Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА
ИНФОРМАТИКИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности 030100 «Информатика»
на тему:
ОСОБЕННОСТИ
ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Выполнила: студентка 5 курса группы И-03-1 Грищенко Ю.Ю.
Научный руководитель: д. с.н., профессор Шмарион Ю.В.
Нормоконтроль:
к.т.н. доцент Кононова З.А.
РАБОТА РАССМОТРЕНА НА КАФЕДРЕ И ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ В ГАК
Зав. Кафедрой информатики
____________________к.т.н., доц. Шмарион М.Ю.
Липецк 2008.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
Однако в целостном учебно-воспитательном процессе ВУЗа не учитываются особенности гендерной социализации молодежи. Гендерная социализация в последнее десятилетие оказывается в фокусе внимания различных ученых: проблему молодежных субкультур, пола, конструирования гендерной идентичности изучает Н.А. Завершинская [102], В.Н. Фомин [144]; В. Легойда [9, 86] и А. Кураев [7, 8, 80, 81, 82, 291] осмысливают отношения мужчины и женщины с христианской точки зрения; С.В. Небыкова [128] пишет о социальных установках молодежи в семейной жизни; Г.С. Баранов и Д.Д. Родионова [11] изучают изменение моды в эпоху постмодерна, изменение цветов, фактуры, образа одежды в зависимости от гендера человека; Б. Гарфизова [114] изучает роль СМИ в поддержании традиционных ролей мужчин и женщин. А. Ш. Тхостов и К.Г. Сурнов [143] изучают влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации, обратную сторону социализации; Е. С. Балабанова [9], С. Ашвин [8] – экономическую зависимость женщин, ее сущность, причины и последствия; К. Янк [169] объясняет опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке; как психологическую проблематику изучением половых различий занимается И.С. Клецина [55, 102], С. Б. Кислер и Р.Л. Берал [7], Д.В. Воронцов [26]; изучением представлений о гендере в философии занимается С. Жеребкин [20, 21]; как социологическую проблему гендер и гендерную социализацию изучают Е. Мещеркина [92], С.Ю. Рощин [10, 90, 122, 123], И.О. Мальцева [10, 90].
Вышеизложенное обусловило тему исследования: «Особенности гендерной социализации молодежи».
Целью исследования является определение особенностей гендерной социализации студенческой молодежи.
Объектом исследования является процесс гендерной социализации студенческой молодежи.
Предметом исследования являются особенности гендерной социализации студенческой молодежи.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования нами поставлены следующие задачи:
Теоретическую основу исследования составляют работы философов, социологов, педагогов, теологов, психологов и сексологов. Мы опирались на работы Аристотеля [6], Ж. Делеза [34], Г. Зиммеля [44], И.Канта [50, 51, 52], Р. Коллинза [190], И.С. Кона [59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70], Р. фон Крафт-Эбинга [15], В.Л. Леви [84], М. Мид [93], А. В. Мудрика [96], Платона [109, 110], Ж. Ж. Руссо [124], Н. Смелзера [132], З. Фрейда [145, 146, 147], Э. Фромма [149], Я. Шпренгера [162] и т.д.
В ходе исследовательской работы нами использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ литературы, составление библиографии, аннотирование, конспектирование, анкетирование, анализ, синтез, сравнение, классификация.
Исследование
выполнялось в несколько
I этап (сентябрь-октябрь 2007) поисковый. Были выявлены противоречия, сформулированы проблема, объект и предмет исследования, его цель и задачи.
II этап (ноябрь 2007-февраль 2008) исследовательский. Было проведено теоретическое изучение и анализ литературы.
III этап (март-май 2008) заключительный. Была разработана программа социологического исследования, написана программа для тестирования и обработки результатов эксперимента на С#, проведено исследование и анализ его результатов.
Практические выводы, содержащиеся в работе, помогут более глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между мужчиной и женщиной в юношеском возрасте, а также решить многие социальные проблемы молодежи. Материалы диплома могут оказаться полезными при дальнейшей подготовке и проведении социологических исследований; при преподавании курсов «Социальные девиации, опосредованные гендером», «Гендерная социализация студенческой молодежи», «Гендер в исторической перспективе», «Гендерная психология» и различных спецкурсов по гендерным проблемам; при разработке программ социальной помощи молодежи; при разработке теоретических основ и совершенствовании молодежной политики.
Основные
результаты исследования были изложены
на конференциях: межвузовской студенческо-научно-
Исследования проводились на базе факультета Информационных и Социальных Технологий. В исследованиях приняли участие студенты строительного техникума, ПТУ № 26, 21, 2, ЛГПУ, ЛГТУ, МГУ, ВГУ, СпбГУ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка. Во введении определяется актуальность, цель, объект, предмет исследования. В первой главе рассматривается исторический аспект гендерной социализации от матриархата и до наших дней, основные теории гендера, определяются термины, которые мы использовали в работе, анализируются сущностные характеристики гендерной социализации: агенты, механизмы, сферы. Во второй главе разрабатывается программа исследования особенностей гендерной социализации молодежи, анализируются результаты исследования, разрабатывается рабочая программа по дисциплине «Теоретические аспекты гендерной социализации». В третьей главе разрабатывается система для удаленного анкетирования.
Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась философами, социологами, богословами, педагогами, психологами, историками, этнографами, физиологами, медиками.
Термин
«гендер» применяется в тех случаях,
когда исследователь хочет
Мы считаем, что наиболее удачная классификация понятий «гендер» представлена Д.В. Воронцовым [26]. В классическом, модернистском и постмодернистском научном подходах к феномену социального пола личности имеется различное толкование содержания понятия «гендер».
Классическая полоролевая теория трактует понятие «гендер» как социокультурное отражение имеющегося в природе полового диморфизма. Гендер сводится к совокупности поведенческих моделей (паттернов), ожидаемых от представителей того или иного пола: какую одежду, какие линии поведения, какой образ мышления, чувствования, стиль отношений и т.д. следует считать соответствующим или несоответствующим для лиц каждого пола. Мы не согласны с данным представлением, т. к исследования содержания половых ролей показали, что в действительности не существует унифицированной роли мужчины или женщины; каждый человек выполняет целый ряд социальных ролей, которые могут не совмещаться друг с другом. Социальная и половая роль является ожидаемым поведением в зависимости от статуса личности в социальной структуре. Тогда нормативность половой роли зависит в первую очередь от места, которое занимает ее исполнитель во властной структуре общества, от его возможностей устанавливать свою роль в качестве обязательного для подражания образца, а вовсе не потому, что она является биологически предпочтительной для лиц того или иного пола [21].
Большинство
известных нам культур –
В
силу меньшей временной отдаленности
первые систематические и
«Философия
другого выдающегося
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи