Качественные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций

Описание

В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.

Содержание

1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования

Работа состоит из  1 файл

Копия качественные методы в социологии.doc

— 891.00 Кб (Скачать документ)

Комментируя эти сложности полевого этапа, нужно отметить, что все, что связано с техникой, должно быть проверено и перепроверено заранее. Всегда лучше ис­пользовать технику высокого качества, особенно это ка­сается качества кассет, которые потом будут расшифро­вываться, и чистота записи становится принципиальным вопросом. Перед началом интервью лучше проверить еще раз, работает ли диктофон, и в продолжении разгово­ра несколько раз перепроверить качество записи. Под рукой нужно всегда иметь бумагу для фиксирования бе­седы в случае поломки техники.

Что касается проблем, связанных с процессом обще­ния и процедурными вопросами, то, конечно, искусство вести беседу достигается в процессе практики. При под­готовке своего первого интервью желательно несколько раз «проиграть» в уме или с коллегами возможные пово­роты разговора, чтобы быть готовым к неожиданностям. Естественно, на этом этапе коммуникационные качества исследователя и его человеческая интуиция играют очень большую роль.

Наблюдение

Каковы действия исследователя?

Наблюдение объекта в естественной обстановке тре­бует от социолога особых организационных способностей, и прежде всего умения найти нужных людей для осве­щения определенных исследовательских вопросов, уме­ния произвести нужное впечатление и адаптироваться к новой незнакомой ситуации. В практике качественных исследований наблюдение часто называют также «поле­вым исследованием».

Наблюдение состоит в выполнении следующих дей­ствий :

■ Выбрать ситуацию для наблюдения, при необходимости получить разрешение на доступ в данное сообщество.

■ В поле определить, что и кого именно нужно наблю­дать, когда и как долго. Общение с ключевыми фигура­ми будет в этот момент наиболее полезным.

■ Лучше, если первоначально кто-нибудь представит вас окружающим. Будьте дружелюбны, но не проявляйте особой активности. Первоначально фиксируют только первые внешние характеристики объекта наблюде­ния. Первые серии наблюдений должны содержать минимум заметок, они просто снимают ситуацию по­вышенного интереса к наблюдателю.

■ Определить, какова будет ваша роль как наблюдателя. Эта роль может варьироваться от включенного учас­тия до стороннего наблюдения (аутсайдера). Суще­ствует также тактика постепенного перехода от роли аутсайдера к роли включенного наблюдателя.

■ Подготовить бланк протокола наблюдения, где будут фиксироваться все полевые заметки. В этот протокол будут вноситься как описательные данные, так и раз­мышления по поводу своего опыта, неожиданных от­крытий и эмоциональных переживаний.

■ Хорошо бы записать на диктофон свои впечатления о внешности информанта, окружающей обстановке, ос­новных событиях, а также ваше личное отношение к происходящему [62].

■ После окончания наблюдения рекомендуется посте­пенный выход из ситуации с выражением благодар­ности участникам наблюдения за помощь в проведе­нии исследования.

В протоколе наблюдения подробно описывается каж­дая процедура наблюдения, ее длительность. Как и в слу­чае с интервью, фиксируются время и место наблюдения, имя и фамилия исследователя и участников.

«Описательные заметки» состоят из регистрации от­дельных элементов процесса или события, а также описа­ния внешнего фона происходящего. Здесь же — «ком­ментарии» исследователя по поводу каждого элемента произошедшего, заметки о ходе наблюдения, его характе­ре, а также о роли данного события или процесса для раз­вития ситуации в целом.

К итоговым документам исследования присоединя­ются все возможные данные об объекте: полевые замет­ки, карты, фотографии, официальные и неофициальные документы — все то, что поможет при дальнейшем не­формальном всестороннем анализе объекта.

Возможные сложности в процессе наблюдения Вновь обратимся к Дж. Кресуэлу за информацией о наиболее часто встречающихся сложностях:

■ Сложности первого контакта: трудно установить пер­вичный контакт с людьми, подлежащими изучению.

■ Сложности доступа к объекту: трудно войти в контакт с определенными группами; непросто решить, в каких случаях необходимо наблюдение в естественной об­становке; можно ли получить надежные результаты, если хорошо знаком с данной средой.

■ Сложности процесса наблюдения: непросто решить, какие заметки важны, а какие нет; в какой форме в полевые заметки включать высказывания, мнения участников; трудно сохранять роль пассивного наблю­дателя; затруднительно сузить широкое поле наблю­дения до исследования узко направленных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ  8. ХРАНЕНИЕ ПОЛЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Разнообразные виды текстов, материалы из личных архивов, дневники наблюдений, собранные в поле, пред­ставляют собой уникальный исследовательский матери­ал, который может быть впоследствии использован как данным исследователем, так и его последователями. Он имеет социальную и историческую ценность. Обычно на базе качественных исследований (особенно в случае ис­тории жизни или истории семьи) собираются настоящие архивы «человеческих документов», открытые для науч­ного анализа на протяжении десятилетий. Масштаб та­кой информации далеко превосходит непосредственные задачи данного исследования и может впоследствии ис­пользоваться под разным углом зрения неоднократно.

Поэтому проблема долговременного сохранения по­левой информации представляется весьма важным мо­ментом качественного исследования.

Хранение информации включает выбор формы компьютеризации или другого способа сохранения пер­вичных данных для долговременного и многократного использования. Кроме того, полезно предусмотреть и об­щую систему кодирования текстов по дате и месту прове­дения, имени участника исследования и т. д.

Здесь разумно придерживаться следующих правил.

Первое правило: Первичная информация должна предельно адекватно воспроизводить высказывания уча­стников исследования. Она фиксируется на аудио- (иног­да _ видео-) пленку. Стенография не желательна.

Второе правило: Первичная информация содержит также краткий комментарий исследователя, его живые, непосредственные впечатления, вопросы для дальнейшего уточнения. Для полной сохранности их лучше записать на ту же пленку после окончания полевого исследования.

Третье правило: Информация должна быть пред­ставлена в форме, пригодной для длительной аналити­ческой работы: в виде текста на бумаге или в компью­терной записи. С точки зрения сохранности, лучше иметь информацию в обеих формах.

Четвертое правило: Хорошо бы сделать как можно больше копий текстового материала для последующей «работы ножницами» — соединения частей текста по со­ответствующим темам, датам, событиям.

Пятое правило: При кодировании первичных данных реальные имена заменяются символическими или кодами для сохранения анонимности участников исследования.

Шестое правило: Составляется общий список всех имеющихся единиц хранения с указанием присвоенных имен и места хранения. Такой список окажется необходимым при последующих ссылках в отчетах и публика­циях на тот или другой документ из общего списка. Еще лучше составить также общий список тем, содержащих­ся в каждой единице хранения.

Письменной формой воспроизводства устной инфор­мации является транскрипт. Он сохраняет все дослов­ные высказывания респондента и характер его речи без какого-либо редактирования. Специфика качественной информации состоит в том, что ее источник (индивид) мо­жет принадлежать к совсем иной культуре. Фиксация его речевых особенностей может стать отдельным объектом социо-лингвистистического анализа. Поэтому так важно дословно фиксировать живую разговорную речь людей.

Правильно оформленный транскрипт облегчает пос­ледующую научную обработку текстовой информации при сравнении отдельных текстовых отрывков.

Примером правильно оформленного транскрипта может служить биографическое интервью, данное в При­ложении (с. 241).

В нем фиксируется:

а)              нумерация строк разговорной речи. Она проставляется при распечатке разговорной речи с кассеты на левом поле от основного текста. Это нужно будет при дальнейшей построчной обработке транскрипта в процедуре описания, а также для ссылки на этот отрывок в итоговом отчете или публикации (см. образец в Приложении);

б)              фиксируются паузы, интонации (смеется, удивлен, возмущен), а также эмоциональные междометия (хм, э-э-э, ну-у, нет-нет!). Естественно, не надо превращать это в самоцель и повторять их с рабским упорством. Это необходимо исключительно для того, чтобы подчеркнуть специфику речи говорящего;

в)              по возможности, желательно также отражать в транскрипте диалектические словообороты рассказчика и особенности его произношения или интонаций, если это близко к исследовательским целям разработчиков;

г) существуют также общие письменные правила фиксации разговорных форм:

(.)              — короткая пауза, остановка

(...) — средняя пауза

(пауза) — длинная пауза

(?)              — вопросительная интонация

(з.) — затруднение в формулировке, колебание

хххх     — подчеркнутое ударение на данном слове

(смех)  — характеристика эмоциональных реакций

(откровенно), (растянуто) и т. д. — воспроизводит интонационные особенности и ставится перед соот­ветствующим местом

(быстро) — быстрое подсоединение к предыдущему выс­казыванию или ссылка на какой-то источник или эпизод

(нпт)    — непонятная фраза

расск...— неоконченное слово

… — неоконченное предложение;

д)              оставляются большие поля на правом крае страницы, как минимум в 3 см, для пометок, комментариев или первичного описания;

е)              заметным образом выделяются партнеры по интервью. Это можно сделать отделив их высказывания пробелом или выделив курсивом (И: — интервьюер, Р: — рассказчик). Вопросы, стимулирующие рассказ или направленные на переход к другой теме, можно также выделить шрифтом, чтобы легче было потом различать отдельные тематические блоки.

Соответствующие инструкции по форме фиксации разговорных экспрессии должны быть даны тому, кто делает транскрипт, еще до его написания.

Как мы уже говорили, при составлении транскрипта оставляют большие поля для первичных и последующих комментариев исследователя. Такие заметки обычно на­зываются «мемос» (памятки). Все заметки, как эмоцио­нальные, так и первые аналитические предположения, фиксируются на полях.

Занесение текстовой информации интервью или на­блюдений в компьютер и их одновременное кодирова­ние по тематическим блокам является наиболее удоб­ным способом хранения, особенно в случае большого коли­чества единиц наблюдения16.

При малой численности интервью нет необходимос­ти в компьютерной кодировке жизненных эпизодов. К тому же, механическая процедура разбивки материала на эпизоды имеет и свою отрицательную сторону — лишает жизненный документ его уникальности как целого.

Выводы:

Полевой этап исследования может быть представлен сле­дующей последовательностью шагов:

■              Выбор проблемы, цели исследования и формулировка

основного вопроса.

■              Определение субъектов исследования и организация

доступа к ним.

■              Отбор конкретных фигур и обоснование своего выбора;

выбор места проведения исследования для детального изучения по одной из тактик.

■              Сбор информации по одному из методов при привлече-

нии всей возможной информации, собранной други­ми методами (мультиметод сбора данных при помощи интервью, наблюдений, документов, аудиовизуальных материалов).

■              Подготовка к будущему анализу данных: решение о форме

протоколов, полевых заметок, кодировании общего списка интервью и решение этических вопросов с участниками исследования (разрешение на публикацию), Выбор формы хранения и способа систематизации по­левых документов в единицах хранения.

 

 

Практические задания:

1.   Проведите первый пробный сбор данных по свое­му проекту и составьте краткие комментарии о полевых работах. Подумайте, какие сложности на данном этапе оказались для вас наиболее существенными.

2.   Опишите последовательность шагов, предприня­тых вами для осуществления исследования.

3.   Один из излюбленных учебных приемов— при­влечение самими студентами все новых, еще не испробо­ванных источников информации: например, анализ пере­писки по e-mail. Преподаватели в учебных целях также предлагают нестандартные задания, например запечат­леть на фотокамеру образы, символизирующие войну и мир. Попробуйте самостоятельно или с коллегами найти такой нестандартный источник и проанализировать его как текстовой или зрительный образ.

ПЕРВИЧНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДАННЫХ

Осмысление данных — наиболее кропотливая и ин­тересная часть работы, отнимающая много времени и сил, но приносит творческое удовлетворение новым видени­ем социальной реальности.

В данной главе речь пойдет о первичном анализе текстовой информации — анализе полевых документов. Обычно они представляют собой неструктурированные тексты, которые нужно привести в форму, пригодную для аналитической работы. Принять решение о способе ана­лиза первичной информации — это дело самого исследо­вателя, но такое решение подготавливает почву и предоп­ределяет те или иные результаты научного поиска. По­этому мы остановимся на общих принципах подхода к текстовым данным, разных способах первичного описа­ния и первичном кодировании. Выбор наиболее подхо­дящего пути — дело самого исследователя.

Информация о работе Качественные методы