Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс на муниципальном уровне.docx

— 337.86 Кб (Скачать документ)

Доходная  часть бюджета в 2008 году исполнена на 98,4% или в сумме 2 068 742,6 тыс.руб., что выше уровня 2007 года на 146 908,6 тыс.руб. или 7,6% за счет увеличения финансовой помощи – на 205 746,7 тыс.руб. или на 16,3%. Наибольший удельный вес в собственных доходах бюджета составила сумма налоговых поступлений – 450 744,2 тыс.руб. или 81,1%. Основную долю поступлений налоговых доходов в составе собственных доходов составляют налог на доходы физических лиц – в сумме 278 655,8 тыс.руб. или 50,1% и налог на прибыль организаций и предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ – в сумме 129 914,2 тыс.руб. или 23,4%.

Основой составления проекта бюджета  на очередной финансовый год являлся  прогноз социально-экономического развития территории и сводный финансовый баланс (ст.172 БК РФ).

Сопоставляя плановую сумму перечисления налогов  и сборов в окружной и федеральный  бюджеты с территории г.Бузулук (2 057,7 млн.руб.) с полученной суммой налогов и дотаций (450,7 + 673,6 = 1 124,3 млн.руб.) следует отметить, что в бюджет г.Бузулук возвращается только 55% средств, аккумулированных и переданных в региональный и федеральный бюджеты.

Низкая эффективность контроля исполнительного органа местного самоуправления за своевременностью и полнотой поступлений  дивидендов, за работой представителей в органах управления акционерных  обществ, пакеты акций которых находились в муниципальной собственности, а также отсутствие учета задолженности  дивидендов и контроля за ее погашением привели к поступлению дивидендов в сумме 136,8 тыс.руб. от ОАО «Бузулук банк».

Исполнение  бюджета г.Бузулук осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 70н. Данные бухгалтерского учета соответствуют данным, представленным в Отчете об исполнении бюджета г.Бузулук за 2009 год.

Финансово-казначейским комитетом Администрации г.Бузулук представлена уточненная бюджетная роспись на 2008 год по состоянию на 31.12.2008 г., в ходе экспертизы которой выявлено:

  • Доходы бюджета составили 2 118 387,2 тыс.руб. По сравнению с утвержденным Решением Думы г.Бузулук от 13.12.2009 г. № 585 доходы бюджета увеличились на 16 302,2 тыс.руб. или 0,7% на основании справок-уведомлений Департамента финансов Оренбургской области.
  • Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных решением о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в решение о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись в соответствии со ст.232 Бюджетного кодекса РФ. Фактически ФКК Администрации г.Бузулук данную процедуру, установленную ст.232 БК РФ, исполнил.
  • В соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи доходов и расходов муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области на 2009 год и внесения изменений в нее, утвержденным Приказом ФКК Администрации г.Бузулук от 22.02.2009 г. № 15/1-О, внесение изменений в бюджетную роспись на 2009 год по доходам осуществляется по мере необходимости в поквартальное распределение с учетом фактического поступления доходов на основании разрешительной визы Председателя ФКК Администрации г.Бузулук.

Таким образом, при проведении экспертизы бюджетной  росписи на 2009 год по состоянию на 31.12.2009 г. выявлено, что внесение изменений и дополнений в Решение о бюджете г.Бузулук на 2009 год произведено несвоевременно в нарушение п.15 Порядка исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2008 год внесения изменений в нее, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.12.2007 г. № 115н.

В 2009 году произошло изменение структуры и суммы доходов по сравнению с 2008 годом в связи с внесением дополнений и изменений в налоговое законодательство, изменения нормативов отчисления в бюджеты муниципальных образований регулирующих налогов, и прочих, а именно:

  • поступлений по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2009 годом на 67 761,8 тыс.руб. за отмены ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, а также снижения процента отчисления в бюджет города от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Оренбургской области – на 71,176%, увеличения суммы налогооблагаемой базы, сокращения недоимки;
  • в связи с отменой перечисления 50% в местный бюджет из бюджета Оренбургской области налога на имущество организаций по сравнению с 2008 годом недополученные доходы составили 12 908 тыс.руб.
  • в связи с отменой отчислений в размере 50% в бюджет города от суммы налога на игорный бизнес, зачисляемого в бюджет Оренбургской области, недополученные доходы составили 1 131 тыс.руб.;
  • в связи с уменьшением норматива отчислений от налога на доходы физических лиц с 60% до 30%, передачей части доходов г.Бузулук от данного вида налога, подлежащего зачислению в бюджет Оренбургской области, в размере 42,8571%, а также увеличению налогооблагаемой базы дополнительно получены доходы в сумме 44 671,8 тыс.руб.;
  • в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, недополученные доходы составили 58 тыс.руб.,
  • установлен размер отчислений в бюджет города – 100% от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, зачисляемых в бюджет Оренбургской области, (в 2007 году – 83,333%) увеличена налогооблагаемая база, за счет которых поступления налогов увеличились по сравнению с 2009 годом на 13 761,3 тыс.руб.;
  • норматив отчисления за государственную пошлину установлен в размере 100%, в результате получены дополнительные доходы в сумме 1 883 тыс.руб.
  • поступления налоговых доходов в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2008 год, и погашения задолженности прошлых лет в 2009 году составили 61 065,6 тыс.руб.;
  • получены платежи от государственных и муниципальных унитарных организаций – 339,2 тыс.руб.;
  • уменьшены рыночные продажи товаров услуг (оказание платных услуг бюджетными учреждениями) – на 1 829,4 тыс.руб. (36 862,6 - 38 692 – 13 055 тыс.руб.),

Счетно-контрольной  палатой г.Бузулук сделан запрос о суммах недоимки, отсрочках налоговых поступлений в бюджет г.Бузулук в МРИ ИМНС России № 3 по Оренбургской области от 19.01.2008 года исх.№ 20, информация не представлена в нарушение ст.14 Федерального закона № 126 «О финансовых основах местного самоуправления». Сведения о недоимке по налогам и сборам представлена Финансово-казначейским комитетом Администрации г.Бузулук и приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Сведения о недоимке по налогам и сборам по г.Бузулук

Наименование налога

Недоимка на 01.01.2008 г.

Недоимка на 01.01.2009 г.

Отклонение

1

2

3

4

Налог на прибыль организаций, зачисляемый  в бюджет субъекта РФ

 

489 003

 

40 850

 

-448 153

Налог на прибыль, зачисляемый в местный  бюджет

 

51 367

 

0

 

-51 367

Налог на доходы физических лиц

 

700

 

2 953

 

2 253

Налог на игорный бизнес, зачисляемый  в бюджет субъекта

 

10

 

0

 

-10

Единый налог, распределяемый по уровням  бюджетной системы РФ

 

837

 

1 537

 

700

Единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности

 

364

 

3 686

 

3 322

Налог на имущество

5 452

543

- 4 909

Земельный налог

1 698

721

-977

Сбор на нужды образовательных  учреждений

 

729

 

0

 

-729

Целевой сбор на содержание милиции

 

39

 

26

 

-13

Налог на рекламу

108

14

-94

Прочие

389

299

-90

Всего

550 696

50 629

-500 067


 

Анализ  недоимки по налоговым платежам показал, что по состоянию на 01.01.2008 года недоимка по налогам и сборам составила 550 696 тыс.руб., по состоянию на 01.01.2009 г. – 50 629 тыс.руб., то есть уменьшилась в 11 раз. Наибольшую сумму недоимки – 40 850 тыс.руб. или 80,7% суммы недоимки составляет налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ;

Одной из актуальных проблем остается нерентабельность деятельности большинства муниципальных  унитарных предприятий. Тенденция  последних лет – увеличение убыточности  содержания МУПов, что при сохранении подобной ситуации, может привести к их банкротству. В такой ситуации необходимо принять срочные меры по финансовому оздоровлению данных предприятий.

Исполнение  расходов местного бюджета в 2008 году осуществлялось в условиях отсутствия законодательно установленных государственных минимальных социальных стандартов, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг, количественных и качественных показателей социально-экономической результативности расходов главных распорядителей средств местного бюджета, что снижало эффективность исполнения Решения Думы г.Бузулук «О бюджете г.Бузулук на 2008 год».

Исполнение  расходной части бюджета за 2008 год составляет 2 011 132,2 тыс.руб. или 91,6% к бюджетным назначениям за отчетный период.

В сфере  материального производства бюджетные  назначения исполнены на 80% или в  сумме 454 112,1 тыс.руб., где бюджетные назначения по разделу «Национальная экономика» исполнены на 98,2%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 77,3% по причине блокировки расходов Департаментом финансов Оренбургской области из-за отсутствия разрешительной документации, не проведения конкурсов по муниципальному заказу.

Расходы на социально-культурную сферу за 2008 год профинансированы на сумму 1 285 771,3 тыс.руб. или 95,1% утвержденного плана, где наибольшая сумма расходов приходится по разделу «Образование» – в сумме 588 059,1 тыс.руб. или 45,7% расходов на социально-культурную сферу, а также по разделу «Здравоохранение и физическая культура» - в сумме 513 072,8 тыс.руб. или 39,9%. По сравнению с 2007 годом расходы на социально-культурную сферу возросли на сумму 504 656,3 тыс.руб. или на 64,6%. Удельный вес в общем объеме исполненных расходов увеличился на 21,3% и составил 63,9%.

Исполнение  расходной части бюджета за 2008 год произведено с учетом внесенных изменений распорядителями и получателями бюджетных средств в соответствии с Решением Думы г.Бузулук от 13.12.2008 года № 585 «О внесении изменений и дополнений в Решение думы г.Бузулук от 28.12.2008 г. № 444 «О бюджете г.Бузулук на 2008 год», уточненной бюджетной росписью по состоянию на 31.12.2008 г.

Фактически  за 2008 год наибольший удельный вес в структуре расходов занимали следующие разделы:

- «Жилищно-коммунальное  хозяйство» – 18,9%,

- «Образование»  - 29,2%;

- «Здравоохранение  и спорт» - 25,5%.

При планировании расходов бюджета г.Бузулук на 2008 год оставлены те же приоритеты, но снизился удельный вес расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» с 47% до 13,2%, а также увеличилась доля по разделу «Образование» с 16,5% до 34,5%, по разделам «Здравоохранение и спорт» с 14,9% до 20,3%, , «Социальная политика» с 7,2% до 8,5%, «Общегосударственные вопросы» с 6,6% до 10,4%. Бюджет г.Бузулук на 2008 сформирован с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов местного самоуправления.

После внесения изменений и дополнений в бюджет города Бузулук значительно увеличилась  доля по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - с 13% до 22%, «Здравоохранение и спорт» с 20% до 24%, снизилась доля расходов по разделам «Образование»  на 7% с 35% до 28%

Фактически  при исполнении бюджета г.Бузулук за 2008 год доля расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» составила 18,9% расходов бюджета, по сравнению с прошлым годом снизившись на 28%. При этом увеличилась доля расходов бюджета на:

- «Образование»  - с 16,5% до 29,2%;

- «Здравоохранение  и спорт» - на 10,6% и до 25,5%;

Таким образом, основную долю расходов бюджета составляют расходы на капитальное строительство  на территории г.Бузулук, образовательный процесс, здравоохранение и спорт (за счет субсидий и субвенций).

Текущие расходы бюджета г.Бузулук за 2008 год исполнены в сумме 1 349 757,7 тыс.руб. или 96,3% утвержденного плана (без учета доходов от предпринимательской деятельности).

Капитальные расходы бюджета г.Бузулук за 2008 год исполнены в сумме 624 447,1 тыс.руб. или 84% утвержденного плана.

Исполнение  по социально-значимым статьям составило:

- оплата  труда муниципальных служащих  и работников бюджетной сферы  – 636 079,1 тыс.руб. или 97% бюджетных назначений, по сравнению с 2007 годом оплата труда увеличилась на 139 049,1 тыс.руб. или на 30%;

- медикаменты,  перевязочные материалы – в  сумме 4 370,9 тыс.руб. или 99% утвержденного плана;

- трансферты  населению (пособия по социальной  помощи населению) – в сумме  95 731,5 тыс.руб. или 92% бюджетных назначений.

Несмотря на то, что фактический  объем доходов местного бюджета  позволял произвести расходы по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджета  города на 2008 год в размере не менее установленного Решением Думы г.Бузулук, исполнение расходов не обеспечено в полном объеме по ряду разделов функциональной классификации расходов бюджета. Неравномерно произведено финансирование 2 разделов расходов бюджета города - ниже среднего процента (91,6%) в результате завышения плановых показателей – по следующим разделам:

Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования