Особенности гендерной социализации студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:59, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация студентов представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных и политических изменений последнего времени происходящих в российском обществе меняются представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Именно в возрасте молодежи будет особенно эффективна целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:
в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности [279];
типичная черта юношеского возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [59, с. 40];
период первичной гендерной социализации связан в основном с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.

Работа состоит из  1 файл

Юлин диплом.doc

— 1.53 Мб (Скачать документ)

    Г. Концепция эндокринных различий: действие андрогенов определяет наступательное сексуальное поведение, агрессивность, пространственную ориентацию, территориальное поведение, выносливость к боли, настойчивость, поиск приключений. Но андрогены и эстрогены воспроизводятся организмами обоего пола, к тому же способны трансформироваться из одной формы в другую. У разных людей пропорция женских и мужских гормонов в организме может быть разной, а также меняться в течение жизненного цикла [274]. Более того, повышенное содержание тестостерона не предшествует проявлению агрессии, а производится в процессе агрессии, так что зависимость между тестостероном и агрессией может на самом деле иметь противоположную направленность [274], т.е. не мужчины (равно как и женщины) являются «рабами гормонов» – наоборот, гормональный фон чутко реагирует на то, что происходит с человеком в социальной жизни.

    Структурно-функционалистский  подход близок к биолого-эволюционному. Маскулинность и феминность рассматриваются  здесь как инструментальная и  экспрессивная функции в сфере  семейных отношений. Маскулинность  характеризуется как ориентация на поддержание связей между семьей и внешним миром, руководство, поддержание дисциплины, поиск ресурсов. Феминность – как ориентация на регулирование взаимоотношений в семье, выполнение эмоциональных функций, воспитание детей, поддержка и забота о других. В основе разделения – способность к рождению. «Другой вариант структурного функционализма – это рассмотрение маскулинности и феминности с точки зрения властных отношения доминирования/подчинения. Для себя удобнее законно быть агрессивным, интеллектуальным, сильным, энергичным. Тогда как подчиненных удобнее держать пассивными, менее умными, покорными, добродетельными»  [26, с. 22-23]. Мы считаем, что мнения Ф. Ницше, И. Канта, Ж.Ж. Руссо, относятся именно к структурно-функциональному подходу. Центральными терминами Жан-Жака Руссо (1712-1778) в понимании функций мужчины и женщины являются стыд и совесть. Первое характерно для женщин, второе для мужчин [124]. По мнению Руссо, самоконтроль посредством разума доступен только мужчинам и недоступен женщинам, разум которых является слишком слабым, поэтому женщине нужен вечный наставник-мужчина: сначала отец, потом муж [20].

    Иммануил  Кант (1724-1804) не считал женский разум неравным мужскому (как Руссо), но утверждал, что люди, обладая своим собственным разумом, не решаются положиться на его силу и поэтому постоянно стремятся воспользоваться чужим разумом, опереться на авторитеты, что, по его мнению, особенно характерно для женщин [52].

    Философия Ф. Ницше (1844-1900) известна своей мизогинистской идеологией, но Ницше уже базируется на принципах неиерархического и небинарного мышления, а так же радикальной переоценке статуса телесности в культуре, которая подрывает традиционный дуализм духовного и телесного: сознание, разум рассматривается как продукт деятельности тела, в то время как само тело является условием всякого знания. Поскольку телесное в традиционной метафизике ассоциировано с женским, женское в неклассической философии Ницше также подвергается переоценке.

    «Критический  взгляд на классическую парадигму исследований пола человека убеждает в том, что само представление о поле как объективно существующем биологическом феномене тоже является социально-историческим конструктом. И в этой связи возникают определенные сомнения относительно того, почему именно эта, а не социокультурная модель пола должна считаться единственно возможным основанием всех исследований пола и полового поведения» [27, с. 8]. Эти сомнения привели к формированию модернистского подхода к интерпретации пола личности в социологии. Модернистский подход определяется двойственной трактовкой пола как биологического феномена с одной стороны и социокультурного (гендера) – с другой.

    XX век мы считаем революционным в гендерном отношении: до 70-х годов Парсонс и Бейлз разрабатывали классическую гендерную теорию, а после появилась модернистская; появилось само слово «гендер»; психоанализ сильно изменил свои представления о гендере; произошла т.н. «сексуальная революция»; в России вспыхнула революция, а в 90-х годах СССР развалился, и это тоже резко изменило представления о гендере.

    Одним из русских ученых, изучавшем вопрос вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин, был педагог В.П. Кащенко. В своей работе «Педагогическая коррекция», он говорит о том, что правильное половое воспитание детей и юношей нужно поставить созданием правильной среды и втягиванием в общественную жизнь, которая развернула бы у них большой общественный интерес, общественную энергию и разрядку дала бы в эту сторону [53].

    В книге А.В. Нестеренко «Основы сексологии» [98] освещены самые разные стороны сексуальной жизни человека, даны основные физиологические понятия, объяснены термины. Автор освещает проблему половой конституции, проблему особенностей гормонального статуса мужчин и женщин.

    А.В. Мудрик в «Социальной педагогике» [96] рассматривает воспитание в контексте  социализации: показывает влияние различных  факторов на развитие детей и подростков; характеризует государственную, региональную, муниципальную и локальную систему воспитания; раскрывает особенности и содержание семейного, религиозного и коррекционного воспитания; описывает гендерную структуру общества и влияние группы сверстников на научение гендерному поведению.

    Известный социолог Н. Смелзер [132] так же изучал различия между мужчинами и женщинами и пришел к выводу, что они имеют, мягко говоря, сложный характер. Смелзер исследует их, анализируя четыре компонента гендерного самосознания: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и гендерные роли.

    Маргарет Мид (в 1935) наблюдала жизнь трех племен в Новой Гвинее [93]. В племени арапеши и мужчины, и женщины придают такое большое значение рождению детей, что выражение «родить ребенка» у арапешей употребляется одинаково по отношению к отцу и матери. У арапешей дела между мужчиной и женщиной делятся поровну. Подобно арапешам, мундугуморы не приписывают одни личностные качества мужчинам, а другие – женщинам. В этом обществе мужчины и женщины одинаково жестоки, ревнивы и агрессивны. Подобно западным народам, тчамбули считают, что мужчины и женщины отличаются по темпераменту, однако женщины племени ведут все дела: ловят рыбу, занимаются ткачеством, торгуют, в то время как мужчины украшают себя, увлекаются любительским искусством и тратят время на обдумывание праздничных церемоний». В племени йоруба (Нигерия) четыре пятых женщин работают в торговле, и под их контролем находится две трети экономики.

    «Биологические факторы не предопределяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге» [132, с. 337]. Так считает не только Смелзер, но и большинство прогрессивных ученых в области гендерной социологии.

    В когнитивной сфере можно считать  установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях [87; 196; 231]. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки [202]. В многочисленных исследованиях было доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины [77; 196; 228; 55, с. 34]. Сравнительный анализ результатов выполнения тестов на понимание пространственных отношений американскими школьниками старших классов показал, что за последние 20 лет пространственные способности девушек существенно выросли [23]. Т.о. мы можем сделать вывод, что «различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление» [55, с. 36]. Вероятно, существует почти бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это наводит мысль, что гендерные роли в нашем обществе сложились скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не «естественного порядка вещей». Способность жены к деторождению и уход за детьми не определяют ее экспрессивную роль – эта теория слишком упрощает сложности гендерных ролей в наше время. В таком представлении лишь подтверждаются устаревшие системы гендерных идеалов и гендерных ролей, которые по своей сущности вовсе не являются «неизбежными».

    Хартманн (в 1976) рассматривал сложные связи  между капитализмом, патриархатом и экономической структурой. Предоставляя женщинам более низкий заработок, им труднее платить «свою часть» за угощение при встречах с мужчинами и т.д. Низкий заработок побуждает женщин выходить замуж. Замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу, поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.

    Бэррон  и Норрис утверждают, что женщины – всегда могут «уволиться» по семейным обстоятельствам; женщины меньше дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят с работы по причине беременности; женщины лишены организаторских способностей мужчин. Смелзер утверждает, что теория Хартманна аналогична теории, предложенной Бэрроном и Норрисом (в 1976). Но мы не согласны со Смелзером: Бэррон и Норрис говорят, что женщин реже берут на ответственную работу, т.к. она легко может уволиться по беременности, семейным обстоятельствам, не имеет организаторских способностей мужчин и т.п. Т.е. мы видим классическую гендерную теорию, видим зависимость гендера от физиологического пола – позиция же Харрисонна от этой весьма далека, она утверждает как раз противоположное: гендер является продуктом общественного устройства, но совсем не физических особенностей мужчин и женщин.

    Сандра  Бем ввела термины «андрогин» и недифференцированный тип. Оказалось, что, несмотря на призывы, что сила женщины в демонстрации женственного поведения, все совсем не так. Демонстрация слабости и зависимости ещё никого не сделала сильнее, даже мужчин. Придерживаться женской линии поведения – значит обречь себя на неудачу. Те женщины, которые доходят до высших эшелонов власти, демонстрируют даже «более мужское» поведение, чем сами мужчины [16].

    «Наибольшее влияние на концептуализацию женской  субъективности по критерию телесности оказали философские концепции  Мишеля Фуко (концепция тела как  эффекта власти) и Жиля Делеза [34] (концепция желания как производства). Фуко считал, что гендерные маркировки субъективности являются не неизменными биологическими, а социально сконструированы и производятся определенными типами властных стратегий [20, с. 422]. В философии становления Делеза утверждает самостоятельный характер женского желания и независимой женской субъективности в культуре.

    Итак, какие выводы мы делаем из исследований XX века? До 70-х годов социально-психологические исследования пола человека развивались преимущественно в рамках полоролевой теории, а сам феномен социального пола понимался как усвоение личностью особого социального статуса, предписываемого обществом на основании биологических различий. Начавшаяся в 70-е годы феминистская критика классических представлений о поле и половых различиях человека и последовавшие за этим кросс-культурные и исторические исследования проявлений человеческой сексуальности, обратили внимание на тот факт, что между социальными ролями мужчин и женщин и биологическими различиями нет никакой причинной зависимости. Обнаружилось, что социальный пол человека имеет автономное от биологического пола существование и полностью складывается в сфере общения и социального взаимодействия людей определенных культур и исторических эпох.

    В модернистской социологии существует три представления о гендере. Первое из них рассматривает гендер как культурную схему, которая организует и типизирует поведение мужчин и женщин. Человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы взаимодействия, пользуясь имеющимися в культуре гендерными схемами (С. Бем). Гендер имеет множественные формы проявления, которые не сводимы только лишь к совокупности половых ролей, гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей и многое другое. Гендер воспринимается не в качестве социального конструкта, а как «естественное» состояние личности. «Сомнения в «естественности» того или иного гендера возникают только в ситуациях «гендерного беспокойства», например, когда конструирование собственного поведения и личности вдруг входит в значительное противоречие с нормативным образцом, или когда человек сталкивается с альтернативным способом конструирования гендерной реальности в другой культуре» [26, с. 14].

    Второе  понимание гендера в модернистской теории связано с его трактовкой в качестве особого социального института, с помощью которого устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе (Дж. Лорбер). Гендер включает в себя следующие компоненты:

  1. категория пола – принадлежность к биологическому полу с рождения в зависимости от гениталий;
  2. гендерная идентичность – личное восприятие своей половой принадлежности в связи с социальными функциями и статусом, которые предписываются данному полу;
  3. гендерный брачный статус – осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;
  4. сексуальная ориентация – социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, практик;
  5. гендерная структура личности – усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;
  6. гендерные процессы – социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;
  7. гендерные убеждения – принятие или сопротивление господствующей в обществе гендерной идеологии;
  8. гендерный дисплей – предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, телесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Информация о работе Особенности гендерной социализации студенческой молодежи