Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.
Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……
Вопрос
состояния территориальных
В бюджетном процессе муниципальных образований зачастую невидимые сразу проблемы и нарушения возникают чаще всего на стадии разработки и исполнения бюджетов, причем ошибки и проблемы на стадии разработки довольно часто порождают проблемы на стадии исполнения. Обозначим следующие проблемы, которые исходя из анализа, сделанного в предыдущей главе, имеют место в бюджетном процессе муниципальных образований.
На стадии разработки и утверждения бюджета:
1) Бюджеты
муниципальных образований
2) Не
разрабатываются долгосрочные
3) При разработке и принятии бюджета зачастую не устанавливаются цель бюджетной политики.
На стадии и исполнения бюджета:
1) По-прежнему
актуальна проблема
2) Из
вышеуказанной проблемы
3) Фактически профицит бюджета зачастую складывается в результате неисполнения расходной части бюджета. Плановая сумма дефицита бюджета составляет определенную сумму к доходам бюджета без учета финансовой помощи в нарушение ст.92 БК РФ. В источниках покрытия дефицита бюджета отражаются остатки субсидий, например, на капитальные вложения по состоянию на начало предыдущего года, которые не возвращены в бюджет субъектов федерации в нарушение п.2 ст.78 БК РФ, учтены в качестве остатка средств на начало очередного финансового года и использованы в предыдущем году на капитальное строительство по объектам в соответствии нормативными актами субъекта федерации.
4) Не всегда достигается цель бюджетной политики, в основном в силу совокупности вышеуказанных причин.4
В 2009 году впервые проект бюджета сформирован на три года в форме решения «О бюджете города Бузулук на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», что соответствует действующему БК РФ.
Проект
бюджета города формировался с учетом
необходимости перехода к модели
среднесрочного бюджетного планирования,
позволяющей ставить
Основными концептуальными и характерными структурными особенностями проекта местного бюджета являются:
- отсутствие
в представленном проекте
- утверждение в расходах местного бюджета на 2010 и 2011 годы условно утвержденных расходов в объеме 2,5% и 5% от общего объема расходов соответственно;
- утверждение
общего объема бюджетных
Как показывают
проведенные экспертно-
Как отмечено выше, одной из особенностей проекта решения о бюджете г.Бузулук на 2009 год и на период до 2013 года является отсутствие в нем распределения налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по видам налогов, сборов и платежей. В данном случае полная аналогия с федеральным законом о федеральном бюджете и окружным законом об окружном бюджете на 2009 год и на период до 2013 года не вполне обоснованна для местного бюджета. Отсутствие утвержденных решением о бюджете доходов в разрезе конкретных доходных источников приведет к утрате контроля со стороны представительного органа за их исполнением и, как следствие, к невозможности принятия своевременных мер к пополнению доходной части бюджета.
Учитывая, что в условиях перехода к среднесрочному бюджетному планированию, роль прогноза социально-экономического развития, разрабатываемого в соответствии с новой редакцией ст.173 БК РФ на период не менее трех лет, значительно повышается, Счетно-контрольная палата г.Бузулук провела анализ макроэкономических показателей развития муниципального образования, прогнозируемых на 2010-2013 г.г.: по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2013 г., в динамике за 2008-2013 годы с учетом статистических данных за отчетный 2008 год и оценки комитета экономики Администрации г.Бузулук по выполнению основных показателей за базовый 2009 год, на предмет соответствия основных направлений прогноза социально-экономического развития территории, утвержденным представительным органом программой социально-экономического развития и муниципальными целевыми программами.
Кроме того, в соответствии со ст.173 БК РФ Администрации г.Бузулук необходимо утвердить порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования г.Бузулук.
В качестве основного варианта для составления бюджета г.Бузулук на 2009-2013 годы выбран умеренно оптимистичный вариант, учитывающий более высокие темпы развития экономики. Существенно по сравнению с 2008 годом и прогнозом 2009 года возрастет налоговый потенциал территории и составит по оценке 2009 года 3 349,5 млн.руб. (темп прироста – 22,5%), бюджетный потенциал составит 567 млн.руб. (темп прироста – 27,6%). Индекс потребительских цен по оценке 2009 года снизится на 2,73 процентных пункта и по данным Комитета по экономике составит – 108,9%, что не соответствует действительности, так как индекс-дефлятор оборота розничной торговли составит 109,2%, индекс-дефлятор оборота общественного питания – 118%, индекс-дефлятор по платным услугам – 122,2%. Те же диспропорции наблюдаются при прогнозе на 2010-2013 годы.
В целом по оценке 2009 года денежные доходы населения составят 7 139,5 млн.руб., денежные расходы и сбережения населения – 8 457,3 млн.руб., превышение доходов над расходами населения – (1 317,7) млн.руб. (15,6% расходов). Данная информация говорит об изыскании «скрытых» доходов населения для покрытия своих расходов, то есть развит «теневой» сектор экономики, а также население имеет доходы, недекларируемые в установленном порядке.
Показатели прогноза социально-экономического развития г.Бузулук на 2010 год и на период до 2013 года отличаются от показателей социально-экономического развития, представленными в программе, утвержденной Решением Думы г.Бузулук от 17.02.2008 г. № 629. В прогнозе социально-экономического развития г.Бузулук на 2010 год и на период до 2013 года отсутствует взаимосвязь с целевыми программами, реализуемыми на территории г.Бузулук.
При расчете
налоговых и неналоговых
По данным представленных расчетов оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот в 2010 году по г.Бузулук составит 18 тыс.руб. (по местным налогам). Данная оценка потерь представлена на основании сведений с налоговой инспекции. При этом не учтены суммы предоставленных налоговых льгот в соответствии с Решениями Думы г.Бузулук об установлении местных налогов, так как данные решения приняты после составления проекта бюджета. Для объективной оценки потерь бюджета от предоставления налоговых льгот целесообразно устанавливать местные налоги на очередной финансовый год до начала разработки прогноза социально-экономического развития территории и проекта бюджета. Кроме того, отсутствует информация об оценке потерь бюджета от предоставления налоговых льгот, установленных федеральным и окружным законодательством.
Некоторые виды расходов (коммунальные услуги, расходы на продукты питания, перевязочные материалы) запланированы с учетом прогнозного индекса потребительских цен, который ниже представленного в прогнозе социально-экономического развития.
5) Представлять
Итоги социально-
6) Формирование
смет доходов и расходов
7) Утверждение
ставок местных налогов
8) В связи
с реформированием бюджетного
процесса и переходе на
9) Разработать
и утвердить порядок и
10) Доходную
часть проекта бюджета г.
11) Активизировать
работу с межрайонной
12) Привести
в соответствие с действующим
законодательством поступления
и учет доходов от
13) Планирование
бюджетных ассигнований
14) Активизировать работу по решению вопросов местного значения, установленных ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В связи
с переходом к программно-
Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования