Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:49, автореферат
Современная реальность, перманентная трансформация российского общества (в том числе и противоречивая), реализация возможностей его ресурсного обеспечения с особой остротой поставили вопросы качества профессионализации кадрового обеспечения государственного управления, востребованности профессионально-личностных способностей человека.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ профессионализации кадрового обеспечения государственной гражданской службы как управленческого процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущностью профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования является такой процесс взаимосогласования требовании личности и профессии, который мы можем назвать, с одной стороны, дальнейшей социализацией, а с другой - особым этапом личностного развития в пике своего психологического возраста. Профессионализация происходит путем достижения личностью определенных нормативных требований и результатов учебной, служебной деятельности и формирования одновременно личностных новообразований профессионально важных для будущей деятельности.
При решении задач диссертационного исследования основная гипотеза, выдвинутая автором, нашла свое подтверждение. Теоретический и методологический анализ проблемы, а также результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что процесс профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования предполагает реализацию следующих психолого-акмеологических условий:
• актуализацию мотивационно-смысловой сферы государственных и муниципальных служащих на данном этапе личностного развития и принятие ими требований избранной профессиональной специализации в системе дополнительного образования;
• взаимосогласование в процессе психолого-акмеологического сопровождения профессионализации требований профессии госслужащего как субъекта государственной службы и конкретного специалиста и психологических закономерностей личностного развития в возрастные рамки 26-38 лет (акме), порождающие феномен профессионально-личностной адекватности как положительной стратегии профессионализации;
• индивидуализация процесса психолого-акмеологического сопровождения профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования на осознании своеобразия ситуации неоднократного выбора профессии вплоть до ее смены, формирующая психологические новообразования (знания, навыки, умения) такие как - самосовершенствование, самоорганизация, самоконтроль, саморазвитие.
Изучение проблемы профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования, данные экспериментального исследования позволяют сделать некоторые теоретические выводы и выработать практические предложения.
1. Психологический анализ социализации государственных и муниципальных служащих и личностного развития в рамках профессиональной подготовки в системе дополнительного образования позволяет рассматривать профессию госслужащего в рамках трех групп отношений.
• госслужащий как субъект государственной службы;
• госслужащий как специалист конкретной профессии;
• госслужащий как представитель образа жизни.
Группа отношений «госслужащий как субъект государственной службы» отражает принципиальное отличие деятельности государственных и муниципальных служащих, их труда от иной деятельности. Эти отношения подчеркивают духовно-нравственные, исторические основы профессии госслужащего, которые должны быть определены в нормативно-правовых актах и детерминировать системообразующий вектор «мотив-цель».
Вторая группа отношений - «госслужащий как конкретный специалист» определяет, что в процессе профессиональной подготовки у государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования, должны возникнуть психологические новообразования в виде знаний, навыков, умений необходимых для профессионального выполнения своих служебных обязанностей.
Третья группа отношений - «госслужащий как представитель специфического образ жизни» отражает тот факт, что эти отношения наименее изучены для современного российского корпуса государственных и муниципальных служащих. Вместе с тем выявлена зависимость образа жизни от профессиональной деятельности.
Избранный подход к изучению профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования определил рамки изучения содержания и противоречий этого сложного процесса взаимосогласования требований личности и профессии. Теоретический анализ проблемы профессионализации позволил выделить ряд этапов этого процесса:
• выбор профессии;
• профессиональная адаптация;
• профессиональный рост.
При этом мы рассматривали процесс профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования прежде всего в широком смысле как этап профессионального роста в рамках всей карьеры и как важнейшее биографическое событие, влияющее на стратегию жизненных планов личности.
Вместе с тем в узком смысле рассмотрение динамики отношения «человек - профессия» позволило выявить и раскрыть содержание интегративного социально-психологического феномена профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.
3. В контексте настоящего диссертационного исследования выделены содержание и модель, алгоритм и технология продуктивной профессионализации, выбор стратегии которой зависит от степени учета и реализации двух групп психологических условий профессиологических и акмеологических.
4. В ходе теоретического исследования профессионализации выявлены психолого-акмеологические условия данного процесса. К ним в самом широком смысле относятся.
• требования профессии государственных и муниципальных служащих к личности на данном этапе личностного развития и требования избранной профессиональной специализации в системе дополнительного образования;
• психологические закономерности и особенности личностного развития в возрастные рамки 26-38 лет, своеобразие ситуации неоднократного выбора профессии вплоть до ее смены.
Психологическим содержанием профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования является выработка личностных новообразований (знании, навыков, умений), адекватных установленным нормативам будущей профессиональной деятельности.
Важнейшими признаками профессионализации (выбора ее стратегий) являются степень социального одобрения (успешности) и удовлетворенность уровнем развития личностных качеств (самооценка, саморазвитие, самопроектирование).
5 Данные выводы и обобщения послужили теоретическим основанием для проведения опытно-экспериментального исследования. Его результаты показали, что в системе дополнительного образования государственные и муниципальные служащие проходят профессионализацию в рамках той или иной стратегии профессионально-личностных адекватности, деформации и индифферентности. На основании рассмотренных выше условий профессионализации (профессиологических и акмеологических) возможно условно определить группы госслужащих по избранным стратегиям как
• профессионально-личностная адекватность - «профессионалы»;
• профессионально-личностная индифферентность «полупрофессионалы»;
• профессионально-личностная деформация - «непрофессионалы».
Базой для пополнения группы «профессионалов» служат группы полупрофессионалов» и «непрофессионалов». В процессе профессионализации в системе дополнительного образования они в зависимости от степени учета и реализации психологических условий переходят в группу «профессионалов».
6. Рассмотрение стратегии профессионализации в трехмерном пространстве позволило выявить и конкретизировать их психологическое содержание относительно векторов:
• профессия как вид государственной службы;
• профессия как профессиональная деятельность специалиста;
• профессия как образ жизни, детерминированный ею.
Так по составляющей «профессия как вид государственной службы» отношения во многом идентичны для представителей всех трех стратегий. Своеобразие проявляется в мотивационно - смысловой и когнитивной сферах по позициям осознанности и удовлетворенности выбором профессии (диапазон оценок от «выбрал сам» до «стечения обстоятельств»), ориентации мотивов служебного роста на действующее законодательство, понимание и принятие перспектив в рамках административного управления.
Исследования по составляющей «профессия как профессиональная деятельность специалиста» показывают, что это наиболее динамичная и индикаторная составляющая из выделенных образующих профессии госслужащего для всех трех групп, мотивы деятельности ориентированы на конкретное психологическое содержание ведущего типа деятельности, установленные нормативы и показатели профессии в рамках специализации (управленческая, педагогическая, инженерная, научно-исследовательская).
По составляющей «профессия как детерминированный ею образ жизни» проведенный анализ показывает, что и эти отношения в системе «человек-профессия» являются достаточно статичными и во многом идентичными для всех трех групп госслужащих. Ориентация по этой составляющей на такие ценности, как коллективизм и корпоративные интересы, потребности семейной жизни, стабильность. Различия в основном касаются вектора направленности этих отношений от «здесь и теперь» у «профессионалов» до устремленности в прошлое и ожиданий будущего у «полупрофессионалов» и «непрофессионалов».
7. Анализ динамики профессионализации в рамках всех трех стратегий показал, что на всех этапах профессионализации индикаторными для государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования являются следующие психологические характеристики соответствующие факторам теста Кеттела:
А - «Общительность-замкнутость»: естественность в общении, готовность к сотрудничеству, умение довести свою позицию в сочетании с гибкостью в отношениях;
G - «Моральная нормативность»: добросовестность, настойчивость обязательность, умение взять ответственность на себя, эффективность в ситуациях, требующих настойчивости, упорства;
N - «Гибкость-прямолинейность»: опытность, расчетливость, проницательность, умение осознавать достигнутое;
Q3- «Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»: сильный контроль своих эмоций и поведения, внимание к людям, «самоуважение», забота о собственной репутации.
В рамках той или иной стратегии наблюдается изменение показателей этих шкал, причем для всех трех групп эти показатели близки к максимальным положительным (оптимуму).
В процессе обучения в системе дополнительного образования у государственных и муниципальных служащих в зависимости от степени реализации психологических условий происходит выбор той или иной стратегии профессионализации.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 578 с.
2. Абросимов И.Д., Медведев В.А. Менеджмент. М.: Знание, 1992. Вып.1. - 104 с.
3. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М., 1991.- 299 с.
4. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций -М.: Феникс, 2002.
5. Авраамова Е. В. Влияние социально-экономических факторов на формирование политического сознания// Российское общество становления демократических ценностей. М., 1999. -С.9-42.
6. Агапов В. С. Я концепция в структуре управленческой деятельности. -М., ГУУ, 1999. -212 с.
7. Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., Институт молодёжи, 1999. - 256 с.
8. Акмеология. Учебник под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача.-М.:РАГС, 2002. -874с.
9. Акмеология: методология, методы и технологии (Материалы научной сессии, посвящённой 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). М., РАГС, 1998.- С. 18.
10. Акмеологические основы дистанционного образования. Монография под научн. Ред А.А.Деркача.- М.: РИЦ Москва-Санкт-Петербург, 2001. С. 128.
11. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства -М, 1999.-325с.
12. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979. С. 158.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1997. - 380с.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1998. -С.
15. Андреева Г. М. Современная социальная психология. М., 1999361с.
16. Анисимов С. А. Деркач А. А. И др. Методы акмеологических исследований. М., РАГС, 2000. 296с.
17. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. // Человек в системе наук. М., ИП РАН, 1998. -223с.
18. Анцыферова Л.И Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. В сб. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М,1991. - С.27-41.
19. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 1999. 478с.
20. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. -М.5 2000. 158с.
21. Асмолов А.Г. Психология личности. -М., 2002. 367с.
22. Безгодова О.В. «Паблик Рилейпшз» в системе политического управления в современной России.Тенденции развития: Автореф. дис. канд. полит, наук М., 1999. - 24с.
23. Безносое С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод). Автореф.дис.докт.псих.наук. Спб, 1996.
24. Белая О.П. Влияние смены профессии на направленность личности. Автореф.дис канд.псих.наук. Ставрополь, 1998. С.18.
25. Берестова Л.И Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф дис. канд псих.наук, РАУ, 1994. С. 10.
26. Берне Р. Я-концепция и воспитание. -М., 2001. 289с.
27. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию (изд. второе, переработанное и дополненное). Калуга: КГПУ, 2001. - 72с.
28. Богомолова О.В. Слово о политическом пиаре. Кемерово: ИнСЭПЗ, 2000.-97с.
29. Бодалев А.А., Руткевич А.Ф Как становятся великими или выдающимися.- М.: Инст.Психотерапии, 2002. 287с.
30. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. В сб. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - МД997. - С.3-26.