Качественные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций

Описание

В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.

Содержание

1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования

Работа состоит из  1 файл

Копия качественные методы в социологии.doc

— 891.00 Кб (Скачать документ)

Однако даже досконально выучив правила поэтапного анализа, нельзя ожидать «автоматического» рождения но­вой теории. В любом качественном исследовании суще­ственно авторское начало, то, что остается за рамками лю­бых правил. Это — научная интуиция, способность осмыс­ливать, сопоставлять полевые данные, быть «настроенным» на социологический анализ. Недаром случайным толч­ком исследования У. Томаса и Ф. Знанецкого о польских крестьянах стали никому не нужные письма, выброшен­ные из окна и подобранные будущими классиками.

В заключение обращаем особое внимание на

Типичные ошибки и трудности качественного анализа:

       Субъективизм интерпретации, вытекающий из одно­сторонности анализа объекта. Способ преодоления — триангуляция.

       Поспешное обобщение данных, основывающееся на малом количестве случаев или неглубоком анализе каждого случая.

       Пренебрежение проверкой надежности информации всеми доступными способами.

       Пренебрежение проблемой памяти людей в изложе­нии прошлых событий (даты и детали событий).

       Необходимо помнить, что актуальная ситуация и се­годняшние оценки могут накладывать отпечаток на описание индивидом прошлых событий.

Теперь, когда мы знаем правила действий, избегаем ошибок, успех зависит от нашей эрудиции и способностей.

Практические задания

1.  Опишите полученные эмпирические данные в обоб­щенных категориях и определите, что в вашем иссле­довании относится к разряду категорий, а что к разря­ду субкатегорий. Попробуйте отразить это схематично, следуя образцу на с. 201.

2.  Отберите категории и субкатегории, которые могут быть использованы при дальнейшем построении кон­цепции.

3.  Что в вашем случае будет относиться к кластерам и каковы будут связи между отдельными субкатегория­ми? Покажите это на схеме.

4.  Попробуйте построить свою мини-теорию, используя метод восхождения к теории.

Рекомендуемая литература:

О способах теоретизации: Малышева М. Способы коди­рования и анализа качественных данных/ В кн.: Воз­можности использования качественной методологии в тендерных исследованиях.

О методе восхождения к теории: Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Grounded Theory. Procedures and Techniques.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ПУБЛИКАЦИИ

В количественном исследовании итоговый результат или публикация представлены в виде таблиц и доказа­тельств гипотез в систематизированном виде. В каче­ственном исследовании результат представлен обычно в виде пространного описания с использованием длинных цитат из первичного текста. Форма его подачи различа­ется в зависимости от целей и фокуса публикации: кому она предназначена (коллегам, студентам или широкой публике) и что является ее фокусом (сама жизненная ситуация или ее анализ исследователем). Это обусловли­вает также разную степень авторского «внедрения» в первичные текстовые документы. Обычно используют четыре типа подачи материалов.

Дословное воспроизводство социальной информа­ции как уникального «образца» социальной реальности. Автор такой публикации ставит перед собой одну цель — представить ценное свидетельство, важное «само по себе» для понимания данного аспекта социальной ре­альности и способное вызвать интерес других исследова­телей, которые могут интерпретировать текст под углом зрения собственных гипотез и концептуализации.

Таким путем пошли, например, авторы книги «Наивное письмо» [Н. Козлова, И. Сандомирская, 25], ар­гументируя это тем, что их задача — («представление об­разца в оригинальном виде») — только «первый шаг к обсуждению социокультурных проблем наивного пись­ма...» Здесь рукопись, присланная в журнал, ее языковая форма изложения представлены как свидетельство «внеписьменной культуры, явленное тем не менее представи­телем самой этой культуры, а не сторонним наблюдате­лем». Акт «культурно-иного» прочтения «голоса из на­рода» предлагается осуществить самому читателю или исследователю.

Редактированные тексты — сокращенная и выст­роенная рукопись. Как правило, первичные тексты слиш­ком длинны и часто хаотичны. Редактирование — это сокращение и выстраивание оригинальных текстов, ак­центирование на определенных эпизодах, темах, позволя­ющих лучше понять последовательность событий. Сте­пень внедрения в первичный рассказ минимальна. Для сокращения первичного материала иногда используют прямые аутентичные (цитированные) высказывания ав­тора текста, соединенные и структурированные отдель­ными фразами исследователя. Так, первичные тексты в книге У. Томаса и Ф. Знанецкого о польских крестьянах были сокращены примерно наполовину. Примерами ре­дактированных текстов в отечественных публикациях могут служить биографические тексты из книги «Голоса крестьян...» [46] и первый раздел книги «Судьбы людей. Россия. XX век» [38].

Комментированные первичные тексты — наиболее распространенная форма представления данных в каче­ственных исследованиях. Авторская интерпретация «со­провождает» основной текст — в сносках, на второй поло­вине страницы или следует за каждой из историй; может предшествовать текстам во введении или заключать их в виде комментариев, теоретической интерпретации.

Все приведенные выше типы публикаций использу­ются при акцентировании на описательном подходе к полученным данным.

Авторский текст. Особым типом публикаций по результатам качественных исследований является рабо­та, в которой научный анализ автора выступает цент­ральным элементом, а первичные тексты представлены в форме отрывков, иллюстрирующих теоретические поло­жения. Общий смысл первичных документов почти пол­ностью теряется, они скорее выполняют функцию аргу­ментов авторской концепции. Примером такого рода публикации служит статья А. Леденевой о трансформа­ции блата как социального явления постсоветского об­щества [28], где автор представляет отдельные отрывки из нескольких интервью в качестве аргументов каждой своей концепции, опираясь при этом на анализ всей со­вокупности кейс-стади.

Обычно читателю предлагается лишь несколько наи­более характерных типов. Автор рисует общие «портре­ты» типов собственными словами, дополняя образы наи­более яркими отрывками из интервью и комментируя их с точки зрения развития собственной теории. В данном случае документы утрачивают свойства индивидуальных субъективных свидетельств, зато приобретают новый со­циально-обобщенный смысл как интеллектуальные ар­гументы в теоретических построениях автора.

Такое продвижение по пути «внедрения» в исход­ный текст при представлении публикации аналогично стадиям анализа, которые мы описали в схеме 4 с. 213: от полной неприкосновенности текста — к использова­нию фрагментов личных документов в качестве иллюст­рации к исследовательской теории и систематизирован­ному анализу социальной проблемы.

Подготовка публикации в первых случаях сводится к умению редактировать или комментировать текстовые документы. Техника и стиль написания теоретических статей более сложные.

В таких публикациях описывают не только и не столько сами случаи, но и более широкое исследовательс­кое поле, научный фон исследуемой проблемы. Напри­мер, автор описывает проблематику отклоняющегося по­ведения, личностной идентификации, культурных норм определенной общности, прежде чем обратиться непос редственно к собственным результатам и их интерпрета­ции в понятиях существующих теорий. Элементом та­кой формы подачи является также краткое методологи­ческое описание пути, пройденного исследователем от от­дельных фактов к теоретическим построениям.

В конце представлены обычно размышления автора о возможностях дальнейшего изучения феномена.

Содержание собственного исследования может быть представлено в четырех основных «моделях»:

11.   В качестве описания ранее неизвестных или необыч­ных деталей уже известного социального феномена, на которые предыдущие исследователи не обращали внимания.

12.   Как развитие представления об объекте. Это означает открытие важности, значимости отдельного аспекта для целостного понимания данного феномена в целом.

13.   В форме раскрытия социального феномена во всей полноте его составляющих и концептуализации дан­ного факта.

14.   Наконец, в виде построения типов, дифференцирующих до сих пор общепринятое, но не структурированное представление о некотором социальном явлении.

Практический совет:

Социологи-«качественники» говорят: чем сто раз рассуждать о теории, качественных методов, лучше один раз выйти в поле и попробовать самому. Поэто­му для того, чтобы проверить свои способности и жела­ние заниматься качественной социологией, попытай­тесь «выйти в поле».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологические концепции и подходы к социаль­ной реальности столь же многообразны и многоаспектны, как и сам объект ее изучения — сообщество людей. Поэтому бесконечные споры и рассуждения по поводу приоритетности одних или других воззрений, тех или иных подходов к изучению реальности лишены основа­ний и могут продолжаться бесконечно. Это касается и дилеммы качественного и количественного подходов, где не может быть правых и неправых. Каждый исследова­тель выбирает свой аспект рассмотрения в зависимости от своих воззрений и выбора наиболее адекватного спо­соба изучения данного аспекта реальности.

Качественная традиция, также как и количественная, имеет свою историю и свое теоретическое обоснование, свою специфическую область интереса и разнообразные подходы. Она так же фундаментальна, как и количе­ственная. В ее истории — ряд научных авторитетов, на мнение и аргументы которых не стыдно опереться при обосновании этой традиции.

Кажется неслучайным, что обострение или затухание споров «качественников» и «количественников» и рост интереса к качественной социологии совпадает с опреде­ленными историческими ситуациями, переломными мо­ментами в истории, когда от социологов требуются не­стандартные подходы и гибкие методы отражения новых процессов. Пример тому — расцвет Чикагской школы в период пика миграционных процессов в США и развитие Франкфуртской школы как реакция на ситуацию авто­ритарного режима в Германии. В стабильном обществе, когда тенденции долговременны и малоизменчивы, обыч­но преобладают достаточно традиционные количествен­ные подходы при стандартных методиках, позволяющие отслеживать долговременную динамику устойчивых со­циальных тенденций.

Бурно изменяющаяся социальная реальность требует повышенного внимания исследователей к инновациям и углубленному рассмотрению частного, единичного, не­массового.

Возможно, именно благодаря этим тенденциям так бурно и спонтанно возрос интерес к качественной мето­дологии в России в последние годы.

Есть еще один аспект, который делает ее привлека­тельной для отечественной социологии, — это гуманис­тическая направленность, т. е. интерес к изучению конк­ретных людей. Собственно говоря, это реакция на засилье «поголовного» подхода в предыдущие десятилетия. Гу­манистическая направленность качественной социоло­гии выражается также и в уважительном отношении к частностям повседневной жизни людей, к социально от­верженным, к внутреннему миру простых людей.

Однако заниматься качественной социологией не оз­начает «упростить» и облегчить свою профессиональную жизнь, заменив громоздкие табуляграммы и работу с ин­дексами на проведение нескольких неформальных бе­сед с людьми с последующей свободной интерпретацией их высказываний. Это означает постигнуть огромный теоретически сложный мир «другой» социологии; долгие часы проводить с людьми, пытаясь понять их мир и их беды; и скрупулезно, по несколько раз прочитывать про­странные тексты, пытаясь уловить и вникнуть в их соци­ологический смысл.

Это особая область науки, которая обладает своей ло­гикой и своими категориями, их познание необходимо каждому социологу, который пытается понять «челове­ческое измерение».


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь/ Пер. с англ. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1997.

2. Алексеев А.Н. Драматическая социология. — М., ИС РАН, 1997. Кн. 1—2.

3. Альмодовар Ж.П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа// Воп­росы социологиию.— М., 1992. Т. 2. С. 98—106.

4.              Американская социологическая мысль. Мертон Р.,
Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. Тексты. — М.: Между­
народный университет бизнеса и управления, 1996.

5.  Баразгова У.С. Американская социология: традиции и современность (курс лекций). — Екатеринбург: Де­ловая книга, 1997.

6.  Биографический метод: история, методология, прак­тика/ Под ред. Е. Мещеркиной и В. Семеновой. — М.: ИСАИ, 1994.

7.              Белановский С.А. Метод фокус-групп. — М.: Ма­
гистр, 1996.

8.  Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистичес­кая перспектива. — М.: Аспект-пресс, 1996.

9.  Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование ре­альности. — М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.

10.   Берто Д., Виам-Берто И. Наследство и род: трансля­ция и социальная мобильность на протяжении пяти по­колений// Вопросы социологии. — М., 1992. Т. 1. С. 106—123.

11.   Биографический метод в изучении постсоциалисти­ческих обществ/ Под ред. В. Воронкова и Е. Здраво-мысловой. — Санкт- Петербург, 1997.

12.   Бредникова О. «Семейная-» и «коллективная память. (Способы конструирования этнической идентичности) В сб.: Биографический метод в изучении постсоциа­листических обществ. — С.-Пб., 1977.

13.   Волков В.В. О концепциях практик в социальных науках/ В кн.: Социологические чтения. — М.: 1997.— Вып. 2.

14.   Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: эт-ничность и контекст. Биографический метод в изу­чении постсоциалистических обществ. — С.-Пб., 1997.— С. 70-74.

15.   Голофаст В. Многообразие биографических повество­ваний// Социологический журнал. —М., 1995.— № 1. С. 71—89.

16.   Голофаст В. Три слоя биографического повествова­ния/ В кн: Биографический метод в изучении постсо­циалистических обществ/ Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой.— С.-Пб., 1997.— С. 23—26.

17.   Журавлев В. Нарративное интервью в биографических исследованиях// Социология: методология, методы, мате­матическое моделирование.—М., 1993—94.— № 3—4.

18.   Журавлев В. История жизни бомжа/ В кн.: Судьбы людей. Россия. XX век/ Под ред. В. Семеновой, Е. Фо-теевой. — М.: ИС РАН, 1996. — С. 179—207.

Информация о работе Качественные методы