Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:49, автореферат
Современная реальность, перманентная трансформация российского общества (в том числе и противоречивая), реализация возможностей его ресурсного обеспечения с особой остротой поставили вопросы качества профессионализации кадрового обеспечения государственного управления, востребованности профессионально-личностных способностей человека.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ профессионализации кадрового обеспечения государственной гражданской службы как управленческого процесса.
Дисциплина «Организация государственной и муниципальной службы» предназначена для студентов и слушателей всех форм программ и обучения по специальности «Управление персоналом».
Целью дисциплины является изучение закономерностей и проблем становления и развития государственной и муниципальной службы в РФ и за рубежом, в том числе ее нормативноправовой, административнотерриториальной и организационной основ, характера взаимодействия с органами государственного и муниципального управления в различных ветвях власти, механизмов профессионализации кадрового корпуса государственной и муниципальной службы.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решается следующие задачи:
— дать представление о сущности государственной и муниципальной службы, ее моделях, принятых в зарубежной и отечественной практике;
— рассмотреть опыт становления и развития государственной и муниципальной службы в России и за рубежом;
— изучить характер и особенности организации государственной службы в органах государственного и муниципального управления в исполнительной, представительной и судебной ветвях власти;
— рассмотреть основные механизмы профессионализации государственных и муниципальных служащих.
В результате освоения дисциплины «Организация государственной и муниципальной службы» студенты и слушатели должны:
иметь представление:
— о сущности государственной и муниципальной службы;
— об основных моделях организации государственной службы;
— об истории и современном этапе развития государственной (муниципальной) службы в Российской Федерации;
— о системе государственной службы РФ и управлении ею.
знать:
— нормативноправовые основы государственной и муниципальной службы РФ (положения Конституции РФ, федеральные законы «Об основах государственной службы в РФ», «О гражданской государственной службе РФ», «О системы государственной службы РФ», «Об основах муниципальной службы РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в новой редакции и другие федеральные законы, регулирующие государственную и муниципальную службу РФ);
— особенности становления и развития государственной службы как социальноправового института, его основные характеристики;
— отличительные особенности моделей организации государственной службы;
— дисфункции государственной службы и средства их преодоления;
— основные организационноправовые и организационнометодические механизмы профессионализации кадрового корпуса, формирования единого кадрового пространства государственной и муниципальной службы;
— влияние региональных факторов на организацию государственной и муниципальной службы;
— современные тенденции реформирования государственной и муниципальной службы в России.
уметь:
— на основе анализа отечественной и зарубежной практики определять по внешним признакам базовые модели государственной службы;
— разрабатывать административный, служебный и должностной регламенты органов государственной и муниципальной власти;
— анализировать и проводить содержательную и правовую экспертизу законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих государственную и муниципальную службу;
— определять эффективные формы взаимодействия исполнительных, представительных и судебных органов государственного и муниципального управления, а также с населением и другими субъектами жизнедеятельности в регионе;
— оценивать технологии обеспечения профессионализма государственных и муниципальных
Тема 1.1. Государственная служба в системе государственного управления
План:
1.1.1. Государственная служба в системе государственного управления
1.1.2. Понятие государственная служба и государственный служащих
1.1.1. Государственная служба в системе государственного управления
Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. Понятие и подходы к организации государственной службы зависели и зависят от существующих в обществе представлений о государстве , определяются существующей системой государственной власти и зависит о роли и значения государственноадминистративной деятельности.
Различают
патерналисткую модель, согласно которой государство рассматривается как заботливый, хотя и строгий отец, без которого члены общества как малые дети не в состоянии организовать собственное взаимодействие;
либеральную модель, для которой государство выступает как сторож (или наемный работник) у общества
рациональную модель, в которой государство выступает как особая структура общества, выполняющая особые некоторые общие функции.
Разделение власти, ветви власти, принципы разделения власти, механизмы сдержек и противовесов.
Государственная служба как форма организации правоприменительной деятельности государства. Исходя из целесообразности разделения государственной власти различают государственную службу законопроизводства, законоисполнения (властеосуществления – Казанцев С.181) и судопроизводства.
Зависимость организации государственной службы от типа государства. Органическое единство государственной службы и органов государственной власти. Модернизация государственности, государственного устройства, учитывая условия и требования современного периода, неизбежно содержит в себе элементы, некие типологические черты государственного строительства и государственного управления исторического прошлого,
Изучение практики организации государственной службы, процессов становления и эволюции организационных институтов, осмысление основных тенденций, позитивных и негативных сторон ее развития представляет большой научный и практический интерес для выбора оптимальной модели.
Государство является механизмом,
Различают два полярных типа государственного устройства - тоталитаризм и демократию.
Тоталитарный тип общественного устройства может быть описан следующим образом:
социальная основа - корпоративное общество, в котором в качестве базовой характеристики члена общества выступает его принадлежность к определенной социальнопроизводственной группе (классу, сословию и т.п.) и которое предоставляет каждому своему члену обязанность реализовывать или включаться в реализацию тех форм жизнедеятельности, которые «установлены» для членов его социальной группы;
экономическая основа – централизованная экономика, которая обеспечивает возможность и обязанность всех экономических агентов реализовывать те виды и формы производственной деятельности, которые официально считаются общественно полезными;
политическая основа – институт авторитарного лидерства, предназначенный для того, чтобы представлять интересы властвующей элиты в форме универсальной идеологии («всенародной цели», «исторической миссии нации» и пр.), воплощение которой должно обеспечивать удовлетворение потребностей большинства. Установление единой идеологии позволяет предоставлять обществу единые задачи и ограничения на деятельность, а также контролировать их исполнение.
Государство при тоталитарном типе общественного устройства предназначено прежде всего для того, чтобы установить членам любой социальной группы образцы должного поведения в виде гражданских обязанностей в сфере труда, общественного поведения, быта. При современном уровне развития производительных сил этака система весьма неустойчива, поэтому для обеспечения ее существования государство сводит на нет любые формы гражданского неповиновения или даже простого несогласия с официальной идеологией и стремится подчинить себе экономику, преследуя любые формы экономической самодеятельности.
Государство такого типа принято называть диктаторским государством. В зависимости от идеологических основ, природных, экономических, социокультурных и прочих условий того или иного общества любой конкретной форме устройства диктаторского государства присущи такие признаки, как:
суверенитет диктатора;
право власти (приоритет государственной целесообразности пред правом);
синкретичность власти (отрицание необходимости разделения власти);
поглощение местного самоуправления государственной властью;
сакральность (закрытость государственной власти для общества).
Позитивную альтернативу тоталитаризму принято называть демократией, которая в идеале обеспечивает возможность устанавливать для большинства членов общества такие порядки, которые соответствуют их устремлениям, привычкам, интересам и т.п., в то же время для любого меньшинства создавать в пределах этого порядка такие ниши, которые позволяли бы им, не мешая остальным, вести устраивающих их образ жизни. Можно сказать, что квинтэссенция демократии – минимизация возможности любой отдельной социальной общности диктовать, навязывать силой, с помощью государства свою волю остальным членам общества.
Обобщая современные представления о том, каков этот демократический тип общественного устройства, его можно описать следующим образом.
Его социально основой является гражданское общество, как такая система воспроизводства членов общества в их физических и социальных качествах, которая позволяет каждому своему члену реализовывать или включаться в реализацию любой формы деятельности, если только это не ограничивает такие же возможности других членов общества.
В экономической сфере для этого типа характерна рыночная экономика, то есть такая форма организации экономических отношений, которая обеспечивает свободу производственной деятельности адекватной ответственности во всех формах для всех, кто хочет этой свободой пользоваться. Для экономических агентов характерно стремление максимально эффективного использования имеющихся у общества ресурсов.
Политической основой демократии выступает институт плюралистичского представительства, предназначенный для того, чтобы обеспечить возможность выявлять и сопоставлять все разнообразие потребностей, интересов, существующих в обществе, предоставлять их государству в виде задач и ограничений на его деятельность, а также контролировать их исполнение.
Обеспечение этих возможностей достигается как за счет механизмов саморегуляции гражданского общества, так и за счет использования государственного аппарата для целенаправленной организации экономической и политической сфер. Государство при демократическом типе общественного устройства носит выраженный инструментальный характер и предназначено прежде всего для того, чтобы обеспечивать безопасность членов общества и оказывать членам общества определенные услуги, которые по социальным, экономическим или иным причинам нецелесообразно оказывать в порядке индивидуальной самодеятельности.
Однако основные требования к государству как инструменту общества имеют двойственный и в известной мере противоречивый характер, и поэтому государство должно отвечать еще двум требованиям: вопервых, не должно ограничивать свободную деятельность и свободное развитие членов общества или своим бездействие допускать, чтобы эти свободы ограничивались, и, вовторых, обязано заботиться об эффективности своего функционирования, если это не связано с нарушением первых трех требований.
Государство, организованное в соответствии с этими требованиями, принято назвать правовым государством Любой конкретной форме устройства правового государства в зависимости от природных, экономических, социокультурных и прочих условий присущи такие признаки, как:
суверенитет народа;
власть права (приоритет права перед государственной целесообразностью),
разделение властей;
отделение местного самоуправления от государственной власти;
публичность (открытость государственной власти для общества).
В обобщенном виде наиболее существенные характеристики двух типов государств представлены в таблице ХХ.
Таблица
Сравнительная характеристика
диктаторского и правового государства
Диктаторское государство Правовое государство
1. Суверенитет диктатора 1. Суверенитет народа
2. Право власти
(приоритет государственной целесообразности перед правом) 2. Власть права
(приоритет права перед государственной целесообразностью и ограничение власти законом)
3. Синкретичность власти (отрицаний необходимости разделения власти) 3. Разделение властей (автономность ветвей государственной власти)
4. Централизм
(жесткая вертикальная соподчиненность и поглощение местного самоуправления государственной властью) 4. Децентрализация
(федерализм и суверенность местного самоуправления)
5. Сакральность
(закрытость государственной власти для общества и ответственность государства перед авторитарным лидером) 5 Публичность
(открытость государственной власти для общества и ответственность государства перед обществом в целом)
Россия находится в самом начале пути к демократическому типу общественного устройства. Это связано в первую очередь с преодолением тоталитарного типа государственного устройства и связанных с ним стереотипов и традиций оправления государственной власти, образа мышления и обращенных к государству ожиданий населения. Эта задача намного более сложная, чем реформа одной сферы общественной жизни, например экономики.
Направленность, содержание, темпы трансформации государственного устройства особое значение имеет то, насколько государство, являясь наиболее влиятельным субъектом преобразования общества, осознает, обеспечивает и закрепляет позитивные изменения в виде организационных и правовых механизмов, в частности, создавая адекватную общественному устройству модель организации государственной службы .
Обязанности государства перед своими гражданами в отношении государственной службы образуют для каждой демократической страны содержательную сторону правообязанностей государственных служащих перед гражданской нацией, определяют состав функций государственной службы. Исполнение таких функций и обязанностей государства перед учредившим его народом образует юридическую основу квалификации государства как демократического и его службы именно как государственной службы.