Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.
Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……
В решении о бюджете г.Бузулук на 2010 год основная цель бюджетной политики не установлена как в предыдущих решениях о бюджете. В соответствии с «Основными направлениями бюджетной политики на 2010 год и среднесрочную перспективу» бюджетная политика на 2010 год и на среднесрочную перспективу формируется исходя из необходимости дальнейшего повышения качества жизни населения, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Органами
местного самоуправления разработана
и утверждена Программа социально-
Проект бюджета г.Бузулук на 2010 год был разработан на основе прогноза социально-экономического развития г.Бузулук на 2010 год и на период до 2014 года, сводного баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и реестра расходных обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе в г.Бузулук. В экспертных заключениях Счетно-контрольная палата г.Бузулук указала на отдельные замечания при составлении перспективного финансового плана, формирования реестра расходных обязательств в части действующих и вновь принимаемых. В 2010 году впервые прогнозировались доходы на уровне 98,9% к оценке 2009 г. и расходы бюджета на уровне 96% к оценке 2009 года.
Изменения и дополнения в бюджет города Бузулук на 2010 год вносились 5 раз. Решением Думы г.Бузулук от 25.12.2010 года № 248 утверждено последнее внесение изменений и дополнений в бюджет города. С учетом последних изменений и дополнений плановые показатели бюджета города составили:
- по доходам в сумме 2 298 032,1 тыс.руб.;
- по расходам в сумме 2 673 515,1 тыс.руб.;
- предельный размер дефицита бюджета – 375 483 тыс.руб. или 56,2% к доходам бюджета без учета финансовой помощи в нарушение ст.92 БК РФ.
Фактически за 2010 год бюджет г.Бузулук составил:
- по доходам в сумме 2 236 974,6 тыс.руб. или 97,3% годовых назначений;
- по расходам в сумме 2 044 465,1 тыс.руб. или 76,5% плановых расходов бюджета города;
- профицит бюджета за 2010 года составил 192 509,5 тыс.руб.
Решением Думы г.Бузулук от 26.06.2009 г. № 202 доходы бюджета увеличены на 58 148 тыс.руб., в том числе за счет безвозмездных поступлений 26 200 тыс.руб., за счет доходов от предпринимательской деятельности 31 948 тыс.руб. Решением Думы г.Бузулук от 30.10.2009 г. № 221 доходы бюджета увеличены на сумму 144 161,2 тыс.руб. и составили 2 172 800,2 тыс.руб., где значительное увеличение произошло за счет собственных доходов бюджета в сумме 85 851, 2 тыс.руб., полученных по в 1 полугодии 2009 года, а также безвозмездных поступлений – на 54 071,4 тыс.руб. В соответствии с Решением Думы г.Бузулук от 25.12.2009 г. № 248 доходы бюджета составят 2 298 032,1 тыс.руб., увеличившись по сравнению с ранее утвержденным бюджетом на 125 231,9 тыс.руб. Фактически по Отчету Главы города доходы бюджета г.Бузулук в 2009 году составили 2 236 974,6 тыс.руб. или на 21,5% выше первоначально утвержденных, расходы бюджета – 2 044 465,1 тыс.руб. или на 8,3% первоначально утвержденных. При проектировании бюджет г.Бузулук на 2009 год по доходам предлагалось утвердить в сумме 1 841 077 тыс.руб., в том числе безвозмездные поступления – в 1 344 300 сумме тыс.руб., по сравнению с оценкой 2008 года планировалось увеличение налоговых доходов на 40,2% за счет всех видов налогов. Информация по причинам увеличения сумм собираемых налоговых доходов в полном объеме не представлена, то есть в результате каких факторов произойдет увеличение налоговых доходов (увеличения налоговой базы, увеличения налоговых ставок или изменения уровня отчисления по регулируемым налогам, уровня собираемости и пр.). По структуре доходов бюджета г.Бузулук на 2009 год, налоговые доходы составят 24% суммы доходов, утвержденных Решением Думы г.Бузулук от 21.12.2009 г. № 123, неналоговые доходы – 2%, безвозмездные перечисления – 72%, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 2%. Структура налоговых доходов бюджета города на 2009 год, рассчитанная исходя из показателей Решения Думы г.Бузулук № 123, характеризуется высокой долей доходов от уплаты налога на доходы физических лиц – 326 900 тыс.руб. или 75% налоговых доходов. В структуре неналоговых доходов бюджета на 2009 год велика доля доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 19 405 тыс.руб. или 61,2% неналоговых доходов. Структура поступлений доходов в местный бюджет в соответствии с отчетом Главы города представлена на рисунке 1 (см. Приложение А), где видно, что доля налоговых доходов составила 23%, уменьшение по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом составило 1 процентный пункт, доля неналоговых доходов увеличилась на 2 процентных пункта и составила 4%, пропорционально неналоговым доходам увеличилась и доля доходов от предпринимательской деятельности. Увеличение общей доли собственных доходов бюджета произошло за счет снижения доли безвозмездных поступлений с 72% до 69%.
Ст.1 Решения Думы г.Бузулук от 21.12.2008 г. № 123 «О бюджете г.Бузулук на 2009 год» расходы бюджета утверждены в сумме 1 887 862 тыс.руб. Бюджет города утвержден по 8 разделам функциональной классификации расходов в соответствии с бюджетным законодательством. Отдельными приложениями к бюджету № 5 и № 6 представлены расходы бюджета по функциональной и ведомственной классификации расходов с обязательным выделением расходов, осуществляемых за счет субвенций из регионального фонда компенсаций. Также отдельным приложением к бюджету № 11 утвержден перечень главный распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета г.Бузулук на 2009 год в соответствии со ст.25 БК РФ в количестве 14 единиц, где каждому распорядителю и получателю присвоен уникальный код. Бюджет имеет социальную направленность. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета занимают разделы: 07 «Образование» - 38%, 09 «Здравоохранение и спорт» - 21,4%, 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 11,2% (см. Рисунок 2). По сравнению с первоначально утвержденным бюджетом города (Решение Думы г.Бузулук № 123) общее перевыполнение составило 156 603,1 тыс.руб. или 8,3%, которое сложилось в результате перевыполнения по следующим разделам:
- 03 «Национальная
безопасность и
- 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 68,3%;
- 09 «Здравоохранение и спорт» - на 10,3%;
- 10 «Социальная политика» - на 58,1%.
Впервые в практике даже по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом по 4 разделам (01, 04, 07, 08) сложилось недовыполнение. В результате проведенных проверок Счетно-контрольной палатой г.Бузулук установлено, что Отчет главы города об исполнении бюджета г.Бузулук за 2007 год сформирован на основе отчетов распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством. Но кассовое исполнение расходов бюджета города осуществлялось неравномерно. Среднеквартальный кассовый расход составляет 511 116,28 тыс.руб. Кассовые расходы в 4 квартале 2009 года были на 52% выше среднеквартальных кассовых расходов бюджета города, а в 1 квартале – ниже на 39 %. Сравнение среднемесячного кассового исполнения и фактического исполнения расходов бюджета города за 2009 год представлен в следующей диаграмме (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 - Поквартальное исполнение расходов бюджета г.Бузулук в 2009 году к среднеквартальному
Счетно-контрольная палата также отмечает неравномерность исполнения расходов бюджета города в отчетном периоде по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (см. Таблицу 2). Так, более или менее равномерно осуществлялись расходы по разделу 02 «Национальная оборона» - ежеквартально около 25%.
Таблица 2 - Показатели неравномерности исполнения расходов бюджета города в 2009 году по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Наименование разделов |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Общегосударственные вопросы |
33,1 |
40,9 |
36,3 |
-10,3 |
Национальная оборона |
25,2 |
23,2 |
24,4 |
27,2 |
Национальная безопасность и
правоохранительная |
23,6 |
22,1 |
22,6 |
31,7 |
Национальная экономика |
20,7 |
1,3 |
44,7 |
33,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
7,8 |
7,8 |
28,5 |
55,9 |
Образование |
15,6 |
30,1 |
14,2 |
40,2 |
Культура, кинематография, СМИ |
9,2 |
18,6 |
16,0 |
56,2 |
Здравоохранение и спорт |
17,2 |
28,9 |
25,1 |
28,8 |
Социальная политика |
9,2 |
25,4 |
20,1 |
45,3 |
Итого |
15,5 |
24,4 |
22,1 |
38,0 |
По разделу «Национальная
Аналогичная ситуация наблюдается и по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»: 3 квартал – 28,5%, 4 квартал – 55,9% (больше половины годовых назначений); «Образование»: 2 квартал - 30,1 % годовых расходов, 4 квартал – 40,2%.
По разделу «Культура, кинематография, СМИ» в 4 квартале произведено расходов больше половины годовых назначений (56,2%), «Социальная политика» - 45,3% годовых расходов произведено также в 4 квартале 2009 года.
В результате проведенного анализа можно выявить следующие проблемы при проведении бюджетного процесса в муниципальном образовании город Бузулук.
По результатам анализа, проведенного в данной главе, можно сделать следующие выводы по функционированию бюджетного процесса в муниципальном образовании город Бузулук за ряд лет.
Функционирование
системы бюджетного процесса обусловлено
рядом экономических факторов, которые
оказывают положительное либо отрицательное
влияние на бюджетный процесс
муниципального образования, имеющих
место в тот или иной бюджетный
год. При анализе влияния
Уровень инфляции по городу в 2009 году составил в среднем 10%. За 2009 год число прибыльных предприятий города сократилось в 2 раза, сальдированный результат составил минус 42,3 млн.руб., что в 2,6 раза выше уровня 2008 года, что существенно снижает налоговый потенциал территории. Малое предпринимательство развивается нестабильно, отсутствует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, большинство малых предприятий занимаются не производством, а перепродажей готовых изделий.
Рост инвестиций составил 70,8% в основном за счет нефтедобывающего сектора и средств из бюджета Оренбургской области.
Рост денежных доходов на душу населения составил 6,4% в действующих ценах, но с учетом индекса инфляции реально располагаемые доходы населения снижены на 9%. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 6% в 2008 году до 3% в 2009 году.
Современный потребительский рынок не отличался высоким уровнем товарной насыщенности, развитой конкурентной средой. Оборот розничной торговли на душу населения составил 82 тыс.руб., темп прироста по сравнению с 2008 годом составил 27,6%, объем реализации платных услуг – 13 тыс.руб., темп прироста – 14,3%.
Численность экономически активного населения составляет 52% общей численности муниципального образования. К 2010 году рынок труда города стабилизируется - уровень безработицы снизился в 2 раза и составил менее 4% экономически активного численности.
Достигнутые
экономические результаты весьма скромны.
Политика экономического роста не должна
быть противопоставлена социальной
политике. Экономический рост, прежде
всего, нужен для повышения
Бюджетный процесс г.Бузулук в 2009 году совершался в условиях замедления темпов экономического роста и сохранения высокого уровня потребительских цен по сравнению с 2009 годом. При этом в итогах социально-экономического развития г.Бузулук не представлены индексы физического объема продажи товаров и услуг, индекс цен промышленности, которые являются основными показателями, характеризующими темпы роста или замедления экономического роста. По данным Комитета по экономике Администрации г.Бузулук объемы выпущенной и отгруженной продукции промышленности по обследованным предприятиям (около 70) составили 7 792,8 млн.руб., что ниже уровня 2009 года в действующих ценах на 8,6%, индекс потребительски цен – 111,59%, что выше уровня прогноза на 2010 год – на 2,99-3,29%.
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2008 годом на 40 % и составил 2 486,8 млн.руб. со следующей структурой: жилищное строительство - 9,9%, строительство зданий – 41,6%, на приобретение транспортных средств, оборудования и пр. – 47%.
В 2008 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 111,4%. В 2006 году уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в целом составил 23 520,3 руб., в 2009 году – 20489,7 руб. Темп роста заработной платы составил 114,8%, что выше уровня потребительских цен на 3,21 процентных пункта, что говорит о росте заработной платы опережающими темпами по сравнению с инфляцией. Величина прожиточного минимума составила 5 113 руб. в месяц, что на 23,2% выше уровня 2009 года. Следовательно, по-прежнему реальная заработная плата растет более медленными темпами, чем прожиточный минимум.
В виду вышеизложенного необходима разработка новых программно-целевых подходов прогнозирования, учитывающих проектируемые результаты реализации мероприятий по достижению стратегических целей, определенных органами власти всех уровней. На этой основе необходимо принципиальное изменение действующей законодательной базы прогнозирования, а также уточнение нормативно-методической базы по подготовке прогнозов социально-экономического развития территории.
Бюджетный процесс г.Бузулук в 2009 году также как и в 2008 году, проходил в условиях замедления темпов экономического роста
Во второй главе курсовой работы мы проанализировали и охарактеризовали теоретические положения особенностей бюджетного процессе города Бузулука, а также провели практический анализ исполнения бюджета муниципального образования город Бузулук под доходам и расходам как основной стадии бюджетного процесса.
Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования