решением Думы г.Бузулук от 21.12.2008 года № 591 до начала финансового года в соответствии со ст.187 БК РФ:

- по доходам  в сумме - 1 479 416 тыс.руб.;

- по расходам  в сумме - 1 511 329 тыс.руб.;

- дефицит  бюджета – 31 913 тыс.руб. или 9% объема доходов без учета финансовой помощи в соответствии со ст.92 БК РФ, которой установлен предел дефицита бюджета – 10%.

Основными целями бюджетной политики в 2009 году как и в предыдущие годы, являются повышение уровня и качества жизни населения Бузулук на основе устойчивого развития экономики города, сохранения социальной направленности, обеспечение сбалансированности и реалистичности бюджета, эффективного управления средствами городского бюджета. Исходя из этих целей определены основные задачи:

  • закрепление позитивной тенденций стабильного развития экономики города;
  • концентрация ресурсов бюджета в решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;
  • практический переход к распределению бюджетных ресурсов между администраторов бюджетных средств исходя из поставленных перед ними целей;
  • оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из выполняемых ими функций и задач, в том числе путем реформирования статуса бюджетных учреждений и перевода их в иные формы собственности;
  • включение в городской бюджет новых расходных обязательств при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности в целях обеспечения приоритетов социально-экономической политики;
  • совершенствование механизма закупок, направленное на рациональное использование бюджетных средств;
  • повышение эффективности казначейской системы исполнения бюджета;
  • усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств;
  • усиление контроля со стороны распорядителей средств городского бюджета за обязательствами, находящихся в их ведении организаций и учреждений.

Органами  местного самоуправления разработана  и утверждена Программа социально-экономического развития г.Бузулук на 2009-2013 г.г. (Решение Думы г.Бузулук от 17.02.2009 г. № 629). Но в полной мере цель бюджетной политики не достигнута, так как органами местного самоуправления поставлены повышенные задачи.

Бюджет  г.Бузулук на 2009 сформирован с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов местного самоуправления. К сожалению, увеличение ассигнований на решение тех или иных проблем не всегда дает должный результат. Но экспериментальная апробация механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов, пока не начата.

Финансово-казначейским комитетом Администрации г.Бузулук составлена сводная бюджетная роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета с поквартальной разбивкой на основании ст.217 БК РФ.

Изменения и дополнения в бюджет города Бузулук  на 2009 год вносились 4 раза. Решением Думы г.Бузулук от 21.12.2009 года № 117 утверждено последнее внесение изменений и дополнений в бюджет города. С учетом последних изменений и дополнений бюджет города составил:

- по доходам  в сумме 2 317 965,8 тыс.руб.;

- по расходам  в сумме 2 354 264,4 тыс.руб.;

- предельный  размер дефицита бюджета –  36 298,6 тыс.руб. или 7,7% к доходам бюджета без учета финансовой помощи в соответствии со ст.92 БК РФ.

Фактически  за 2009 год бюджет г.Бузулук составил:

- по доходам  в сумме 2 304 046 тыс.руб. или 99,4% годовых назначений;

- по расходам  в сумме 1 986 858,8 тыс.руб. или 84,4% годовых плановых расходов бюджета города;

- профицит бюджета за 2009 года составил 317 187,2 тыс.руб.

Исполнение  бюджета г.Бузулук в 2009 году проходило в условиях замедления темпов экономического роста и сохранения высокого уровня потребительских цен. При этом в итогах социально-экономического развития г.Бузулук не представлены индексы физического объема продажи товаров и услуг, индекс цен промышленности, которые являются основными показателями, характеризующими темпы роста или замедления экономического роста.

Налоговые доходы в 2009 году, по отчету Главы города, составили 314 788 тыс.руб., или 105,3 % утвержденных показателей на 2009 год; неналоговые доходы – 129 373,2 тыс.руб., или 87,8%; безвозмездные поступления – 1 835 202,7 тыс.руб., или 99,3 %, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 24 682,1 тыс.руб. или 100,1% утвержденных показателей.

В 2009 году не в полном объеме использованы все имевшиеся резервы дополнительных поступлений в местный бюджет в части неналоговых доходов и доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Имелись резервы поступления дополнительных доходов в местный бюджет за счет повышения эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, ликвидации недоимки 6 905 тыс.руб. Удельный вес доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в общих доходах местного бюджета составил в 2009 году лишь 2%, т. е. остался на уровне 2008 года.

Основой составления проекта бюджета  на очередной финансовый год являлся  прогноз социально-экономического развития территории и сводный финансовый баланс (ст.172 БК РФ).

Сопоставляя плановую сумму перечисления налогов  и сборов в окружной и федеральный  бюджеты с территории г.Бузулук (1308,1 + 612,02 + 218,48 + 63,7 + 1283,46) с полученной суммой налогов и дотаций (444,2+1165,7) следует отметить, что в бюджет г.Бузулук возвращается только 46% (1606,9/3485,76*100) средств, аккумулированных и переданных в региональный и федеральный бюджеты.

Неэффективность контроля исполнительного  органа местного самоуправления за своевременностью и полнотой поступлений дивидендов, за работой представителей в органах  управления акционерных обществ, пакеты акций которых находились в муниципальной  собственности, а также отсутствие учета задолженности дивидендов и контроля за ее погашением привели  к поступлению дивидендов в сумме 226 тыс.руб.

Органом, исполняющим бюджет, призванным реализовывать  единую бюджетно-финансовую политику в органах местного самоуправления путем формирования казначейского  исполнения бюджета города, является Финансово-казначейский комитет Администрации  г.Бузулук. На момент проверки из местного бюджета финансировались 18 бюджетополучателей.

Исполнение  расходов местного бюджета в 2009 году осуществлялось в условиях отсутствия количественных и качественных показателей социально-экономической результативности расходов главных распорядителей средств местного бюджета, что снижало эффективность исполнения Решения Думы г.Бузулук «О бюджете г.Бузулук на 2009 год».

Первоначально Решением Думы г.Бузулук № 591 расходы бюджета установлены в сумме 1 511,3 млн.руб., которые сформированы по 8 разделам функциональной классификации расходов бюджета.

В соответствии с представленным Главой города Отчетом об исполнении бюджета  г.Бузулук за 2009 год исполнение расходов бюджета за 2009 год составило 1 986 858,8 тыс.руб. или 84,4% бюджетных ассигнований. По сравнению с последним внесением изменений и дополнений в бюджет г.Бузулук бюджетные назначения в 2009 году не исполнены в полном объеме ни по одному разделу.

По-прежнему сохраняется социальная и инвестиционная направленность бюджета, так, основную долю (71,5%) в расходах бюджета  занимают разделы: 07 «Образование» - 29,9%, 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 22,7%, 09 «Здравоохранение и спорт» - 18,9%. По сравнению с 2008 годом исполненные расходы бюджета снизились на 24 273,3 тыс.руб. или на 1,2%.

Кассовое исполнение расходов бюджета  осуществлялось неравномерно: в 4 квартале 2009 года кассовые расходы на 78,8% выше среднеквартальных значений, а в 1 квартале на 51,1% ниже. Кроме того, Счетно-контрольная плата отмечала неравномерность исполнения расходов и по разделам функциональной классификации расходов.

Наибольший объем неисполненных  назначений связан в основном:

- с блокировкой расходов на  капитальное строительство;

- формирование плана муниципального  заказа после начала финансового  года и поздним проведением  торгов по размещению муниципальных  контрактов;

- поздней разработкой производственных  программ или мероприятий по  следующим статьям расходов «Дорожное  хозяйство», «Благоустройство», «Капитальный  ремонт» и т.д.;

- распределением дополнительных  бюджетных средств из вышестоящего  бюджета в 4 квартале 2009 года, а, следовательно, поздним проведением конкурсов и заключением муниципальных контрактов;

Значительное неисполнение расходов бюджета г.Бузулук сложилось по следующим бюджетополучателям:

- Департамент по собственности  Администрации г.Бузулук – на 12,9% или в сумме 20 750,1 тыс.руб.,

- Управление капитального строительства  Администрации г.Бузулук - на 46,2% или в сумме 245 157,4 тыс.руб.,

- Департамент городского хозяйства  Администрации г.Бузулук – на 15,6% или в сумме 31 088,2 тыс.руб.

По четырнадцати главным распорядителям средств бюджета города годовые бюджетные назначения исполнены свыше 90% бюджетных назначений.

Анализ  расходования бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ произвести по укрупненным показателям не представляется возможным, так как отдельное  приложение «Перечень целевых программ»  к Решениям Думы г.Бузулук «О бюджете г.Бузулук на 2009 год» отсутствует.

Текущие расходы бюджета г.Бузулук за 2009 год исполнены в сумме 1 521 990,4 тыс.руб. или 93,9% утвержденного плана.

Капитальные расходы бюджета г.Бузулук за 2009 год исполнены в сумме 464 868,4 тыс.руб. или 63,4% утвержденного плана.

Исполнение  по социально-значимым статьям составило:

- оплата  труда муниципальных служащих  и работников бюджетной сферы  – 744 033,9 636 079,1 тыс.руб. или 97% бюджетных назначений, по сравнению с 2008 годом оплата труда увеличилась на 107 954,8 тыс.руб. или на 17%;

- социальное  обеспечение – в сумме 71 579,3 тыс.руб. или 76% бюджетных назначений.

Первоначально бюджет города Бузулук на 2010 год утвержден Решением Думы г.Бузулук от 21.12.2009 года № 123 до начала финансового года в соответствии со ст.187 БК РФ:

- по доходам  в сумме - 1 841 077 тыс.руб.;

- по расходам  в сумме - 1 887 862 тыс.руб.;

- дефицит  бюджета – 46 785 тыс.руб. или 9,4% объема доходов без учета финансовой помощи в соответствии со ст.92 БК РФ, которой установлен предел дефицита бюджета – 10%.

Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования