Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций
В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.
1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования
В целом классификация означает организацию данных путем отнесения эмпирических результатов первоначально к обобщенным категориям (первичная классификация) и последующего разделения этих категорий на субкатегории для выяснения связей между ними.
21 Известный логик Марио Бунде писал, что интуиция — это «хлам» на чердаке нашей памяти, из которого по необходимости мы извлекаем нужные предметы.
Правила классификации:
Классификация является важным шагом концептуального анализа.
■ Она предусматривает новое построение первоначального текста теперь уже на основе обобщенных понятий (кодов, тем, категорий).
■ Классификация осуществляется на основе интеграции суждений здравого смысла и аналитической интуиции исследователя.
■ Главная цель — сравнение фрагментарных данных, их обобщенное представление для последующего аналитического осмысления связей.
■ Многократный пересмотр выбранных категорий способствует более адекватной классификации.
■ Итоговая классификация должна соответствовать проблемным целям исследования.
Теперь, когда обыденные понятия классифицированы, мы можем: выявлять закономерности; вариации признаков и условия их появления; отклонения, сходства и различия в смыслах и образцах поведения в разных общностях.
МЕТОД АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ
Как справедливо отметил А.Тоффлер, нам хорошо удается процесс расчленения данных, но при этом мы часто забываем, как соединить эти части снова. Я. Дей в этой связи добавляет, что такая проблема возникает тогда, когда мы забываем, что описание и классификация не являются самоцелью, а служат своей сверхцели — убедительно представить результаты проведенного анализа [75, с. 47].
Субкатегории — это строительные блоки качественного анализа. Мы их сконструировали. Но возведение здания требует соединения блоков в единое целое, руководствуясь определенным проектом постройки. Здесь аналогия со строительством обрывается, так как готового проекта постройки у нас нет. Что делает исследователь в этом случае? Он выявляет «естественные» связи между субкатегориями, чтобы посмотреть, каким образом они создают единое здание.
Возвращаясь к образу возведения здания, скажем так: оно строится не из стандартных одинаковых блоков, но из глыб и камней разной формы и размеров. Их надо подогнать друг к другу, имея в проекте идею построения чего-то определенного: либо жилого дома, либо пристройки к нему, но не здания «вообще», как оно получится.
Методом проб и ошибок мы начинаем сопоставлять разные, на первый взгляд, несовместимые части в целое, для того, чтобы взглянуть иначе на уже известные вещи. Итак, мы объединяем субкатегории в кластеры, которые объединяют внутренне тождественные и не связанные между собой категории в более емкие «образы».
Тогда весь путь к построению теории можно представить схематично как движение от первичного описания к классификации данных в категориях и субкатегориях; последующее выявление связей между отдельными субкатегориями, конструирование кластеров и построение концепций (рис. 5). Рисунок хорошо иллюстрирует весь процесс, включая отдельные «тупиковые» пути возведения здания: из отобранных категорий некоторые не вписались в будущий проект, некоторые субкатегории также остались вне «естественных» связей. Окончательная концепция состоит всего из двух кластеров, объединяющих внешне несвязанные данные.
Такой путь мы проделали в нашем исследовании передачи социально-культурных ценностей от поколения к поколению. Мы заметили, что часто взрослые исследуемые (1960—65 гг. рождения), имевшие бабушек 1900—1910 гг. рождения, в своих историях жизни упоминали, что именно бабушки (а не матери) оказали на них наибольшее влияние в детстве. В первых же интервью была отмечена очевидная связь между наличием бабушки и культурным уровнем внуков (раннее знакомство с грамотой и литературой, дополнительные внешкольные занятия, получение внуками высшего образования). Возникло основание для первичной гипотезы о «культурном влиянии бабушек на воспитание внуков в русских семьях» (в связи с тем, что матери большую часть времени были заняты).
Оказалось, однако, что рано обобщать наши случаи в качестве русского «феномена бабушек». Там, где есть закономерности, должны быть и вариации, и отклонения. Обнаружились семьи, имевшие бабушек, но их влияние не было напрямую связано с уровнем образования и культурой взрослых внуков. Бабушки респондентов упоминались в качестве влияющего фактора, но с уровнем образования внуков это сочеталось не всегда. Такие исключения заставили внимательно присмотреться к «отклоняющимся» семьям.
В качественном исследовании всегда есть возможность вернуться и более подробно рассмотреть «ключевые» моменты, фигуры или события, характеризующие отклонения, которые тоже подлежат концептуализации. В приведенном примере мы искали отклонения от ряда случаев, первоначально обобщенных как «феномен русских бабушек». В принципе, поиск отклонений, несоответствий первоначальному обобщению и есть ключевой способ обоснованной кластеризации.
Мы отобрали такую семью и вернулись к ервичному тексту интервью для более подробного рассмотрения эпизодов влияния бабушки на внука. В чем непосредственно оно состояло?
Или, другими словами: каковы были обязанности бабушки в этой семье? Оказалось, что в «отклоняющейся» семье они в основном сводились к уходу за внуком, к функциям «няни». Наше предположение уточняется: не все бабушки выполняли функции культурного воспитания внуков, некоторые исполняли роль заботливой няни. Но почему в предыдущих интервью воспитательная функция бабушек регулярно повторялась, а эта семья оказалась исключением?
Вернувшись к исходным данным, мы убедились, что здесь бабушка не имела высокого образования и большую часть своей жизни прожила в деревне. Теперь возникла уточняющая гипотеза, которая заставила искать связь между несколькими категориями: влияние бабушек, культурный уровень внуков, функции бабушек в семье, а также среда, в которой воспитывалась сама бабушка, и ее образование. Впоследствии из этих категорий возникли субкатегории: «функции образованных бабушек» и «функции необразованных бабушек»; «культурный уровень внуков в образованных семьях» и «культурный уровень внуков в необразованных семьях». Сравнив функции бабушек из образованных и необразованных семей, мы пришли к окончательной формулировке концепции: бабушки из образованных семей по их социальной роли в семьях своих детей отличаются от бабушек из семей необразованных: первые становятся воспитателями и передают внукам культурный капитал, полученный в детстве, тогда как бабушки из необразованных семей не являются «трансляторами» культурного капитала, а выполняют функцию няни.
Заметим, что окончательная интерпретация данных проводилась в нашем примере в социологических категориях: «социальная роль в семье», «культурный капитал», «трансляция культурного капитала».
Таким образом, мы прошли путь аналитической индукции:
первоначально упоминавшиеся в нескольких биографических текстах разнохарактерные занятия бабушек с внуками (бабушка пела песни, рассказывала сказки, кормила и ухаживала, когда болел, учила грамоте и т. д.) были объединены в категорию «функций бабушек в семье»;
затем категория «функции бабушек в семье» была разделена на две субкатегории: «функции бабушек образованных семьях» и «функции бабушек в необразованных семьях»;
аналогично категория «уровень образования бабушки» была разделена на субкатегории (высокий/низкий); категория «среда выхода бабушки» на «интеллигентская» и «крестьянская»; «успехи внука» как категория на — «интеллектуал», «служащий», «простой»;
затем субкатегория «функции бабушек в образованных семьях» функциям была соединена с, казалось бы, несвязанными с ней субкатегориями, описывающими ее среду выхода и жизненные успехи ее внука.
в результате мы получили окончательные кластеры. Первый «образ» — «бабушка-воспитатель», которая передала культуру своей среды внуку, а второй — «бабушка-няня», которая ухаживала за внуком, была его семейным защитником, но не транслятором культуры своей среды.
первый образ бабушки, как мы выяснили, характеризуется передачей культурного капитала бабушкиной семьи, тогда как второй — лишь функцией ухода за внуком.
Мы выделили, по выражению Знанецкого, логические классы, которые в данном случае представляют всю совокупность бабушек, хотя репрезентативно бабушек мы не изучали. Мы только предположили такое обобщение: все бабушки ведут себя аналогичным образом.
Таким или примерно таким образом достигается заключительный этап исследования — восхождение к некоторой «мини-теории». Используется логика аналитической индукции. Это метод, который предполагает интенсивное изучение отдельных случаев в качестве доказательства того, что некоторая закономерность имеет общий характер и распространяется на всю совокупность. В нашем случае правомерность таких обобщений была подтверждена количественными данными лонги-тюдного исследования молодых взрослых на большой выборке, где на основе факторного анализа обнаружилась связь между высоким образованием бабушки и уровнем образования внука, тогда как для «необразованных» бабушек такой зависимости найдено не было.
Однако в количественном исследовании мы смогли зафиксировать только связь между двумя переменными, здесь же удалось построить обобщенные «образы», модели социальных ролей бабушек в разных семьях.
ВОСХОЖДЕНИЕ К ТЕОРИИ
Американские социологи А. Страус и Б. Глейзер [40] предложили иную концепцию качественного анализа, которую назвали разработкой grounded theory (восхождение к теории), т. е. создание мини-теории, непосредственно на основе концептуализации наблюдаемых фактов. Такая мини-теория как бы конструируется, выстраивается на фундаменте фактов из жизни или отдельного случая.
Исследователь выдвигает комплекс идей и, руководствуясь ими, концептуализирует определенный, узкий аспект обыденной практики. Другими словами, интерпретация узкого аспекта всесторонне проанализированного случая поэтапно ведет ко все более высокому уровню обобщения, вплоть до создания «теории данного случая». Выдвинутые идеи позволяют логически выстроить несвязанные части реальной жизни в определенную совокупность конструкций и таким образом создать целостную картину отстраненного видения некоторого отдельного аспекта социальной реальности. Проиллюстрируем это на примере, который мы уже приводили в главе III, но теперь уже с точки зрения пути построения теории.
Авторы детально описывают наблюдения за больными и медицинским персоналом в клинике. Обнаруживается, что во взаимоотношениях между ними немалую роль играют приборы и инструменты, часто причиняющие боль и страдания. В результате аналитического описания возникла обобщенная категория «стратегия борьбы с болью», которую они, в соответствии с конкретными формами проявления этой категории, представили в виде субкатегорий: «стратегия борьбы с болью техническими средствами» и «стратегия борьбы с болью через адаптацию к боли». Затем были сформированы два кластера, где каждая из стратегий рассматривалась в связи с конкретными последствиями для «состояния больного» и его «представления о боли». В результате авторы вышли на теоретическо-философское осмысление проблемы боли: что такое боль, как ее воспринимают люди и каким образом возможно нормальное существование человека в ситуации постоянных хронических болей [114].
Основное назначение исследовательских идей, возникающих в процессе наблюдений, интервью, как раз и состоит в концептуализации обыденного опыта, считают Б. Глейзер и А. Страус [113], и задачей исследователя является создание своей мини-еории. В этом отличие от количественного подхода, где цель — верификация, проверка уже существующих более общих теорий. Здесь же теории и идеи проверяются только в одном аспекте — насколько они адекватны по отношению к конкретным данным.
Согласно grounded theory любой аспект повседневной реальности можно концептуализировать. Восхождение от фактов к теории возможно благодаря тому, что:
■ качественные данные всегда содержат информацию о структурах, отклонениях, нормах, процессах, образцах поведения и их результатах;
■ полученные полевые данные могут считаться конечными (достаточными) для изучения некоторой узкоограниченной области социальной реальности, в рамках которой обычно действует не так много исследователей;
■ эти сведения должны содержать информацию о разных сторонах жизнедеятельности объекта в единстве его сложностей, противоречий, т. е. в реальной ситуации бытия;
проблема состоит в том, чтобы правильно систематизировать собранную информацию, закодировать ее, а затем — проанализировать так, чтобы в результате она
приобрела теоретический смысл. Рассмотрим, каким образом происходит построение некоей мини-теории при изучении двух случаев: истории жизни двух людей в конкретный период советской истории — России 30—40-х годов [39, с. 144—179].
Мы начинали с «плотного описания» профессиональной карьеры одного респондента Ивана Д. и классифицировали его жизненные эпизоды в понятиях социальной мобильности. Выяснили, что в 30—40-е годы эпизоды его социальной мобильности сменялись очень часто — примерно раз в два года Иван Д. менял место жительства в связи с переходом на новую работу. Его стратегию в понятиях социальной мобильности можно назвать высокой социальной мобильностью в эти годы (см. данные ниже). Она имела особый характер: это постоянное мигрирование по отдаленным от столицы местам, как бы кружение по разным точкам:
1932— Мариуполь, экономист комбината «Никель».
1933 — Никополь, начальник планового отдела комбината.
1935 — Комсомольск-на-Амуре, начальник планового отдела стройки.
1938 — Азовсталь, начальник планового отдела комплекса.
1939 — Магнитогорск, начальник планового отдела промыш-
ленного комплекса. 1942 — Липецк, главный инженер реконструкции завода.
1949 — Москва, строительство высотных зданий.
1950 — Москва, начальник отдела Министерства строительства. Описывая эту стратегию в контексте того времени, можно