Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций
В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.
1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования
предположить, что такая мобильность была: а) следствием общего высокого уровня мобильности в те годы, б) следствием индивидуальных особенностей Ивана Д., победным шествием его по стройкам социализма.
С точки зрения grounded theory, для выяснения причин и следствий весьма важным является сравнительный анализ аналогичных случаев для выявления их противоположностей.
Мы пошли по этому пути и сравнили стратегию профессиональной мобильности этого участника исследования с мобильностью другого человека, Ивана К., который принадлежал к тому же поколению, имел примерно тот же статус в конце профессиональной карьеры, принадлежал к тому же социальному кругу (они были сватьями, отцами супругов). У второго Ивана — Ивана К. в эти же годы (30—40-е годы) также была высокая мобильность. Однако характер мобильности другой — это путь быстрого вхождения в центральные руководящие органы, во власть. При одинаково быстрых темпах смены работ он в 1932 году только приехал в Москву разнорабочим, а к 1949 году стал начальником отдела в Министерстве строительства.
Итак, при сравнительном анализе двух случаев оказалось, что условия ситуации и ее результаты в двух случаях схожие, а характер процесса — разный. Будем искать различия этих случаев, которые привели к разному характеру мобильности, аналитически продвигаться от достаточно элементарных классификаций событий к некоторым концептуальным обобщениям, соединим эти обобщения в более «емкие» кластеры, постоянно возвращаясь к транскриптам в поисках аргументов для подтверждения теоретической идеи.
Иван Д.: 1904 года рождения, из дворянской среды. В гражданскую войну перешел на сторону «красных» и по окончании войны стал «спецом».
В транскрипте интервью с дочерью Ивана Д. мы находим основание для первичной гипотезы:
«...У папы было много знакомых, еще по дореволюционным временам, которые знали его как хорошего специалиста и приглашали на работу, когда начиналась новая стройка. Все они были крупные инженеры, еще дореволюционные, папа всегда вспоминал их известные фамилии... В 1937 и впоследствии все они погибли. А у папы, наверно, хватало ума, поэтому он часто переезжал с места на место. Сами понимаете, биография у него была не лучшая, а про то, что он окончил семинарию, мы вообще никогда не упоминали. Вот, например, мы уехали из Азовстали, а примерно через год там всех взяли, весь трест сразу, все руководители были арестованы. А его, наверное, Бог миловал...»
Таким образом дополнительный источник информации уточнил субъективный смысл описанных перемещений и навел на предположение о «стратегии убегания» как способе избежать репрессий в сталинские годы.
При сопоставлении с противоположным случаем — Иваном К. выясняется, что тот был выходцем из крестьян.
На основе сопоставления двух случаев родилось следующее уточнение: миграции Ивана Д. по отдаленным от Москвы районам являются стратегией, типичной для «спецов» — выходцев из дореволюционных образованных слоев. Это был способ «убегания» от власти и репрессий, а не стремление сделать карьеру. Для Ивана К., выходца из крестьян, эти миграции, напротив были средством быстрого «вхождения во власть». Социальный контекст ситуации проясняет судьбы двух Иванов: времена репрессий, поддержка выходцев из крестьян, политика преследований по отношению к «бывшим» специалистам. Здесь мы имеем основание сделать первичное обобщение на уровне типизации случаев: «избегательная» и «достижитель-ная» стратегии, характерные для выходцев из разных слоев. Концептуализируем первый случай в понятиях властных отношений: это была стратегия «убегания от власти» как способ избежать репрессий. Данную стратегию практиковали в 30— 40-е годы выходцы «из бывших».
Окончательно это концептуальное построение можно выразить так: стратегии высокой социальной мобильности в 30—40-е годы были субъективно обусловлены разным социальным смыслом: выходцы из бывших привелигированных слоев использовали ее как стратегию «убегания» от власти и ее преследований, тогда как выходцы из низших слоев использовали ее для быстрого вхождения во власть и достижения властного статуса.
Выдвинутая идея о жизненной стратегии выходцев из «нетрудовых слоев» в описанные годы может претендовать на статус «минитеории». Мы дали ей наименование (стратегия «убегания от власти»), она опирается на реальные факты и не противоречит здравому смыслу. Даже если подобную стратегию использовали не все выходцы из «бывших», это ничуть не умаляет ее эвристической ценности. Наша теория удовлетворительно объясняет соответствующие события и помогает осмыслить немаловажные особенности социальных реалий тех лет. Вместе с тем, мы теперь лучше понимаем конфигурации вертикальной мобильности в советской России 30—40-х годов. За внешне похожими фактами скрываются совершенно разные социальные смыслы человеческих поступков, социального поведения людей.
Классическим примером поэтапного восхождения от фактов к теории может служить исследование Э. Гоффмана о «моральной карьере психиатрического пациента» [86]. Наблюдая процесс изменения идентичности человека до и после заключения его в психиатрическую лечебницу, он фиксирует поэтапные ее изменения: от «нормальных» индивидов до превращения в «больных», лишенных статуса «нормального» члена общества. Концептуализируя этот случай, Гоффман поднимается до теоретических обобщений о границах «нормальности» и «ненормальности» в обществе. Кто и как их устанавливает? Где проходят эти границы?
СПОСОБЫ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕННОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Кроме наиболее общего способа построения аналитической теории, описанного выше, существуют его модификации, при которых исследователи ориентируются на разные способы построения теории. М. Малышева в своей статье «Способы кодирования и анализа качественных данных» [31] приводит классификацию таких способов, используемых разными исследователями:
1. Поступательная аппроксимация (приближение, соответствие) как переформулировка концепций путем их постоянного неоднократного сопоставления со свидетельствами, полученными в поле. В процессе такого сопоставления концепции постоянно оттачиваются, в результате свидетельства и теория наиболее адекватно соотносятся друг с другом.
2. Иллюстративный метод, где эмпирические свидетельства используются для того, чтобы проиллюстрировать или «привязать» теорию к эмпирии. Существовавшая ранее теория оставляет «открытые ящики», пустоты, не описанные теорией, и исследователь выясняет, могут ли полученные им эмпирические свидетельства заполнить эту нишу. Новые свидетельства могут как опровергнуть, так и подтвердить ранее существовавшую теорию.
3. Аналитическое сравнение (Дж. С. Миль). Исходя из уже существующих теорий, исследователь развивает идеи о повторяющихся образцах отношений или поведения. Он фокусируется на нескольких постоянно воспроизводящихся явлениях и ищет повторы таких образцов внутри определенного социального контекста.
4. Метод согласия развивает предыдущий тип теории, фокусируясь на том, что является общим для всех случаев. Исследователь устанавливает, что случаи имеют сходный общий результат, и ищет общие причинные факторы, приведшие к такому сходству.
5. Метод различия отбирает случаи, которые сходны по большинству своих параметров, но по некоторым существенно различаются. Фиксируются черты, которые делают случаи схожими, и черты, посредством которых они различаются. Путем сопоставления исследователь отыскивает черты, которые ведут к различиям в причинах и результатах.
6. Анализ доменов. Этнографический подход
Дж. Спредли [112] основывается на определении базовых
единиц культурного окружения — доменов, организующих
определенную концепцию или идею. Путем объединения
доменов в более широкие темы достигается более широкая
интерпретация культурного смысла данного сообщества.
7. Идеальные типы являются моделями или абстракциями социальных отношений или процессов, которые используют многие социологи. Они являются чистыми образцами, которые позволяют соотнести реальные проявления с определенной идеальной моделью.
8. Выделение контекста применяется как способ сопоставления идеальных типов в разных контрастных контекстах, что позволяет выявить специфическое или уникальное в каждом из контекстов.
9. Аналогии служат для логического сравнения с целью доказательства, что два явления или объекта определенным способом сходны.
10. Поиск опровергающих или отсутствующих случаев представляет собой мысленный эксперимент, концентрирующийся на отсутствии данной характеристики в реальной жизни. Рассуждение строится по принципу: что бы произошло, если бы данная характеристика присутствовала? Это позволяет осознать отсутствие явления и проинтерпретировать его отсутствие для данного случая.
Здесь мы тоько перечислили разные типы анализа качественных данных. Более подробно о них самих и примерах их использования можно узнать из статьи М. Малышевой.
Сформулируем основные рекомендации по созданию адекватной мини-теории.
Изучение всех доступных источников информации по проблеме в библиотеке.
Использование сравнительного метода как способа построения теории. Особенно важно «сравнение от противного», т. е. поиск фактов и ситуаций, которые противоречат (или теоретически могли бы противоречить) уже найденным закономерностям.
Создание новых мини-теорий не может быть плодотворным без знания уже существующих теорий и исследований в данной области.
Теория, основанная на фактах, предусматривает анализ всей совокупности данных, полученных в ходе исследования. Окончательная ее формулировка иллюстрируется отдельными, наиболее характерными примерами.
Концепции и теории, опирающиеся на более широкий круг данных, могут впоследствии уточнить первоначальную формулировку теории, а иногда и вовсе ее опровергнуть, i
В заключительном отчете (публикации) желательно описать последовательность всех этапов «восхождения» к научным абстракциям, всех процедур, которые привели к формулировке гипотез, что послужит основанием для признания ее обоснованной.
Обобщая описанный выше путь восхождения от фактов к теории, можно заметить, что в целом процесс интерпретации и теоретизирования проходит несколько стадий: от «плотного» описания до концептуального представления результатов (схема 5):
Схема 5 Стадии анализа и интерпретации данных
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия | 4 стадия | 5 стадия |
Первичный | Редактиро- | Систематичес- | Верификация | «Выстраива- |
текст (днев- | ванный пер- | кий тематиче- | гипотез приме- | ние» на основе |
ники, автобио- | вичный доку- | ский анализ, | рами из интер- | коцептули- |
графии, пись- | мент | «плотное» | вью, текстов. | зации первич- |
ма). Собствен- |
| описание собы- |
| ной теории и |
ный опыт со- |
| тии, тем; их |
| дальнейшая ее |
циолога. |
| объединение в кластеры. |
| проверка данными наблюдений. |