Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный период характеризовался классической гендерной теорией, более чем лояльным отношением к гомосекуализму. Основными агентами социализации являлись религия и семья. Принадлежность человека к определенному полу тотально определяла его судьбу, характер, социальное положение. Считалось, что женщины и мужчины обладают противоположными качествами, и при безусловном господстве мужчин, подчиненном положении женщин, даже возможность любви к женщине оказывалась под сомнением.
В
средневековой философии
1) патристика (I-V вв.) – зарождение и развитие христианской философии в условиях античности, представленное работами отцов церкви – Августина Блаженного, Оригена, Тертуллиана и др., основывающихся на философской антропологии Платона и неоплатоников;
2) схоластика (VI-XIV вв.) – период философии зрелого средневековья (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на философской методологии Аристотеля.
Этот период характеризовался господством религиозного представления о мире и человеке. Касаясь общей оценки отношения к женщине христианской доктрины необходимо подчеркнуть его двойственность и противоречивость. Как известно, христиане событие грехопадения считают крайне важным. Образ Евы стал образом-символом – женщина как таковая сравнивалась и даже отождествлялась с прародительницей; в богословских сочинениях, в светской литературе постоянно встречалось такое собирательное обозначение женского пола, как «Евино семя», «Евино племя». В Евангелиях идея сотериологической миссии женщины воплощена в образе Девы Марии. Таким образом, женщина не только погубила человечество, но и спасла его, подарив жизнь Спасителю.
Фома Аквинский (1225–1274) в произведении «Должен ли человек любить свою мать больше, чем отца?» пишет, что отец есть более совершенное начало, чем мать, так как он есть начало активное, дающее ребенку идею, в то время как мать – пассивное и материальное начало, дающее бесформенную материю тела. Фома полемизировал с Августином, утверждая, что не только тело, но и душа женщины не равна мужской душе [208]. Женщина, по мнению Фомы, не может учить, поскольку учитель должен вести за собой; она же может только следовать за кем-то. Николай де Лира (ум. 1349) писал, что изменчивость и слабость женщины определяются особой конституцией, строением ее тела – слабым, мягким, деликатным, холодным.
Негативный взгляд на женщину, на ее природу и добродетели, безусловно, преобладал, однако в средневековье существовала и традиция более благосклонного отношения к женской природе. В рукописи из Кембриджской библиотеки говорится, что женщина превосходит мужчину и по материалу, из которого они сотворены (Адам сделан из глины, а Ева – из ребра Адама); и по тому месту, где они были созданы (Адам сделан вне рая, а Ева – в раю). Мы считаем, что в это время происходит определенная реабилитация женской природы по сравнению с античными представлениями – не случайно среди приверженцев раннего христианства было так много женщин. Согласно Августину (354–430), чувственность сама по себе не является греховной, так как она необходима для веры и переживания человеком его отношения к Богу. Как существо, наделенное полом, женщина является носителем греховной чувственности, но таким же грешным является и мужчина. Но как существо, наделенное разумом и способная к религиозному чувству, женщина равна мужчине и в равной степени с мужчиной может рассчитывать на спасение [1]. По мнению Амвросия, «женщина должна уважать своего мужа, но не служить ему» [208, p. 107]
Несомненно, что традиция более благосклонного отношения к женщине была тесно связана с распространением почитание Девы Марии. С XI века культ распространяется параллельно с ростом рыцарства и получает в рыцарской среде свое подобие в форме поклонения Прекрасной Даме. Рыцарь воспевает ее, восхищается ею и должен смиренно и терпеливо сносить ее капризы. Разумеется, культ женщины был идеалом маленькой аристократической касты [37]. Любовь к госпоже воспринималась по привычной схеме – как отношение служения, служения сеньору или Богу [161]. Смысл любви здесь не в отношении к неповторимой индивидуальности Прекрасной Дамы, не столько в объекте любви, сколько в переживаниях ее субъекта. Более того, для третьей четверти XIII века поклонение Прекрасной Даме уже не характерно.
В отличие от средневековых мыслителей, гуманисты (XIV–XVI века) подчеркивали высокое предназначение человека, его особое место в иерархии творений Всевышнего, способность к безграничному совершенствованию. Логично было бы предположить, что они распространят это учение на женщину и пересмотрят традиционные тезисы о несовершенстве и порочности женской природы. Однако этого не произошло. Гуманисты реабилитировали человека, но, когда они начинали говорить о женщине, тон их высказываний оставался вполне средневековым. Например, итальянский гуманист Колуччо Салютати (1331–1406) в письме предостерегает своего друга от чрезмерного увлечения некой дамой Джованной: «И что ты любишь? Женщину!!!» [198, p. 5].
Что касается гендерной социализации на Руси, то мы считаем, что она формировалась под пристальным вниманием христианства, и в первую очередь – православия. В Ветхом Завете, то есть во времена до Христа, преобладало отношение к женщине как к вещи: ее можно было продать на ночь, купить, бить и т.д. Ее функции ограничивались только уходом за детьми и мужем, развод с мужем по желанию женщины был невозможен, а муж мог развестись с женой в любое время и по любой причине. Но в Новом Завете апостол сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского, перед Богом все равны, хотя и сохраняется иерархия: как Церковь подчиняется Христу, так и жена – мужу. Мы считаем, что управление гендерной социализацией, контроль и соблюдение законов и предписаний в этой сфере на Руси взяли на себя церковь и государство. Мужчины, как и прежде, имели большую свободу, а от женщин требовались сдержанность и добрачная чистота. «Домострой» человеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или деревянным орудием, чтоб не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна [46]. Началом женского образования можно назвать только середину XVIII в., когда были созданы Смольный институт благородных девиц и появилось несколько пансионов для девушек (платные, частные).
Таким образом, мы делаем следующий вывод: несмотря на огромный временной период, разделяющий средние века и архаическо-языческий период, преобладала та же классическая гендерная теория: качества мужчин и женщин считали врожденными, данными им от природы. Основные агенты социализации остались прежними: цековь и семья. Женщина была зависима от мужчины, ей было трудно получить образование, но, в отличие от философии Платона и др., ее можно было любить, с ней создавать семью. Полярность маскулинности-феминности существенно снизилась.
Мы считаем, что хотя именно в период XVIII-XX веков наука развивалась быстрыми темпами, но она лишь искала доказательства уже сложившимся представлениям о гендере, т.е. именно в это время возникает научно обоснованная классическая гендерная теория.
В целом маскулинность
Мы придерживаемся мнения Мери Уоллстонкрафт (1797-1851), которая признавала, что в то время большинство женщин еще не были готовы к тому, чтобы действовать на равных с мужчинами, так как их разум недостаточно развит из-за преобладания в нем чувственных характеристик. Однако данное положение является не следствием особой женской природы или женского разума, а результатом женской социализации, во-первых, ограниченного воспитания и, во-вторых, лишения основных гражданских прав.
В философии романтизма осуществляется логическое оборачивание традиционных оппозиций чувственное/рациональное, разум/тело, мужское/женское, устанавливается характерный культ женского. Но как свидетельствует анализ взглядов представителей раннего немецкого романтизма – братьев Августа и Вильгельма Шлегелей, романтическому гению принадлежит активная роль в процессе творчества, в то время как «высокая» женская функция в конечном итоге сводится к пассивной роли объекта его вдохновения.
Конец XVIII-XX богат мнениями различных ученых по гендерной проблематике, возможно, благодаря малой отдаленности этих веков от нашего времени. Впервые в интеллектуальной истории человечества в философии Просвещения рассматриваются вопросы о возможности развития женских интеллектуальных способностей и о женском образовании. И хотя большинство философов-мужчин (среди которых наиболее известными фигурами являются Руссо и Кант) в целом негативно оценивают перспективы просвещения для женщин, в эпоху Просвещения впервые в истории философии и общественной мысли появляются теории (в первую очередь Мери Уоллстонкрафт), в которых формулируются идеи женской эмансипации и осуществляется критика патриархальной идеологии. Но, не смотря на огромное число ученых, занимавшихся данной проблемой, все эти мнения можно свести к классической гендерной теории, Не смотря на серьезные преобразования гендерных стереотипов, идея четкой зависимости гендера от пола осталась.
Классическая полоролевая теория разделяется на два направления: биолого-эволюционное и структурно-функционалистское. Гендерные различия в биолого-эволюционном подходе объясняются со следующих точек зрения:
А. Концепция особенностей сексуального развития в процессе взаимодействия биологических и социальных факторов (психодинамическая школа), которое осуществляется вокруг центрального анатомического факта – наличия/отсутствия пениса. Данный факт объясняет комплекс маскулинности у женщин и их «ухода» в роль мужчины. Особое место занимает в этом ряду основатель данного подхода к маскулиности-феминности, 3игмунд Фрейд, являющийся наиболее известной в широких массах фигурой [16]. Маскулинность и феминность в этой концепции формируются с помощью механизмов идентификации: «девочки вырабатывают гибкую личную идентификацию со своими матерями, мальчики следуют негативной позиционной идентификации (позиция осознания своего отличного от женщин природного и социального статуса)» [26, с. 21]. Именно поэтому у мужчин чаще встречаются отклонения от природного стандарта маскулинности, которые вызываются неподобающим воспитанием или слишком интенсивным общением с носителями феминных черт. Представители этой школы считают, что «зависть к пенису возникает как реактивное образование в ответ на первичное, пассивное, мазохистское желание быть изнасилованной» [138, с. 310]. Мы не считаем данную позицию верной, т.к. если в классическом психоанализе считается, что «симптомы создают замещение несостоявшемуся удовлетворению», то почему превращение психической реальности в реальность обыкновенную оборачивается драмой, а не удовлетворением желаний, хотя бы частичным?
Б.
Концепция конфликта
В. Концепция эволюционных функциональных различий (В.А. Геодакян, Г. Зиммель). С точки зрения этой теории, маскулинная функция направлена на изменение, создание нестабильности и атипичности, а феминная функция состоит в стабилизации и закреплении. По мнению Г. Зиммеля все реально действующие нравы, знания, искусство, религия и другие формы «объективной культуры» являются результатом творческих усилий только мужчин, которые «создали искусство и промышленность, науку и торговлю, государство и религию» [44, с. 235]. Во многих языках понятия «человек» и «мужчина» имеют общее значение. Мужчины созидают культуру, женщины содействуют ее сохранению и передаче новым поколениям. Приводит ли включение женщин в творческую деятельность к созданию принципиально новых достижений или же просто содействует количественному увеличению женщин в тех сферах, в которых обычно господствовали мужчины? – спрашивает Зиммель. Мы считаем его точку зрения ограниченной вследствие социальной зависимости женщин, отсутствия женского образования и каких-либо иных способов самореализации и развития, кроме семьи и ведения домашнего хозяйства.
Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи