Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса;
определить понятие бюджетного процесса на муниципальном уровне;
охарактеризовать бюджетный процесс муниципального образовании город Бузулук;
проанализировать исполнение бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса;
рассмотреть проблему бюджетного процесса на муниципальном уровне и предполагаемые пути ее решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса и его особенностей на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………...6
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса……………………………………………………………6
1.2 Экономическая характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации………………………………………………………………….8
1.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт…………….17
2 Практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Бузулука…………………………………………20
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Бузулука…………………………………………………………………………………..20
2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………24
3 Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения……………………………………………………………………………….42
3.1 Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований……………………………………………………………………………....42
3.2 Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне…………………………………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………….48
Список использованных источников……………………………………………….......49
Приложение А Структура расходов бюджета г. Бузулука за 2009 г…………………50
Приложение Б Структура расходов бюджета г.Бузулук на 2009 год (Решение Думы г.Бузулук № 123)……

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс на муниципальном уровне.docx

— 337.86 Кб (Скачать документ)

Также в доходы местных  бюджетов зачисляются дотации, субвенции, взаимозачеты, а также трансферты, поступающие из вышестоящих бюджетов и Фонда поддержки регионов. Данное положение – также привилегия только местных и региональных бюджетов, которые получают поддержку из бюджета  федерального уровня.

 

1.3 Бюджетный процесс  на муниципальном уровне: зарубежный  опыт

 

 

В свете рассмотрения вопроса о  бюджетном процессе в России интересно  рассмотреть как проходит бюджетный процесс в зарубежных странах.

Рассмотрим, как проходит бюджетный  процесс в США.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области  финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры  расходов и доходов. Федеральные  власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы  приходится на долю затрат, связанных  с финансированием государственной  налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального  и городского хозяйства, противопожарной  охраны, лечебных и других учреждений.

К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные  налоги, доходы от услуг коммунального  хозяйства и другие не налоговые  доходы, дотации из федерального бюджета  и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых  доходов).

Таким образом, важно выделить, что  при единстве налоговой системы  США каждая административная единица  выбирает свою структуру налогов  с учетом разнообразия местных условий  и уровня жизни населения.

Закон, регулирующий составление президентского бюджета  указывает, что Президент обязан представить бюджет в Конгресс в  или после первого понедельника января, но не позднее первого понедельника февраля следующего финансового года, который начинается 1 октября. Это дает Конгрессу 8-9 месяцев до начала нового финансового года, чтобы рассмотреть бюджет.

Конгресс  рассматривает план бюджета, предложенный Президентом, и одобряет, модифицирует или не одобряет его. Конгресс может  изменять финансирование фондов, исключать  программы или добавлять программы, не заявленные президентом. Он может  вводить и исключать налоги и  другие источники поступлений, может  вносить прочие изменения, влияющие на объем поступлений. Конгресс не принимает  бюджет как таковой. В процессе вынесения  резолюции, он соглашается с общими доходами и расходами, размером дефицита или профицита и лимитами государственного долга. Бюджетная резолюция, кроме того, дает основу, на которой комитеты конгресса подготавливают финансовые законопроекты и прочие документы доходного и расходного законодательства. В каждом году Конгресс обеспечивает управление расходами по конкретным целям посредством отдельных официальных ассигнационных законов (традиционно их тринадцать). Также каждый год он вносит изменения в другие законы, касающиеся доходов и расходов. Определяя ассигнования, Конгресс голосует не непосредственно по уровню расходов, а по бюджетным полномочиям, которые влекут за собой финансовые обязательства, приводящие в свою очередь к определенным расходам. Отдельно, перед принятием решения об ассигнованиях, Конгресс обычно принимает законы, который уполномочивают агентства выполнять определенные программы и, в некоторых случаях, ограничивает объемы ассигнований для программ. Некоторые уполномочивающие законы теряют силу после одного года, некоторые – после обусловленного количества лет, а некоторые продолжают действовать. Конгресс может вводить ассигнования по программе, даже если специальное управление по ней и не определено. Конгресс начинает работу над бюджетом вскоре после получения его от Президента.3

На этапе  исполнения бюджета Правительство как правило обнаруживает потребность потратить больше средств, чем было ассигновано конгрессом на данный финансовый год, вследствие обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении бюджета и утверждении ассигнований. Например, может потребоваться больше средств для предоставления адекватной помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий. В таких обстоятельствах конгресс может выделить добавочные ассигнования.

Бюджетный процесс в Германии происходит следующим  образом. Бюджет выступает главным  звеном финансовой системы ФРГ, его  структура и бюджетный процесс  соответствуют федеративному характеру  государственного строя. В госбюджет  включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные  бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций).

На стадии составления центрального бюджета  министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное  правительство формально не имеет  права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой  контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим  целям экономической политики и  опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый  арсенал средств и методов  формирования доходных и расходных  статей госбюджета.

Не менее  интересен бюджетный процесс  в Японии. Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка  проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его  департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения  относительно объема и структуры  своих бюджетов, а также по некоторым  другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие  документы в бюджетный департамент  министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент  рассматривает поступившие материалы  и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно  Конституции Японии парламенту принадлежит  исключительное право распоряжаться  государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

В следующей главе дипломной  работы мы проведем практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере  бюджета города Бузулука, а также  обобщим результаты проведенного исследования.

 

2 Практический анализ  особенностей бюджетного процесса  на муниципальном уровне на  примере бюджета города Бузулука

2.1 Характеристика особенностей  бюджетного процесса города Бузулука

 

 

Официальное наименование муниципального образования - город Бузулук.

Представительным органом муниципального образования город Бузулук является Дума города (ст. 18 Устава).

Согласно статье 40 Устава города Бузулук, «Бюджет городского округа», город  Бузулук имеет собственный (местный) бюджет.

Местный бюджет утверждается Думой  города по представлению главы города на календарный финансовый (бюджетный) год.

В соответствии с Положением № 230 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании  городской округ город Бузулук», участниками бюджетного процесса муниципального образования город Бузулук являются:

  • Дума города Бузулука;
  • Глава города Бузулука;
  • Администрация города Бузулука;
  • Финансовый орган Администрации города Бузулука;
  • Счетно-контрольная палата города Бузулука;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • получатели бюджетных средств;
  • администраторы доходов бюджета муниципального образования;
  • администратор источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования.

Дума  города Бузулука:

  1. рассматривает и утверждает бюджет муниципального образования, внесение изменений и дополнений в бюджет муниципального образования и отчет о его исполнении;
  2. осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета;
  3. утверждает порядок предоставления бюджетных кредитов;
  4. формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета, утверждает порядок формирования контрольного органа муниципального образования;
  5. вводит местные налоги, устанавливает налоговые ставки по ним и предоставляет налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  6. определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядок направления в бюджет муниципального образования доходов от его использования;
  7. осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Оренбургской области, Уставом города Бузулука.

Глава города Бузулука:

  1. определяет бюджетную, налоговую и долговую политику муниципального образования;
  2. направляет бюджетное послание Думе города Бузулука;
  3. направляет в Думу города Бузулука для рассмотрения проект бюджета муниципального образования с необходимыми документами и материалами, а также отчет об исполнении бюджета;
  4. вносит в Думу города Бузулука предложения по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;
  5. осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Администрация города Бузулука:

    1. обеспечивает составление проекта бюджета муниципального образования (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана) и вносит его в Думу города Бузулука с необходимыми документами и материалами на утверждение;
    2. обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности;
    3. представляет отчет об исполнении бюджета муниципального образования на утверждение Думой города Бузулука;
    4. обеспечивает управление муниципальным долгом;
    5. осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовый  орган Администрации города Бузулука:

    1. на основании и во исполнение Бюджетного кодекса Российской Федерации, настоящего Положения, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации разрабатывает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
    2. организует составление проекта бюджета муниципального образования, представляет его в Администрацию города Бузулука;
    3. осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджета муниципального образования;
    4. разрабатывает и представляет в Администрацию города Бузулука основные направления бюджетной политики;
    5. ведет реестр расходных обязательств муниципального образования;
    6. получает от структурных подразделений Администрации города Бузулука материалы, необходимые для составления проекта решения о бюджете муниципального образования;
    7. проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета автономного округа;
    8. разрабатывает по поручению Администрации города Бузулука программу муниципальных заимствований;
    9. осуществляет управление муниципальным долгом;
    10. организует исполнение бюджета муниципального образования, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города и кассового плана исполнения бюджета муниципального образования;
    11. составляет и ведет сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования;
    12. обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением о бюджете муниципального образования;
    13. осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок предоставления главными распорядителями средств бюджета муниципального образования обоснований бюджетных ассигнований;
    14. осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) банковских гарантий и поручительств, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;
    15. осуществляет операции с муниципальными займами;
    16. исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации;
    17. осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Информация о работе Бюджетный процесс и его организация на уровне муниципального образования