Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:49, автореферат
Современная реальность, перманентная трансформация российского общества (в том числе и противоречивая), реализация возможностей его ресурсного обеспечения с особой остротой поставили вопросы качества профессионализации кадрового обеспечения государственного управления, востребованности профессионально-личностных способностей человека.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ профессионализации кадрового обеспечения государственной гражданской службы как управленческого процесса.
[6] См.: Поваренков Ю.П.Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей / Ю.П.Поваренков // Развитие и диагностика способностей; под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Щадрикова.-М., 1991; Коротков Э.М.Концепция менеджмента: учебное пособие / Э.М.Коротков. - М.: ДеКА, 1996.
[7] Буданов В.Г.Концепции современного естествознания / В.Г.Буданов, О.П.Мелихова. - М., 1999.
[8] Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики / В.Ф.Ковалевский. - М.:МО СССР,1983.
[9] Государственная служба России: проблемы становления и развития: Материалы методол. семинара. – М., 2001; Государственная гражданская служба в России: опыт и проблемы становления: материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в РАГС при Президенте РФ 26 октября 2004 г. / редкол.: А.И.Турчинов.– М.: РАГС, 2005.-281 с.; Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / под общей ред. С. В. Пирогова. – М., 1996. – 225с.; Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС в 2001-2006 гг. / под ред. К.О.Магомедова, А.И.Турчинова.– Ульяновск: областная типография «Печатный двор», 2007.-272 с.; Государственная служба и кадровый потенциал России: история, современность, будущее. Материалы научно-практической конференции, проведенной кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС 22 марта 2002г. / науч. ред. А.И.Турчинова.– М.:РАГС, 2002.-213 с.; Государственная служба: культура поведения и деловой этикет/ под общей ред. Е. В. Охотского. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 335с.; Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения. Материалы научно-исследовательских работ кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации / под ред. А.И.Турчинова. – М., 2002. – 336 с.; Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение: сборник научных статей / под ред. Е.В.Охотского.- М., 1994. – 216 с.; Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт / науч. ред. А.И.Турчинова. - Вып.2. – М., 2004. – 117 с.; Государственная служба. Тенденции развития. Зарубежный опыт / ред. А.И.Турчинова. – М.: РАГС, 2001. – 122 с.
[10] См.: Деркач А.А.Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / А.А.Деркач.-М.,1997; Калачева Г.Г.Профессионализм служащих государственной власти и местного самоуправления. - М, 1999;Лытов Б.В.Государственная служба: управленческие отношения: учебное пособие / Б.В.Лытов.-М., 2005; Матирко В.И.Проблемы кадровой политики в государственном аппарате / В.И.Матирко.-М.,1996; Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт / Е.В. Охотский. - М., 2002; Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, истории, новые реалии. Монография / В.А.Сулемов.- 2-е изд. - М., 2006.-344с.; Турчинов А.И.Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.И. Турчинов.- М.,1998.
[11] Граждан В.Д. Теория управления / В.Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2004. -416с.; Карпичев В.С. Организационная культура государственной службы / В.С. Карпичев, Ю.В. Колесников, В.С. Нечипоренко и др. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
[12] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук.-М., 2002;Магомедов К.О.Социология государственной службы: учебное пособие / К.О. Магомедов.-М.:ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2007.-244 с.; Ноздрачев А.Ф.Государственная служба: учебник / А.Ф.Ноздрачев.-М., 1999.
[13] Богданов А.А. Тектология / А.А.Богданов. - М., 1989. - С.189-205.
[14] Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995. –С. 112.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения проблемы профессионализации кадров госслужбы
1.1. Теоретические основы профессионализации субъекта деятельности
1.2. Модель, алгоритм и технология продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих
1.3. Процедура и методы исследования профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования
Глава 2. Пути оптимизации профессионализации государственных и муниципальных служащих
2.1. Динамика формирования и реализации стратегии продуктивной профессионализации кадров госслужбы
2.2. Психолого-акмеологическая система профессионализации государственных и муниципальных служащих
2.3. Психолого-акмеологические условия продуктивной профессионализации кадров государственной службы
2.4. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионализации государственных и муниципальных служащих
Введение:
Актуальность темы исследования. В сложной и динамической совокупности политических, экономических, экологических, социальных и культурных процессов, связанных с движением российского общества по пути демократизации, всё большее значение приобретает проблема создания профессиональных основ современной государственной службы. Здесь имеет место проявление существенных противоречий, недостаточно продуктивное использование имеющегося потенциала. В первую очередь проявляется недооценка роли психолого-акмеологических условий подготовки кадров госслужбы как профессиональной элиты российского общества.
Среди множества проблем профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих проблема профессионализации занимает одно из центральных мест. Она многогранна и многопланова, решается различными специалистами и должностными лицами - руководителями и начальниками всех степеней, профессорско-преподавательским составом, специалистами профессионального отбора и кадровых органов.
Для того, чтобы профессионализация государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования была продуктивной, имела проработанную и обоснованную структуру, содержание и критерии, необходимы: теоретическое осмысление этого процесса; разработка и научное обоснование модели, алгоритма и технологии продуктивной профессионализации в системе дополнительного образования; выявление и анализ психолого-акмеологических особенностей и условий этого процесса, а также разработка и осуществление эффективной системы его психолого-акмеологического сопровождения.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
Базовыми для научных обобщений и практических поисков в этой области стали исследования психологов и акмеологов по проблемам профессиональной подготовки, профессионального отбора, профессионального самоопределения, которые методологически опираются на идеи единства деятельности, сознания и личности А.И. Леонтьева, культурно-историческую концепцию JI.C. Выготского, системно-целостный подход Б.Г. Ананьева, разработки теории стадий профессиональной жизни Д. Сьюпера, современные акмеологические исследования профессионального развития государственных служащих А.А. Деркача, В.Г.Зазыкина, Е.А. Климова, А. К. Марковой, Ю.П. Поваренкова, Ю.В.Синягина и др., рассматривающие профессиональное развитие как единый процесс взаимосогласования и достижения соответствия субъекта деятельности требованиям профессии, имеющий свои психолого-акмеологические закономерности, механизмы и условия.
Вместе с тем проблема продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования не нашли достаточного разрешения в работах отечественных психологов и профессиологов.
Недостаточная разработанность и практическая значимость этой проблемы для становления личности государственных и муниципальных служащих обусловили выбор темы диссертационного исследования, его объект и предмет.
Цель исследования - оптимизация процесса профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.
Объект исследования - профессионализация государственных и муниципальных служащих в региональных условиях профессиональной деятельности.
Предмет исследования - психолого-акмеологические условия продуктивного профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Профессионализация государственных и муниципальных служащих выступает важным условием достижения их соответствия требованиям профессиональной деятельности. Как акмеолого-развивающая система, она объединяет подсистемы самосовершенствования, целевого и дополнительного образования, обеспечивая продуктивность процесса всестороннего развития субъекта деятельности через достижение профессионально-личностной адекватности, профессионально-личностной деформации и профессионально-личностной индифферентности.
Оптимизация процесса профессионализации кадров госслужбы достигается в рамках научно обоснованных модели, алгоритма и технологии, при создании профессионально-личностных, деятельностно-средовых и образовательно-целевых психолого-акмеологических условий, действующих на общем, особенном и единичном уровнях. Ее результатом является формирование устойчивой структуры субъектно-деятельностных новообразований, профессионально необходимых для практической деятельности.
В соответствии с целью задачами исследования являются:
1. Выявление сущностных признаков и психолого-акмеологических особенностей продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих.
2. Разработка акмеологической модели, алгоритма и технологии продуктивной профессионализации кадров госслужбы в условиях конкретной профессиональной деятельности.
3. Экспериментальное исследование динамики формирования и реализации стратегии продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих.
4. Разработка психолого-акмеологической системы профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.
5. Определение психолого-акмеологических условий продуктивной профессионализации в системе дополнительного образования и их влияния на характер профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих.
6. Обоснование основных направлений психолого-акмеологического сопровождения профессионализации государственных и муниципальных служащих.
7. Разработка научно-практических рекомендаций по оптимизации профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются теоретико-методологические положения акмеологии (Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Реан А.А., Синягин Ю.В., Яблокова Е.А. и др.); психологические теории и концепции развивающейся личности, ориентированной на достижение вершин профессионализма (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Е.А. Климов, Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Степнова Л.А., Реан А.А., Сухов А.Н., Сысоев В.В., Чернышев А.П. и др.); концептуальные положения о поливариантности выбора профессии, профессиональной деформации личности и профессионализации (Безносов С.П., Деркач А.А., Лаптев Л.Г., Молоткова Е. А, Поваренков Ю.П., Рогов Е.И., Турчинов А.И. и др.)
В исследовании был использован комплекс научных методов: профессиография специальностей госслужащих, качественный и содержательный анализ документов, наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, нестандартизированное интервью, профориентационная беседа, анализ независимых характеристик, профессионально - рефлексивный практикум, констатирующий и формирующий психологические эксперименты.
Всего различивши методами было обследовано 489 человек. Исследования проводились в Сибирском Федеральном округе на базе Сибирской академии государственных служащих, 14 ее филиалов и представительств в период с декабря 1999 по март 2002 год.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась сложившимися в отечественной психологии исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью и апробацией методик на этапе пилотажного исследования, репрезентативностью выборки, статистической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ "ПРОФЕССОР".
Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна
1. Выявлены и обоснованы сущностные признаки и психолого-акмеологические особенности продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих, позволяющие рассматривать этот процесс как взаимосогласование профессиологических и акмеологических требований профессии и потребностей субъекта деятельности соответствовать этим требованиям, которое достигается в процессе образовательной деятельности и самосовершенствования кадров госслужбы.
2. Научно обоснованы и апробированы акмеологические модель, алгоритм и технология продуктивной профессионализации как формы реализации психологических стратегий: профессионально-личностной адекватности, деформации, индифферентности, которые составили организационную основу профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих.
3. В процессе экспериментального исследования определена динамика профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих, проявляющаяся в уровне сформированности профессионально-важных качеств (ПВК), основных новообразований и особенностях профессионально-личностной адекватности, деформации и индифферентности.
4. Разработана и обоснована психолого-акмеологическая система профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования, направленная на формирование положительной стратегии профессионализации и включающая: психолого-педагогическое моделирование труда кадров госслужбы; развитие их творческого потенциала в процессе обучения и в процессе последующей профессиональной деятельности; социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования; организация и совершенствование взаимодействия различных служб (педагогов, кадровых работников, психологов, специалистов профотбора) в целях психолого-акмеологического сопровождения (мониторинга) профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.