Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций
В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.
1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования
Однако даже досконально выучив правила поэтапного анализа, нельзя ожидать «автоматического» рождения новой теории. В любом качественном исследовании существенно авторское начало, то, что остается за рамками любых правил. Это — научная интуиция, способность осмысливать, сопоставлять полевые данные, быть «настроенным» на социологический анализ. Недаром случайным толчком исследования У. Томаса и Ф. Знанецкого о польских крестьянах стали никому не нужные письма, выброшенные из окна и подобранные будущими классиками.
В заключение обращаем особое внимание на
Типичные ошибки и трудности качественного анализа:
Субъективизм интерпретации, вытекающий из односторонности анализа объекта. Способ преодоления — триангуляция.
Поспешное обобщение данных, основывающееся на малом количестве случаев или неглубоком анализе каждого случая.
Пренебрежение проверкой надежности информации всеми доступными способами.
Пренебрежение проблемой памяти людей в изложении прошлых событий (даты и детали событий).
Необходимо помнить, что актуальная ситуация и сегодняшние оценки могут накладывать отпечаток на описание индивидом прошлых событий.
Теперь, когда мы знаем правила действий, избегаем ошибок, успех зависит от нашей эрудиции и способностей.
Практические задания
1. Опишите полученные эмпирические данные в обобщенных категориях и определите, что в вашем исследовании относится к разряду категорий, а что к разряду субкатегорий. Попробуйте отразить это схематично, следуя образцу на с. 201.
2. Отберите категории и субкатегории, которые могут быть использованы при дальнейшем построении концепции.
3. Что в вашем случае будет относиться к кластерам и каковы будут связи между отдельными субкатегориями? Покажите это на схеме.
4. Попробуйте построить свою мини-теорию, используя метод восхождения к теории.
Рекомендуемая литература:
О способах теоретизации: Малышева М. Способы кодирования и анализа качественных данных/ В кн.: Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях.
О методе восхождения к теории: Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Grounded Theory. Procedures and Techniques.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ПУБЛИКАЦИИ
В количественном исследовании итоговый результат или публикация представлены в виде таблиц и доказательств гипотез в систематизированном виде. В качественном исследовании результат представлен обычно в виде пространного описания с использованием длинных цитат из первичного текста. Форма его подачи различается в зависимости от целей и фокуса публикации: кому она предназначена (коллегам, студентам или широкой публике) и что является ее фокусом (сама жизненная ситуация или ее анализ исследователем). Это обусловливает также разную степень авторского «внедрения» в первичные текстовые документы. Обычно используют четыре типа подачи материалов.
Дословное воспроизводство социальной информации как уникального «образца» социальной реальности. Автор такой публикации ставит перед собой одну цель — представить ценное свидетельство, важное «само по себе» для понимания данного аспекта социальной реальности и способное вызвать интерес других исследователей, которые могут интерпретировать текст под углом зрения собственных гипотез и концептуализации.
Таким путем пошли, например, авторы книги «Наивное письмо» [Н. Козлова, И. Сандомирская, 25], аргументируя это тем, что их задача — («представление образца в оригинальном виде») — только «первый шаг к обсуждению социокультурных проблем наивного письма...» Здесь рукопись, присланная в журнал, ее языковая форма изложения представлены как свидетельство «внеписьменной культуры, явленное тем не менее представителем самой этой культуры, а не сторонним наблюдателем». Акт «культурно-иного» прочтения «голоса из народа» предлагается осуществить самому читателю или исследователю.
Редактированные тексты — сокращенная и выстроенная рукопись. Как правило, первичные тексты слишком длинны и часто хаотичны. Редактирование — это сокращение и выстраивание оригинальных текстов, акцентирование на определенных эпизодах, темах, позволяющих лучше понять последовательность событий. Степень внедрения в первичный рассказ минимальна. Для сокращения первичного материала иногда используют прямые аутентичные (цитированные) высказывания автора текста, соединенные и структурированные отдельными фразами исследователя. Так, первичные тексты в книге У. Томаса и Ф. Знанецкого о польских крестьянах были сокращены примерно наполовину. Примерами редактированных текстов в отечественных публикациях могут служить биографические тексты из книги «Голоса крестьян...» [46] и первый раздел книги «Судьбы людей. Россия. XX век» [38].
Комментированные первичные тексты — наиболее распространенная форма представления данных в качественных исследованиях. Авторская интерпретация «сопровождает» основной текст — в сносках, на второй половине страницы или следует за каждой из историй; может предшествовать текстам во введении или заключать их в виде комментариев, теоретической интерпретации.
Все приведенные выше типы публикаций используются при акцентировании на описательном подходе к полученным данным.
Авторский текст. Особым типом публикаций по результатам качественных исследований является работа, в которой научный анализ автора выступает центральным элементом, а первичные тексты представлены в форме отрывков, иллюстрирующих теоретические положения. Общий смысл первичных документов почти полностью теряется, они скорее выполняют функцию аргументов авторской концепции. Примером такого рода публикации служит статья А. Леденевой о трансформации блата как социального явления постсоветского общества [28], где автор представляет отдельные отрывки из нескольких интервью в качестве аргументов каждой своей концепции, опираясь при этом на анализ всей совокупности кейс-стади.
Обычно читателю предлагается лишь несколько наиболее характерных типов. Автор рисует общие «портреты» типов собственными словами, дополняя образы наиболее яркими отрывками из интервью и комментируя их с точки зрения развития собственной теории. В данном случае документы утрачивают свойства индивидуальных субъективных свидетельств, зато приобретают новый социально-обобщенный смысл как интеллектуальные аргументы в теоретических построениях автора.
Такое продвижение по пути «внедрения» в исходный текст при представлении публикации аналогично стадиям анализа, которые мы описали в схеме 4 с. 213: от полной неприкосновенности текста — к использованию фрагментов личных документов в качестве иллюстрации к исследовательской теории и систематизированному анализу социальной проблемы.
Подготовка публикации в первых случаях сводится к умению редактировать или комментировать текстовые документы. Техника и стиль написания теоретических статей более сложные.
В таких публикациях описывают не только и не столько сами случаи, но и более широкое исследовательское поле, научный фон исследуемой проблемы. Например, автор описывает проблематику отклоняющегося поведения, личностной идентификации, культурных норм определенной общности, прежде чем обратиться непос редственно к собственным результатам и их интерпретации в понятиях существующих теорий. Элементом такой формы подачи является также краткое методологическое описание пути, пройденного исследователем от отдельных фактов к теоретическим построениям.
В конце представлены обычно размышления автора о возможностях дальнейшего изучения феномена.
Содержание собственного исследования может быть представлено в четырех основных «моделях»:
11. В качестве описания ранее неизвестных или необычных деталей уже известного социального феномена, на которые предыдущие исследователи не обращали внимания.
12. Как развитие представления об объекте. Это означает открытие важности, значимости отдельного аспекта для целостного понимания данного феномена в целом.
13. В форме раскрытия социального феномена во всей полноте его составляющих и концептуализации данного факта.
14. Наконец, в виде построения типов, дифференцирующих до сих пор общепринятое, но не структурированное представление о некотором социальном явлении.
Практический совет:
Социологи-«качественники» говорят: чем сто раз рассуждать о теории, качественных методов, лучше один раз выйти в поле и попробовать самому. Поэтому для того, чтобы проверить свои способности и желание заниматься качественной социологией, попытайтесь «выйти в поле».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологические концепции и подходы к социальной реальности столь же многообразны и многоаспектны, как и сам объект ее изучения — сообщество людей. Поэтому бесконечные споры и рассуждения по поводу приоритетности одних или других воззрений, тех или иных подходов к изучению реальности лишены оснований и могут продолжаться бесконечно. Это касается и дилеммы качественного и количественного подходов, где не может быть правых и неправых. Каждый исследователь выбирает свой аспект рассмотрения в зависимости от своих воззрений и выбора наиболее адекватного способа изучения данного аспекта реальности.
Качественная традиция, также как и количественная, имеет свою историю и свое теоретическое обоснование, свою специфическую область интереса и разнообразные подходы. Она так же фундаментальна, как и количественная. В ее истории — ряд научных авторитетов, на мнение и аргументы которых не стыдно опереться при обосновании этой традиции.
Кажется неслучайным, что обострение или затухание споров «качественников» и «количественников» и рост интереса к качественной социологии совпадает с определенными историческими ситуациями, переломными моментами в истории, когда от социологов требуются нестандартные подходы и гибкие методы отражения новых процессов. Пример тому — расцвет Чикагской школы в период пика миграционных процессов в США и развитие Франкфуртской школы как реакция на ситуацию авторитарного режима в Германии. В стабильном обществе, когда тенденции долговременны и малоизменчивы, обычно преобладают достаточно традиционные количественные подходы при стандартных методиках, позволяющие отслеживать долговременную динамику устойчивых социальных тенденций.
Бурно изменяющаяся социальная реальность требует повышенного внимания исследователей к инновациям и углубленному рассмотрению частного, единичного, немассового.
Возможно, именно благодаря этим тенденциям так бурно и спонтанно возрос интерес к качественной методологии в России в последние годы.
Есть еще один аспект, который делает ее привлекательной для отечественной социологии, — это гуманистическая направленность, т. е. интерес к изучению конкретных людей. Собственно говоря, это реакция на засилье «поголовного» подхода в предыдущие десятилетия. Гуманистическая направленность качественной социологии выражается также и в уважительном отношении к частностям повседневной жизни людей, к социально отверженным, к внутреннему миру простых людей.
Однако заниматься качественной социологией не означает «упростить» и облегчить свою профессиональную жизнь, заменив громоздкие табуляграммы и работу с индексами на проведение нескольких неформальных бесед с людьми с последующей свободной интерпретацией их высказываний. Это означает постигнуть огромный теоретически сложный мир «другой» социологии; долгие часы проводить с людьми, пытаясь понять их мир и их беды; и скрупулезно, по несколько раз прочитывать пространные тексты, пытаясь уловить и вникнуть в их социологический смысл.
Это особая область науки, которая обладает своей логикой и своими категориями, их познание необходимо каждому социологу, который пытается понять «человеческое измерение».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь/ Пер. с англ. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1997.
2. Алексеев А.Н. Драматическая социология. — М., ИС РАН, 1997. Кн. 1—2.
3. Альмодовар Ж.П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа// Вопросы социологиию.— М., 1992. Т. 2. С. 98—106.
4. Американская социологическая мысль. Мертон Р.,
Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. Тексты. — М.: Между
народный университет бизнеса и управления, 1996.
5. Баразгова У.С. Американская социология: традиции и современность (курс лекций). — Екатеринбург: Деловая книга, 1997.
6. Биографический метод: история, методология, практика/ Под ред. Е. Мещеркиной и В. Семеновой. — М.: ИСАИ, 1994.
7. Белановский С.А. Метод фокус-групп. — М.: Ма
гистр, 1996.
8. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. — М.: Аспект-пресс, 1996.
9. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. — М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.
10. Берто Д., Виам-Берто И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений// Вопросы социологии. — М., 1992. Т. 1. С. 106—123.
11. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ/ Под ред. В. Воронкова и Е. Здраво-мысловой. — Санкт- Петербург, 1997.
12. Бредникова О. «Семейная-» и «коллективная память. (Способы конструирования этнической идентичности) В сб.: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. — С.-Пб., 1977.
13. Волков В.В. О концепциях практик в социальных науках/ В кн.: Социологические чтения. — М.: 1997.— Вып. 2.
14. Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: эт-ничность и контекст. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. — С.-Пб., 1997.— С. 70-74.
15. Голофаст В. Многообразие биографических повествований// Социологический журнал. —М., 1995.— № 1. С. 71—89.
16. Голофаст В. Три слоя биографического повествования/ В кн: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ/ Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой.— С.-Пб., 1997.— С. 23—26.
17. Журавлев В. Нарративное интервью в биографических исследованиях// Социология: методология, методы, математическое моделирование.—М., 1993—94.— № 3—4.
18. Журавлев В. История жизни бомжа/ В кн.: Судьбы людей. Россия. XX век/ Под ред. В. Семеновой, Е. Фо-теевой. — М.: ИС РАН, 1996. — С. 179—207.