Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций
В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.
1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования
сравнение полученных данных с другими источниками информации и прежде всего количественными (если они имеются) для определения степени типичности, репрезентативности данного «случая». Хороший способ повышения надежности данных — отбор объектов для интервьюирования из выборки уже выполненного массового обследования20. В любом случае перед началом анализа следует задать себе два вопроса:
Первый — насколько и в чем можно доверять интервьюируемому, что нужно проверить дополнительно?
И второй вопрос — в случае привлечения интервьюеров, необходимо проверить, как сложились его отношения с участником исследования: не были ли возраст, пол, взгляды интервьюера поводом для неискренности рассказчика? Задача исследователя-аналитика состоит не просто в том, чтобы устранить эти сложности. Более важно при дальнейшей интерпретации материала учитывать их влияние или хотя бы оговорить возможность такого побочного влияния на рассказ.
Вместе с тем, необходимо помнить, что проблема искренности рассказчика для социолога имеет несколько иной смысл, чем, например, для историка, которому необходимы свидетельства очевидцев. Социологу важнее разобраться, какие культурологические особенности стоят за тем или иным «социальным мифом» или искажением факта. Тут прежде всего надо задаться вопросом: какие поколенческие, национальные, региональные или другие особенности жизни человека ведут к искажениям в изложении одного и того же факта?
Сопоставление данных из разных источников может стать самостоятельной темой исследования. Так, в нашей практике исследования истории семей мы столкнулись в одной из семей с таким случаем. Представители двух поколений семьи (мать и сын) рассказывали об одном и том же эпизоде семейной истории: как их предок, крестьянин, выходец из глубокой деревни стал образованным медиком. Мать, принадлежа к так называемому «советскому» поколению передавала этот эпизод как показательный пример, что дала советская власть выходцам из деревни. Ее сын, идентифицируя себя с другим поколением (критически относящимся к советскому периоду), этот же эпизод излагал как случай необыкновенной личной одаренности деда, который смог несмотря на все социальные преграды получить высшее образование благодаря личным талантам.
Центральная задача — выявить скрытый социальный смысл наблюдаемого факта.
ТРИАНГУЛЯЦИЯ
Для повышения надежности результатов при исследовательской интерпретации данных применяется метод триангуляции — перекрестной интерпретации некоторого фрагмента, случая тремя исследователями, работающими в команде.
Впервые этот термин использовал Дж. Кемпбелл, считая, что данные, подтвержденные двумя независимыми источниками, более убедительны, чем данные одного источника.
Перекрестная триангуляция осуществляется: а) как сопоставление разных интерпретаций трех различных исследований; б) как сравнение интерпретаций с позиций разных методов; в) как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; г) как повторени результатов на том же объекте через определенны промежуток времени.
Триангуляция повышает надежность данных путе: выявления коллективного мнения (или междисципли нарного взгляда) относительно одного эмпирическог объекта. Первоначально выясняется независимое мнени разных исследователей по поводу одного и того ж объекта. Затем в ходе коллективной дискуссии эти мне ния обсуждаются, крайние позиции отбрасываются, в оценке выделяется общее рациональное зерно.
В случае индивидуального проекта возможно привлечение двух-трех коллег со стороны для обсуждения спорных или сомнительных интерпретаций, чтобы представить наиболее очевидную для всех, единую трактовку изложенного эпизода или рассказа в целом.
Основные требования к этапу описания:
1. Текстовой материал представляет собой информацию о социальной реальности в субъективном видении участников исследования, поэтому, осуществляя аналитическое описание и первичное кодирование, необходимо ориентироваться прежде всего на выявление таких данных.
2. Субъективные значения и смыслы повествования описываются в определенном пространственно-временном контексте.
3. Прежде чем окончательно определить смыслы и значения, полезно обсудить транскрипт с другими участниками исследования.
4. Не следует пренебрегать возможностью несколько раз вернуться в поле и уточнить у участника исследования, какой смысл имело для него то или иное явление, событие, поступок.
5. Одиночное высказывание или субъективное
мнение индивида само по себе еще не может служить
достаточной основой для анализа и построения гипо
тез; оно должно быть поддержано другими источника
ми информации об объекте (научной литературой, дан
ными других исследований или же сопоставлены с
другими данными того же источника информации).
Выводы;
■ Аналитическое описание или первичная интерпретация данных означает прежде всего интерпретацию личностного смысла человеческого поведения или, другими словами, приписывание ему определенных значений прежде всего с точки зрения самих людей. Это первый шаг к анализу данных независимо от избранной тактики (кейс-стади, истории жизни и других). Этот этап может быть назван интерпретацией первого порядка или, по Веберу, «непосредственно наблюдаемым пониманием» действий участников исследования [31, с.118].
Исследователи, как мы видели, выбирают различные пути соединения аналитического видения проблемы и видения самих участников: от плотного описания, в наибольшей степени приближенного к языку и жизненным реалиям, до более ранней собственно исследовательской интерпретации в тактике А. Страуса (открытое, осевое и выборочное кодирование). От позиции социолога и целей конкретного проекта зависит решение следовать той или иной логике.
Некоторые авторы (особенно этнографического направления) останавливаются на описательном анализе, иногда с комментариями по поводу субъективной точки зрения участников (акторов). В этом случае они предоставляют возможность анализировать их данные и выдвигать гипотезы последующим исследователям. Описанием ограничиваются и тогда, когда источник информации является уникальным, раскрывает какой-то до сих пор неизвестный феномен, подлежащий осмыслению.
О переходе от интерпретаций первого порядка к теоретическим конструктам будет рассказано в следующей главе.
Практические задания:
1. Проведите аналитическое описание собранных вами данных.
2. Используя также текст интервью, приведенный в Приложении, опишите отдельный эпизод способом плотного описания.
3. Выберите один тематический блок и преобразуйте его способом открытого, выборочного и осевого кодирования.
4. Попытайтесь определить, какие из описанных вами результатов требуют дальнейшего теоретического анализа, и спланируйте последовательность шагов для продвижения к этому этапу исследования.
Рекомендуемая литература:
Об открытом, осевом и выборочном кодировании: Малышева М. М. Способы кодирования и анализа качественных данных/ В кн.: Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях.
О логике анализа текстового материала: Ярская-Смирно-ва Е. Социокультурный анализ нетипичности. Гл.: Эпистомология и метод анализа нарративов.
О проверке надежности данных: Биографический метод: история, методология, практика/ Под ред. Ме-щеркиной Е., Семеновой В. В. Гл.: Э. Хоффман. Валид-ность и надежность в устной истории.
О триангуляции: Романов В. Процедуры, стратегии, подходы «социальной этнографии».
АНАЛИЗ ДАННЫХ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
Из предыдущей главы мы знаем, что процесс аналитического описания является детальной фиксацией того, что исследователь получил в поле от участников ситуации. Такое описание можно представить как расчерченное поле эмпирии. Оно является хорошей базой для начала собственно концептуального анализа и состоит в переструктурировании поля эмпирии в поле научного анализа. Это происходит путем сопоставления полученных данных с теоретическим знанием и построения на их основе определенной концепции, «мини-теории» описываемых событий. Исследователь из эмпирика-наблюдателя становится аналитиком. На этом этапе он сталкивается с проблемой представления полученных данных. В какой форме их изложить (в виде таблиц, матриц или повествовательного изложения)? Как из огромной массы эмпирических материалов выстроить научное видение исследуемого объекта?
Эмпирические данные дают только основу для анализа, а не диктуют ее. Для выстраивания определенного концептуального представления о реальности необходима серия определенных шагов, в результате которых действия и события могут быть переведены в научные категории.
КАТЕГОРИИ И СУБКАТЕГОРИИ
Первый шаг состоит в обобщении сходных данных в одной категории. Категоризация — есть метод, посредством которого разрозненные свидетельства объединяются в определенную совокупность, в один класс понятий выраженных социологической категорией. Категоризация всегда служит для определенных исследовательских целей. Обычно в тексте выделяется не более двадцати обобщенных категорий.
Так, например, в нашем примере с жителем Арбата П. первичная классификация «место рождения» и «Арбат» могут быть объединены в одну большую научную категорию «идентичность», если проект ориентирован на это проблемное поле, или «культурная среда выхода», если в фокусе интереса динамика культурного становления личности.
На следующем этапе нам потребуется конкретизировать обобщенные категории в субкатегории для конкретизации условий их проявления: т. е. при каких условиях они реализуются или какие условия функционирования объекта приводят к данным результатам.
Дж. Кресуэл приводит аналогию с семьей. Если обобщенная категория — это семья, то субкатегории — дети, а внуки — непосредственный сегмент текстового материала. Другими словами, субкатегории находятся в некотором отношении подчиненности к обобщенной категории. Так, в случае с «арбатским жителем» при исследовании его «идентичности» как обобщенной категории могут быть введены более конкретные субкатегории: «идентичность с малой родиной», «идентичность с профессиональной средой», которые конкретизируют обобщенное понятие и выявляют условия его проявления и т. д.
Выделение таких субкатегорий необходимо для построения в дальнейшем связей, зависимостей между классифицированными фрагментами.
Рассмотрим пример анализа высказываний о роли и авторитете отчима в семье из исследования Е. Мещеркиной [33, с. 312].
Отрывок из интервью: «... Конфликты с отчимом? Нет, были, конечно, иногда. Но вот, кстати, он никогда не любил меня учить чему-нибудь или, там, мораль читать. В основном мать, конечно. Она заставляла его даже ремешком меня стегать, но это редко было. Я на них не злюсь. А он считал, что я должен сам все понять, за это я ему благодарен... Он мне не насаждал свое мнение, но когда я уже подрос, уже окреп... К тому же я тогда года два, так 9—10 класс, занимался каратэ, чего-то умел. Помню даже пару раз было — я его побил. И с тех пор он вообще уже ко мне не приставал. Ну, так, поорет...» Категоризация:
* отношения с отчимом (применение силы в воспитании, «жесткая» практика);
* роли отчима и матери в воспитании (периферийная роль отчима, активная — матери);
* изменение в семейных отношениях по мере взросления сына (занятия спортом, реализующие агрессивность, доминантность);
* ответная реакция сына по отношению к отчиму (ответное применение силы в споре с ним).
Исследователь первично выдвигает категории «отношения с отчимом», «роль отчима и матери в воспитании» и т. д., а затем конкретизирует их в субкатегориях, раскрывающих характер ее проявления в данных условиях. Это в дальнейшем может привести к построению частных зависимостей между разными субкатегориями: например, как «применение отцом силы в воспитании» сказалось на другой субкатегории — «агрессивности сына».
Субкатегории не должны пересекаться, они напоминают неупорядоченную номинальную шкалу в количественном исследовании: описываемые фрагменты либо «включены», либо «исключены» в данной номинации. Это условие является необходимым при построении впоследствии казуальных связей (связи зависимостей) между классифицированными фрагментами, что может быть выполнено только при соблюдении данного требования.
Теоретическое осмысление — весьма тонкая и трудоемкая аналитическая работа. В процессе классификации приходится по нескольку раз вновь и вновь обращаться к первичному тексту, чтобы точнее сформулировать социологическое понятие, наиболее подходящее ко всем фраг ментам, пассажам и ко всем анализируемым текстам. Такая аналитически-интуитивная деятельность исследователя требует воображения, понимания текста и стоящей за ним социальной реальности, но прежде всего — достаточной социологической культуры21. Это процесс взаимодействия между проблемно-теоретическим полем исследователя и фрагментом социальной реальности, представленным текстом, в ходе которого сопоставляются, «примеряются» разные категории и окончательно выбирается та парадигма, которая наиболее подходит для данного исследования [16]. Такое решение не может быть механически-нейтральным; оно исходит из определенных исследовательских целей — что я достигну в результате использования тех или иных классификационных понятий?
Для успешного движения к конечной цели А. Страус советует периодически «отступать назад», к первичным данным, и задавать себе вопросы: А что там происходит? Совпадает ли мое представление о феномене с тем, что я увидел непосредственно в данных? Эмпирические данные не могут лгать, наверно, я иду не тем путем.
Сверяя свои данные с результатами предыдущих исследований, необходимо относиться к последним скептически, если они противоречат полученным вами эмпирическим данным. Проверьте, возможно те данные были выявлены в другом контексте? Может, были использованы другие категории?