Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс на муниципальном уровне.docx

— 337.86 Кб (Скачать документ)

Осуществление расходов местных  бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В ст. 54 Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существует такое понятие как  муниципальный заказ. В соответствии с ним органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг, связанных с  решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств  местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением  случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса  котировок цен на товары, работы и услуги, и случаев закупки  товаров, работ и услуг у единственного  исполнителя.

Доходы местных бюджетов также регламентируются Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ.

В соответствии со статьей 55 Закона, доходы местных бюджетов формируются  следующим образом:

К собственным доходам  местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения  граждан в соответствии со  статьей 56 настоящего Федерального  закона;

2) доходы от местных  налогов и сборов в соответствии  со статьей 57 настоящего Федерального  закона;

3) доходы от региональных  налогов и сборов в соответствии  со статьей 58 настоящего Федерального  закона;

4) доходы от федеральных  налогов и сборов в соответствии  со статьей 59 настоящего Федерального  закона;

5) безвозмездные перечисления  из бюджетов других уровней,  включая дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований, предоставляемые в  соответствии со статьями 60 и  61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи  из бюджетов других уровней,  предоставляемые в соответствии  со статьей 62 настоящего Федерального  закона, и другие безвозмездные  перечисления;

6) доходы от имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

7) часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и сборов и  осуществления иных обязательных  платежей, в размерах, устанавливаемых  нормативными правовыми актами  представительных органов муниципального  образования, и часть доходов  от оказания органами местного  самоуправления и муниципальными  учреждениями платных услуг, остающаяся  после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых  в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в  соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и решениями органов  местного самоуправления.

В состав собственных доходов  бюджетов муниципальных районов, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Размер указанных субвенций  определяется представительным органом  местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

Состав собственных доходов  местных бюджетов может быть изменен  федеральным законом только в  случае изменения установленного статьями 14 - 16 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов  и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий  изменение состава собственных  доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового  года, но не ранее чем через три  месяца после его принятия.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые  на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учет операций по распределению  доходов от налогов и сборов в  соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляется в порядке, установленном  Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Под средствами самообложения  граждан (ст. 56 Закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации») понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в  порядке самообложения граждан  устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных  категорий граждан, численность  которых не может превышать 30 процентов  от общего числа жителей муниципального образования и для которых  размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных в части 1 статьи 56 Закона разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно статье 58 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления»: Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

В местные бюджеты в  соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных  районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в  соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Доходы от региональных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  городских округов по налоговым  ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным законами субъектов  Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты  поселений и установленным законами субъектов Российской Федерации  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Доходы от федеральных  налогов и сборов зачисляются  в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных  районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие  местные бюджеты.

В местные бюджеты в  соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных  районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в  соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного  органа муниципального района, могут  зачисляться доходы от федеральных  налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов  в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Немаловажным аспектом организации  финансовых основ местного самоуправления является бюджетное регулирование  – процесс распределения доходов  и перераспределение средств  между бюджетами разных уровней  в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с  учетом государственных минимальных  социальных стандартов.

К средствам бюджетного регулирования  местных бюджетов относятся:

  1. нормативные отчисления от регулирующих доходов;
  2. дотации и субвенции местным бюджетам;
  3. средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  4. средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим кратко понятие дотаций, субвенций, межбюджетных трансфертов  и взаимозачетов.

Дотации – это средства, предоставляемые  местным бюджетам из федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ в порядке  бюджетного регулирования без целевого назначения. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также  доли (в процентам) средств, выделяемых из фондов финансовой поддержки муниципальных  образований, устанавливаются путем  применения единой методологии, разрабатываемой  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в соотношении  с законодательством Российской Федерации.

На осуществление определенных целевых расходов местным бюджетам могут предоставляться бюджетом другого уровня нашей бюджетной  системы субвенции. Они предоставляются  также на безвозмездной и безвозвратной  основах, однако в отличие от дотаций субвенции согласно Закону от финансовых основах местного самоуправления выделяются только на конкретные цели и на определенный срок.

Порядок предоставления субвенций  устанавливается нормативными правовыми  актами органов государственной  власти. Указанные органы осуществляют контроль за целевым использованием выделяемых средств.

Взаимозачеты – выделение средств  нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных  функций по решению Правительства; ссуды вышестоящих бюджетов.

Трансферты – оказание финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки регионов.

Из анализа приведенного выше материала видно, что к особенностям бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета по доходам относятся  образования доходов местных  бюджетов от:

  • региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данном случае особенностью является то, что налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет (в том числе и от муниципальных образований), возвращаются в бюджет муниципального образования по определенным нормативам отчислений.
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и другие безвозмездные перечисления. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней – также привилегия местных бюджетов; данная норма существует в российском бюджетном законодательстве для того, что подержать муниципальные (местные) бюджеты.

Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования